[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Пресс-служба] | ||||
Повысить статус общевоинских уставов
|
||||
18 января 2007 года |
Государственная Дума России отклонила законопроект «О внесении изменения
в статью 4 Федерального закона «Об обороне». Законопроектом предлагалось
утверждать общевоинские уставы федеральным законом, а не указом Президента.
Такова правовая традиция в России. В Советском Союзе общевоинские уставы утверждались Верховным Советом СССР. Ныне действующие уставы своим указом в 1993 году утвердил Президент России Ельцин, направив их для окончательного утверждения в Федеральное Собрание. Однако, законодатели этот устав не рассматривали, а внесли изменение в закон «Об обороне», передав функции утверждения общевоинских уставов Президенту. - Правовое регулирование, при котором Президент утверждает общевоинские
уставы, в принципе допустимо, - считает автор отклонённого законопроекта
депутат Сергей Алексеевич Попов.
- Однако при этом необходимо, чтобы уставы не содержали (не создавали)
норм, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, если эти
нормы уже не содержатся в федеральных законах (часть 3 статьи 55 Конституции
РФ). Кроме того, утвержденные указом Президента уставы не должны противоречить
федеральным законам (часть 3 статьи 90 Конституции РФ), а при изменении
федеральных законов должны в разумные сроки приводиться в соответствие
с ними. А также, общевоинские уставы должны быть официально опубликованы
(часть 3 статьи 15 Конституции РФ). Но все эти требования, к сожалению, не выполняются уже 13 лет. Ни
Президент Ельцин, ни Президент Путин не привели российские общевоинские
уставы в соответствие с законами. И нормы действующих уставов существенно
ограничивают права не только военнослужащих. Например, согласно статье 191 Устава гарнизонной и караульной служб
часовой обязан применить оружие по любому лицу, сделавшему попытку
проникнуть на пост (пересечь запретную границу) и обратившемуся в
бегство после такой попытки. Более того, согласно Уставу оружие должно
быть применено даже если часовому очевидно, что такое лицо не слышало
предупредительных команд и ни в один из моментов не создавало реальной
опасности ни для жизни часового, ни для охраняемого им объекта. Хотя
указанное ограничение права на жизнь неопределенного круга лиц не
закреплено никаким федеральным законом. Другой пример. Этот же Устав устанавливает обязанность военного коменданта
гарнизона в определенных случаях задерживать военнослужащих. А такая
обязанность может быть установлена только федеральным законом (часть
3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). И таких примеров масса. - Командир воинской части вынужден сам разрешать правовые коллизии между уставами и федеральными законами. Лучший выход из этого - принимать уставы законом, что мною и предлагалось. Но и сегодня законодатель уклонился от выполнения свойственных ему функций, перекладывая их на Президента, - комментирует сложившуюся ситуацию Сергей Попов.
См. также: Сергей ПоповОборонная политика Депутат Госдумы Сергей Попов запросил силовые ведомства России о разрешении ими имеющейся правовой коллизии между федеральным законом и уставом внутренней службы Пресс-релиз 17 апреля 2006 года «О дефектах общевоинских уставов и необходимости их утверждения федеральным законом» Пресс-конференция депутата Госдумы РФ заместителя председателя Российской демократической партии «ЯБЛОКО» Сергея Алексеевича Попова , Пресс-служба, 12 апреля 2006 года
|
|||
|
||||
|