Полный текст Доклада В.С. Останина на парламентских слушаниях 15 мая 2001 года
15 мая 2001 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания на тему "Управление госсобственностью и приватизация". Депутат фракции "Яблоко", член Комитета Госдумы по безопасности, Валерий Останин выступил с докладом, в котором подчеркнул, что проблемы управления госсобственностью и дальнейшая ее приватизация напрямую связаны с проблемами безопасности государства.
Депутат отметил, что не является сторонником экономической стратегии "трубы", экономики, построенной исключительно на экспорте сырьевых ресурсов. "Однако сырьевые ресурсы России были, есть и будут оставаться базисными для экономики и бюджета государства, прежде всего сейчас, когда нет иллюзий по поводу финансовой помощи России от МВФ, и необходимо выплачивать долг", - сказал он.
Останин считает, что именно сырьевые отрасли должны стать тем "локомотивом", который поставит на ноги реальный сектор экономики государства - промышленное производство. "Вопрос заключается в том, насколько эффективно и рачительно государство способно использовать сырьевые ресурсы страны в условиях глубокого системного экономического кризиса?"
По мнению депутата, мы вновь и вновь сталкиваемся с типичной ситуацией: при великом множестве правоохранительных, фискальных, надзорных органов, содержащихся за счет бюджета, при большом количестве имеющихся законов и законодательных актов, регламентирующих предпринимательскую, природоохранную, налоговую деятельность - мы не в состоянии добиться должного экономического результата самой высокодоходной - ресурсодобывающей отрасли и минимизировать ущерб, наносимый экономической безопасности государства. Все получается по известной пословице: "У семи нянек дитя без глаза".
Коснувшись проблем, которые испытывает государство в управлении такими естественными монополиями с госпакетом акций, как РАО "ЕЭС" и Газпром, Валерий Сергеевич подчеркнул, что "настала пора прекратить, а вернее, пресечь всяческие сумасбродные идеи так называемых "реструктуризаций" энергетических монополий, с которыми носятся их менеджеры, и заставить управленцев выполнять элементарные обязательства пред государством".
Анализ информации о деятельности ресурсодобывающих компаний, взятой из официальных источников и СМИ, показывает, что требования по обеспечению контроля за освоением нефтяных и газовых месторождений, управлению госпакетом акций нефтедобывающих компаний далеки от желаемого. Нередки случаи, когда после победы в конкурсе некоторые обладатели лицензий на освоение месторождений, ограничиваются выплатой бонусов и забывают о своих основных обязанностях. С точки зрения депутата, подобное умышленное "консервирование" перспективных месторождений грубо противоречит национальным интересам и действующему законодательству.
"Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда крупные экономические проекты в ресурсодобывающей отрасли не проходят соответствующей экспертизы на предмет экономической безопасности, и, как правило, в результате реализации таких проектов интересам государства и общества наносится серьезный ущерб", - отметил Останин. По его мнению, будет более правильно выставлять на конкурсы (аукционы) не месторождения, а проекты по их освоению, со всей совокупностью обязательств недропользователей перед государством, зафиксированные в этих проектах, прошедших необходимые экспертизы и согласования. В этом случае государство получит возможность в рамках проекта установить нормативы платы за недра независимо от их использования или неиспользования в конкретном случае, т.е. создать условия, чтобы не выполнять лицензионные обязательства престало быть выгодным.
Другой немаловажной проблемой является вопрос сокрытия доходов. Не секрет, что при уплате налогов многие нефтяные компании не без успеха пользуются отработанными схемами так называемых "внутрикорпоративных трансфертных цен" на нефть. Все дело в том, что в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях существует порочная практика занижения цены нефти, по которой "материнская" компания покупает ее у своей "дочки". Останин считает, что настало время пресечь явные нарушения действующего налогового законодательства и закрыть в законном порядке все существующие "черные дыры". "Противоядие" давно известно: это введение биржевых торгов на нефть. Если законодательно определить, что при уплате налогов берется в расчет биржевая цена на нефть, исчезнет фиктивная бумажная система цен на нефть. Это упростит работу налоговых органов, повысит налоговые поступления в бюджет, тем более, что такой подход в полной мере соответствует гражданскому, налоговому, антимонопольному законодательству.
Депутат считает, что задача Государственной Думы - разработать такой комплекс законодательных мер, в основе которых будут преобладать не столько фискальные, сколько экономические методы управления и контроля. Останин также высказался за разработку достаточно простого, но эффективного механизма законодательного контроля над дальнейшей приватизацией и управлением госсобственностью. Практика показывает, что чем более обеспечивается прозрачность в этой области, тем больше государство способно защитить интересы общества.
Наталия Демина
Полный текст Доклада В.С. Останина на парламентских слушаниях 15 мая 2001 года
|