Людям свойственно строить планы. Российские политики исключения не составляют и, естественно, тоже строят планы. Хорошие политики или, точнее, те, которые себя такими считают, строят хорошие. Прочие тоже строят, сообразно своим способностям и возможно стям. Умные люди, которых осталось не так уж и много, от планового строительства отошли. Поскольку от строительства планов до их воплощения в конкретные дела простирается трудно преодолимая полоса препятствий под названием власть. И вопрос упирается не в то, как ее добиться, а в то, как сделать это безболезненно для страны.
Опыт последователей коммунистической идеи в России известен. В этом году исполняется ровно сто лет с тех пор как сторонники всеобщего блага впервые заявили о себе созданием партии нового типа, прошедшей нелегкий путь от "камерной" РСДРП до многомиллио нного монстра - КПСС.
Но какими бы благими намерениями не прикрывались идеологи российского коммунизма в прошлом, им нужна была власть, чтобы воплотить задуманное. Власть абсолютная и беспощадная.
Что и было ими продемонстрировано на чужие деньги в 1917 году. Нарождающаяся в России демократия была раздавлена, расстреляна... Зачем и кому нужна она, демократия, когда речь идет о власти?
Ныне времена, говорят, иные. Но семьдесят с лишним лет унижений и страха оставили в памяти народной свой след. Как не вспомнить слова поэта Некрасова: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Большинству сейчас не до воспоминаний - бытовуха заела... Мало быть свободным, когда сказанное г-ном Радищевым два столетия тому назад с лишним: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала...", - вновь обрело актуальность, надо быть и сытым.
Да, изменилось за последние годы в России многое. Изменился в том числе, хотя бы по форме, способ обретения власти. Бытие, как говорится, определило сознание. И многим в России ее - власти - захотелось. Помните, сколько всевозможных партий, движений, объединений, порой экзотических по декларируемым целям, участвовало в гонке за депутатскими мандатами Госдумы? Поди разберись: за кого голосовать?.. Как не позавидовать былым временам, когда шел обыватель на избирательный участок и отдавал свой голос за "достойных кандидатов блока... коммунистов и беспартийных". Потому что других быть не могло. Зато были передовицы в "Правде" - прочитал и все ясно. Нет единого перста указующего, а без него как? Один Божий остался, но и он не подскажет.
"А как же пресса? - спросите вы. - Не-зависимая российская пресса? Главное завоевание российских перемен..." Пресса трудится вовсю. Пресса осваивает новый вид журналистики - "избирательные технологии". И, судя по всему, освоила их за последнее время н еплохо. Правда, деньги на промывку мозгов нужны немалые, зато эффект может быть потрясающий. Пример - выборы г-на Ельцина на президентский пост в 1996 году. Было понятно, что за человека, имевшего в начале года безобразно низкий рейтинг доверия, ни один здравомыслящий человек не проголосует. Родилась на свет "семибанкирщина" - появились деньги. Независимые от обывателя СМИ "надули" рейтинг, промыли мозги, припугнули коммунистами и призвали голосовать "сердцем".
Многие так и проголосовали. И что для тех, кто голосовал "сердцем", изменилось к лучшему? Если что и изменилось, то ничтожно мало, и вряд ли удастся вновь охмурить избирателя так, чтобы он еще раз забыл про мыслительный орган - голову. Многие могут пр осто не пойти на выборы - зачем участвовать в фарсе?
Поэтому вовсе не случайно, что, наряду с переделом собственности, продолжается борьба за СМИ, хотя до выборов, чисто арифметически, еще довольно далеко. Идет борьба за рычаги воздействия на общественное мнение, за возможность манипулировать им. Держис ь, избиратель!
Упоминавшаяся уже компартия, утратив статус правящей и безраздельно господствующей на идеологическом и информационном рынках, по-прежнему обладает достаточным собственным информационным потенциалом и удачно использует все промахи власти, паразитируя н а трудностях, испытываемых большинством населения России. Нравится или нет, но рейтинг претендующего на президентский пост лидера КПРФ Геннадия Зюганова весьма высок и стабилен. Влияние коммунистов достаточно сильно в регионах "народно-патриотического по яса" (выражение Геннадия Зюганова), где им удалось заручиться серьезной поддержкой избирателей в ходе избирательных кампаний последних лет. Успешно освоенная КП РФ агитационная тактика "от двери к двери", при наличии большого числа пусть и не молодых, но преданных добровольных помощников и постоянно действующих региональных партийных изданий (только газет около 50) вполне компенсирует недостаток средств на скоротечные, но ресурсоемкие избирательные технологии.
А что же может противопоставить Объединение "Яблоко", за плечами которого уже четыре года становления как реально действующей политической силы федерального масштаба, силам коммуно-патриотов и правящему режиму? Начну с достижений. Это, конечно, хорошо , что "Яблоко" прошло через три общефедеральные избирательные кампании и не только не развалилось, что кстати, само по себе уже свидетельствует об естественности процессов, приведших к его возникновению, но и упрочило свои позиции в Госдуме. Нельзя остав ить без внимания и успехи на региональных выборах (хотя, если говорить честно, то подчас кажется, что вот-вот мы начнем, как и в старые добрые времена, сравнивать все с 1913-м). Фракция "Яблоко" заслуженно пользуется авторитетом высокоинтеллектуальной и профессиональной команды.
Вопрос в другом: достаточно ли нынешних достижений для успеха в будущем? Способно ли "Яблоко" на большее, находясь в положении демократической оппозиции к нынешнему правящему режиму и имея ограниченные собственные информационные ресурсы? Ждать пока из биратель поумнеет - бессмысленно...
Я хочу напомнить о том, с чего когда-то начинали большевики - о партийной прессе. До недавних пор газет, за исключением "Подмосковного Яблока", выполнявшего отчасти роль центрального издания, и "Невского обозревателя" в Санкт-Петербурге, у "Яблока" пр актически не было. Позже появились "Открытая газета" в Мурманской области, "Яблоневый цвет" в Белгородской, "Байкальское Яблоко" в Иркутске и ряд других.
"Яблоко России" - находится в стадии становления и есть вопросы, без решения которых эффективность газеты не может быть реализована в полной мере. Отмечу лишь один - отчасти технический - ее распространение. В редакцию обращаются люди с вопросами: где и как купить газету, можно ли на нее подписаться? Согласитесь, что наши ответы устраивают далеко не всех, поскольку в большинстве своем это те, к кому наша газета попала в первый раз. Им трудно объяснить, почему распространение осуществляется по партийн ым структурам "Яблока". Но эти люди - наши потенциальные сторонники.
Конечно, ни одна газета, какой бы партии она не принадлежала, сама по себе не может гарантировать успех на выборах, но и сбрасывать со счетов организующую и пропагандирующую роли прессы нельзя. Тем более, что выборы в России нынче становятся "вещью те мною", замешанной на крупных деньгах.
Поэтому, на мой взгляд, предстоящему VI съезду Объединения "Яблоко" стоило бы обсудить и вопрос о "яблочных" газетах во всех его аспектах - от финансовых до кадровых, потому что строить что-то наспех гораздо опаснее, чем не строить вообще.
Виталий Попов,
ответственный секретарь газеты "Яблоко России"