Почитаем?
Но я другому суждена
В канун 200-летия А. С. Пушкина в истории последней дуэли и гибели Пушкина было сделано важное открытие. В парижском архиве семьи Дантеса найдены письма Жоржа Дантеса своему приемному отцу, голландскому дипломату Луи Геккерну
А.Брюлов. Н.Н.Пушкина. Конец 1831 г. - начало 1832 г. Бумага, акварель. Всероссийский музей им. А.С.Пушкина
Издательство "Вагриус" (Москва, 1999) выпустило книгу Владимира Фридкина "Дорога на Черную речку", которую автор посвятил своим внукам, им "встречать пушкинские годовщины в XXI веке". Фридкин - физик, участник многочисленных научных конференций, в минуты досуга пытающийся открыть неизвестные страницы в жизни Пушкина. Натан Эйдельман, известный историк, школьный приятель Фридкина, в одной из статей назвал своего друга "дантесоведом", вспомнив шутку Татьяны Георгиевны Цявловской, которая о ком-то заметила: "Нет, он не пушкинист, он - дантесовед".
"Перед Пушкиным полагалось стоять на коленях, - замечает Фридкин. - Но стоя на коленях перед великим человеком, ничего не увидишь, кроме стоптанных башмаков или обтрепанных панталон". Шаг за шагом Фридкин прослеживает последние годы жизни великого поэта, почти детективную история взаимоотношений Пушкина, Натали, Жоржа Дантеса и всех лиц, ставших вольными или невольными участниками роковых событий, приведших к дуэли.
С чего началась дорога на Черную речку, задумывается автор книги, может быть с 18 февраля 1831 года, дня венчания Александра Пушкина и Натали Гончаровой? Или же с 11 октября 1833 года, когда Жорж Дантес, молодой красивый мужчина, мечтающий о блестящей карьере, прибыл в Петербург вместе со своим опекуном, посланником короля Нидерландов, бароном Луи Геккерном де Бевераард? Подобно д'Артаньяну, Дантес ехал в Россию, рассчитывая на две вещи: острую шпагу и рекомендательное письмо. Встреча с бароном Геккерном стала для него счастливым билетом. Приняв его покровительство, Дантес получил материальную поддержку, светские связи, без которых завоевать высший свет Петербурга было бы нелегко.
Известно, что Дантеса и Геккерна связывали отнюдь не только платонические отношения. Но Дантес, в отличие от барона, интересовался также и женщинами. Геккерн был очень ревнив. Дантес в своих письмах всячески старался подчеркнуть свою любовь к "приемному отцу", не забывая, однако, рассказать о своих приключениях в салонах северной столицы. "Его веселость, легкость, остроумие и общительность, которые так привлекали к нему сердца, - пишет Фридкин, - скрывали в нем трезвую, практичную и расчетливую натуру". В декабре 1835 года Дантес стал законным наследником имени и состояния Геккерна. Теперь он уже был не только самым модным человеком в свете, но и выгодным женихом.
Легкие, ничего не значащие романы, быстрая карьера и вдруг - внезапная страстная любовь, приведшая к трагической развязке: гибели Пушкина и высылке Дантеса из России. Дантес - Геккерну 20 января 1836 года: "Самое скверное - то, что я безумно влюблен! Да, безумно, ибо не знаю, куда преклонить голову..." Фрейлина М. Мердер 5 февраля 1836 года делает запись в дневнике. От ее острого глаза не ускользнуло, что Дантес "танцевал мазурку с г-жою Пушкиной - как счастливы они казались в эту минуту... Нет сомнения - они безумно влюблены друг в друга".
А теперь прочтем отрывок из письма Дантеса 14 февраля 1836 года, где он вспоминает, как Натали ответила на его страстное признание: "Я люблю вас, как никогда не любила, но не просите большего, чем мое сердце, ибо все остальное мне не принадлежит, а могу быть счастлива, только исполняя все свои обязательства, пощадите же меня и любите всегда так, как теперь, моя любовь будет вам наградой".
Натали осталась верной своему мужу. В письме Геккерну от 6 марта 1836 года Дантес восклицает: "Она же никого не любила больше, чем меня, а в последнее время было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне все - и что же, мой дорогой друг - никогда ничего! Никогда в жизни! Она было много сильней меня, больше 20 раз просила она пожалеть ее и детей, ее будущность: Итак, она осталась чиста; перед целым светом она может не опускать головы".
А между тем свет полнился слухами. Сплетни наполняют гостиные и скоро достигают ушей Пушкина. Меняется и отношение Дантеса к Натали, возвышенная страсть перешла в безумие неудовлетворенного самолюбия, стремление "любым способом, хотя бы и самым низким, добиться своей цели". Дантес рискует головой, ставит на карту свою судьбу. 2 ноября 1836 года обманом завлекает Пушкину на квартиру Идалии Полетики, умоляя ему отдаться. "Утром 4 ноября городская почта доставила Пушкину и шести его друзьям анонимный пасквиль, где Пушкин объявлялся рогоносцем". Скорее всего, считает Фридкин, Наталья Николаевна открылась мужу и рассказала о преследовании Дантеса в тот же день.
"В этот день, - пишет автор книги - Пушкин узнал правду: жена полюбила другого... В этот день он был ранен в сердце (раньше чем на дуэли в крестцовую кость), и рана не зарастала и кровоточила до самой смерти... Пушкин звал Дантеса к барьеру и этим защищал свою семью, честь жены и свое достоинство". Все, что произошло между 4 ноября 1836 года и 27 января 1837 года досконально изучено пушкинистами. Трагическая развязка приближалась. И в конце января "Солнце русской поэзии закатилось..."
Наталия Демина
Сатирическая акция
Какой национальности Пушкин?
Московское молодежное "Яблоко" (ММЯ) с ведома московских властей провело 14 октября сатирическую акцию у памятника Пушкину. Она была направлена против действующей в Москве системы регистрации граждан, временно пребывающих в столице. Ее участники держали два транспаранта: "Пушкин, где Ваша регистрация?" и "Лица "немосковской" национальности - вон из столицы!". Среди "лиц "немосковской" национальности" председатель ММЯ Андрей Шаромов назвал Пушкина и Владимира Маяковского, Николая Гоголя и Федора Достоевского. На вопрос "Интерфакса", какой национальности был А. Пушкин, тот высказал мнение, что "если Пушкину сбрить бакенбарды", он будет выглядеть как "младший брат Шамиля Басаева". Свое отношение к действующей в Москве системе регистрации А. Шаромов высказывал журналистам, выглядывая из прорези в картине, изображающей "лицо "немосковской" национальности", в момент дачи взятки милиционеру стодолларовыми купюрами. Рядом в виде ангела с нимбом был изображен мэр Москвы Юрий Лужков с регистрационным бланком в руках. По мнению А. Шаромова, "московские чиновники грубо нарушают права национальных меньшинств, раскалывают народ по национальному признаку, провоцируя межнациональную рознь".
Влад Григорьев
Распевы
"Голоса Богородского края"
Под таким названием в Ногинском издательстве "Принт" вышел в свет тематический сборник стихов и песен, посвященный 70-летию образования Московской области. Его редактуру взял на себя член Союза писателей России, поэт Владимир Гордеев.
В этот сборник включены стихи и песни 14 профессиональных и самодеятельных авторов из Ногинска, Электроуглей и Черноголовки. Среди них бывший военнослужащий Анатолий Алейчик, в прошлом моряк член Союза писателей России Валерий Столяров, генеральный директор охранного агентства "Помощник" Руслан Давыдов, учащаяся Электроуглинской школы № 30 Ольга Зимакова, юрист Татьяна Тамаровская, медсестра Елена Косарева, начальник отдела снабжения Управления эксплуатации научного центра РАН в Черноголовке Вениамин Симбирцев, логопед-дефектолог Ирина Феникова, пенсионерка Людмила Шубе и другие. Всех их объединяет любовь к родному краю и живописной природе Подмосковья, к людям, которые здесь живут и работают.
В этом тематическом сборнике под одной обложкой собраны творческие порывы и старожилов Богородского края, и талантливой молодежи, которая не только успешно продолжает развивать традиции русской изящной словесности, но и ищет новые пути для своего самовыражения.
Юрий Леонов
|