Новая опера
Любовь моя - театр Евгения Колобова
Субъективные заметки
Впервые я увидел Евгения Владимировича Колобова за дирижерским пультом в зале "Зеркального театра" сада "Эрмитаж" весной 1992 года. Исполнялся концертный дивертисмент из произведений Россини. Но это не просто концертные номера. Колобов - истинно театральный дирижер. И "Россини" - это театрализованный каскад взаимопереливающихся виртуозных номеров - сольных и ансамблевых, хоровых и оркестровых. И Колобов, негодующий на публику, если она пытается аплодисментами прервать течение непрерывного музыкального действа. И величественный финал - молитва в пустыне из оперы "Моисей". И неистовство восторженной публики...
Об этом концерте-спектакле, и о театре Е. Колобова вообще можно говорить долго. О по-новому услышанном Россини с его "Stabat Mater" и маленькой мессой, о "Прощании с жизнью" и дуэте двух кошек, - и о блистательной и безвременно погибшей Тамаре Ясько, о пришедших ей на смену Марине Жуковой и Карине Сербиной, о двух басах братьях Мартиросянах, о по-обуховски пленительном голосе Маргариты Некрасовой, о Екатерине Кичигиной и Ирине Ромишевской, о концертмейстерах Анне Рахман и Анне Маргулис, о хормейстерах Наталье Попович и Сергее Лысенко, и особенно о хоре и оркестре... Обо всем не скажешь, не хватит никаких газетных полос...
А потом были "Мария Стюарт" и "Двое Фоскари" (обе оперы никогда не ставились в России), "О Моцарт, Моцарт!..", "Евгений Онегин" и "Демон", "Русалка" и "Борис Годунов"... Были оперы, впервые открытые Колобовым для российских слушателей, и были вещи, знакомые многим до последней ноты. Но каждая новая постановка все равно была открытием, новым прочтением, восстановлением забытых редакций. В каждую Колобов и его труппа вкладывали всю душу - и потому солисты всегда выкладывались до предела своих возможностей, оркестр оттенял самые тончайшие нюансы, хор звучал величественно и piano и forte. Колобов никогда и никого не повторяет. Если это "Венок Бунину" - то не просто концерт, а театрально-музыкальная композиция - и в ней вокализ Рахманинова, неожиданно исполненный не одним, а четырьмя голосами (!). Если "Три русские песни" - то отнюдь не раздольные распевы, а оркестровые пьесы подлинно трагедийного звучания. Вообще Колобову присуще тяготение к трагическому - не потому ли так современен стиль его поэтики?
После того, первого спектакля в "Зеркальном театре" в 1992 году, Евгений Владимирович, обращаясь к восхищенной, но еще мало знакомой с его искусством публике, как всегда, спокойно, без всякого пафоса, сказал: "Если вам понравилась наша постановка, помогите нам получить постоянную сцену в этом театре..." А для нас началась бесконечная погоня за билетами не только на каждую новую постановку, но и на каждый спектакль театра.
Несколько лет "Новая опера" скиталась по разным подмосткам. Спектакли шли и в старом здании МХАТа в Камергерском, и в Большом зале Консерватории (БЗК), и в Зале им. Чайковского, и в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац, и в Большом театре, чаще - на обеих сценах Театра на Таганке, и, наконец, в слегка переоборудованном репетиционном зале в помещении бывшего кинотеатра. (Не забыть, как в "Евгении Онегине" оркестр размещался повсюду - и даже над сценой, и по бокам ее!). Легко представить, скольких мытарств это стоило... (В дни выступлений в БЗК весь вестибюль был забит контейнерами, в которых театр тащил свой реквизит - но ни одной деталью Колобов не мог поступиться в своих постановках.) И вот на том самом месте, где был "Зеркальный театр", теперь стоит здание "Новой оперы", вполне современное (даже модерновое) - и классическое, монументальное - и миниатюрно-уютное, с тяжеловесным фасадом - и изящными интерьерами, с современными скульптурами и с колоколами в фойе, в которые всегда хочется ударить...
15 октября состоялась новая премьера - "Травиата". Тоже из тех опер, что известны всем вдоль и поперек. Но я лично уходил после спектакля потрясенный. Если у Дюма-сына это мелодрама, у Верди - трагедия, то Колобов сделал ее супертрагедией. И дело не в сценических эффектах и выдумках: главное - это музыкальное прочтение партитуры, это акценты, которые ставит Колобов-дирижер, это подлинная сценичность и неподдельность чувств у исполнителей. Трио Виолетты, Альфреда и Жермона (Карина Сербина, Олег Балашов, Андрей Бреус) и профессионально, и жизненно. Говорят, что другой состав (наша любимая Марина Жукова, Марат Гареев, Сергей Шеремет) не уступает. Но я слушал то, что слушал, и это было не просто хорошо, но потрясало. Сцены Виолетты с Альфредом и Жермоном - без излишней мелодраматичности - на уровне высокой поэзии и трагедии. Как и во всех постановках Колобова, не только солисты - но хор и оркестр (особенно оркестр!) оказались подлинными соучастниками сценического действа. Уверен, что это одна из лучших постановок "Травиаты".
Колобову не нужны ни звания, ни ордена, ни академичность и монументальность Большого, ни авангардизм и модернизм "Геликон-оперы", ни скучная веселость Оперетты. "Новая опера" - это театр музыки жизни, музыки виртуозности, энтузиазма и преклонения перед истинным искусством... Впрочем, в былые времена в Москве функционировали только три музыкальных театра. В западных столицах, будто бы, они насчитываются десятками. У нас теперь их, кажется, семь. И пусть они соревнуются между собой...
Любите ли вы театр? Любите ли настоящую музыку? Если да, когда будете в Москве, - сходите в Каретный Ряд, к Колобову. Не пожалеете...
Игорь Беседин
Нескучное ТВ
Оставьте ваши пальчики
"Наша служба и опасна и трудна", - звучит популярная песня на ОРТ. В канун праздника дня милиции программа "Тема" с Юлием Гусманом была посвящена разнообразной и подчас незаметной работе тех, кто нас бережет. Одним из гостей передачи стала генерал милиции, доктор юридических наук Татьяна Николаевна Москалькова. Она была одним из разработчиков закона о дактилоскопии.
Текст и фото Наталии Деминой
"Нет ли опасности в том, что закон будет использован во вред гражданам?" - спросил Юлий Гусман. "Дактилоскопия - это снятие отпечатков пальцев. - пояснила женщина-генерал. - Закон интересен тем, что он позволяет дактилоскопировать тех, кто попадает в группу "риска": военнослужащих, пожарников, спасателей и других. Все остальные граждане дактилоскопируются на добровольной основе. Одной из проблем также является наличие около 50000 неопознанных трупов. Сколько трагических судеб... Другая проблема - маленькие детишки и старики, которые теряются. Для их защиты как раз и существует дактилоскопия". "Вы уверены, что можно гарантировать, что дактилоскопией не будут злоупотреблять?" - поинтересовался ведущий. "Уверена. В законе прописано много гарантий. Так, например, военнослужащий, закончив службу, может попросить удалить его отпечатки пальцев из базы данных. И любой человек, добровольно прошедший дактилоскопию, в любой момент может потребовать ликвидировать его карточку с отпечатками".
Татьяна Николаевна - умная, обаятельная и привлекательная женщина, и милицейская форма ей к лицу (вы это видите на снимке). Будучи высокопрофессиональным юристом, свою службу в органах внутренних дел начала с должности капитана. Благодаря успешной работе сделала хорошую карьеру и стала генералом милиции. Москалькова, как представитель союза "Яблоко" - Степашин, сейчас баллотируется кандидатом в депутаты Госдумы в Рыбинском избирательном округе № 190.
Рефрены
"Дерева вы, мои дерева"
Помню, как в пятом классе учительница по математике Вера Васильевна Ардатова билась с нами: мы ничего не хотели понимать или просто не понимали, выпучивая глаза на доску с цифрами и стрелками.
- Милые мои, - просила Вера Васильевна, - дорогие мои, попробуйте заставить себя вникнуть. - Она почти плакала от обиды и досады. И объясняла нам снова и снова.
И мы в последствии почти всем классом стали хорошо учиться по математике. Учительница радовалась.
... Прошли годы. Я - уставший и отчаявшийся человек в этом мире. Работаю уборщицей в парке. Местные юнцы захламляют лес битым стеклом. Я не успеваю его убирать. Только уберу одну кучу, возникает другая, третья. Совсем сбилась с ног. Они опережают меня.
Я их застала однажды в возбужденном восторге: бутылки лопались, как гранаты. Глаза мои плохо видят. Я накануне сильно порезала руку. С усилием подхожу к теннисному столу и, ни на кого не глядя, с усилием произношу:
- Милые мои, хорошие. Я же режусь каждый раз, убирая за вами. Вы не видели, какой это адский труд: выдувать посуду? И самое обидное - дешевый. И собачки, с которыми здесь люди гуляют, тоже лапы режут. И вы сами обязательно когда-нибудь пострадаете.
И, кажется, слова мои дошли до их сознания.
Вечером целехонькие бутылки рядком стояли у теннисного стола. Я улыбнулась и про себя подумала: "Спасибо, мальчики. Видно. У вас есть еще сердце. Может и мне не стоит отчаиваться?"
Я весело шагала домой, почему-то вспомнив забытую песню из спектакля "Дерева вы, мои дерева".
Татьяна Митасова
г. Москва
Объединение "Яблоко" без промедления и бесплатно вышлет Вам книги и газеты из предложенного списка
Пришлите Ваш запрос на литературу (не забыв указать Ваш почтовый индекс) в редакцию "Яблока России": 117839, г. Москва, ГСП-7, ул. Обручева, д. 34/63 или по e-mail: moscow@yabloko.ru
- Г. Явлинский "Кризис в России: Конец системы? Начало пути?"
- Г. Явлинский "Об экономической реформе"
- Н. Травкин, В. Лукин "Яблоко" объясняет и рекомендует
- В. Колобова "Григорий Явлинский"
- Голоса крестьян. Крестьяне Кубани пишут Г. Явлинскому
- Голоса крестьян-2. Крестьяне Белгородской, Новгородской и Саратовской областей пишут в Думу
- С.А. Никольский "Кризис сельского хозяйства: политики и крестьяне"
- А. Арбатов. "Яблоко" и армия
- В. Борщев. "Яблоко" и права человека
- В. Шейнис "Яблоко" за честные выборы
- "Яблоко" - за чистое небо. Экологическая программа для России
- Свое дело. Мы поможем! "Яблоко"
- "Яблоко" для молодежи
- Импичмент
- Б. Вишневский. "Яблоко" в Петербурге
- Как вырастить Ньютонов. "Яблоко"
- Э. Днепров "Три источника и три составных части нынешнего школьного кризиса"
- А. Пинский "Сон образовательной политики: Ночь перед Рождеством?"
|