Форум городов - в Перми
Муниципальная политика пойдет "яблочным" курсом
Третьего октября в Перми, можно сказать, был дан неофициальный старт избирательной кампании по выборам в Государственную Думу. Здесь состоялся форум "Экономика городов России", в котором приняли участие, кроме мэров и представителей администрации 23 городов, лидер "Яблока" Г. Явлинский, министр по делам федерации и национальностей РФ В. Михайлов, президент Союза российских городов и одновременно глава местного самоуправления г. Омска В. Рощупкин. Григорий Явлинский, предупреждая вопросы журналистов, фактически подтвердил начало предвыборной компании.
- Почему устраивать многочисленные скандалы накануне выборов и поливать друг друга грязью считается нормальным, а организовать какое-нибудь нужное для всех дело - незаконным? - сказал он. - Вот пусть выборы и заставляют кандидатов в депутаты и различные партии приниматься за полезные и нужные дела...
Сегодня в крупных и мелких городах России проживает около 70 процентов населения страны, поэтому именно города должны стать локомотивом развития экономики. Однако, по мнению Григория Явлинского, нынешняя политика правительства не дает им возможности полноценно развиваться. Слишком много налогов уходит в центр, производители беззащитны как перед государством, так и перед уголовными элементами, для развития производства у производителей нет возможности получать кредит.
- Необходима решительная смена всей стратегической линии экономической политики, - заявил Григорий Алексеевич. Речь идет не о ренационализации, а о том, чтобы создать систему, прозрачную и понятную каждому гражданину. Вот тогда можно будет переходить к политике низких налогов. Предприятиям в этом случае останется около 80 процентов прибыли. Они смогут развиваться и только тогда станут независимыми и смогут в полном объеме платить своим работникам зарплату. Причем можно создать такую систему, при которой чем выше объем зарплаты, тем меньше для предприятия размер налогов. Тогда будет легализована вся зарплата, а следовательно, не будет необходимости держать "подснежников" и выдавать заработанное в конвертах. Кроме того, необходимо заморозить государственный долг, а правительству завоевать доверие народа.
Все эти меры, по мнению Г. Явлинского, помогут сохранить Россию как самостоятельное независимое государство, равное другим развитым странам. А это на сегодня главная для всех стратегическая задача.
Говоря о Перми, лидер "Яблока" отметил как положительное явление нетипичные для подобных городов отношения сотрудничества между губернатором области и городским самоуправлением.
В свою очередь глава Пермской администрации Юрий Трутнев не только поддержал основные положения выступления Г. Явлинского, но и развил их. Так, например, по итогам аудиторской проверки фирмы "Артур-Андерсен", доходы в городской бюджет за последние два года уменьшились в два раза. Тем не менее "уважаемое" правительство, как выразился Юрий Петрович, начало реформирование налоговой системы с ликвидации налоговых инспекций в районах. А без этих органов собрать налоги практически невозможно.
О подобных проблемах рассказывали и главы администраций других городов на круглом столе "Муниципальная политика федеральных органов власти: задачи на 2000 - 2004 годы". Под занавес разговора состоялась презентация программы муниципальной политики в РФ, разработанной думской фракцией "Яблока". С докладом о программе выступил депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин. Он отметил, что Пермь - это первый из российских городов, в котором проходит презентация программы. И это не случайно. Пермь считается относительно благополучным городом, где не только наиболее благоприятна экономическая обстановка, но и политическая атмосфера располагает к сотрудничеству разных партий и движений. По мнению С. Митрохина, местное самоуправление в Перми по своему развитию продвинулось значительно дальше, чем в других крупных городах.
В итоговом документе участники Форума одобрили основные положения программы "Яблока" по развитию местного самоуправления, рекомендовали продолжить ее разработку и обратились к депутатам Госдумы с пожеланием усилить законотворческую деятельность по этому направлению.
Татьяна Плешакова
Не входи в одну войну дважды
Потрясенная варварскими терактами, страна готова благословить силовые ведомства на любые акции возмездия, хотя имена и местожительство террористов достоверно пока неизвестны. Есть признаки того, что наши власти - и политические, и военные - склонны воспринимать общественный консенсус как санкцию на полную свободу действий в отношении Чеченской республики.
Официально наши силовые ведомства получили мандат на блокирование территории Чечни, на авиационные и артиллерийские удары по базам, складам вооружения, скоплениям боевиков. Предусмотрены также спецоперации против террористических групп. Однако в разговорах армейских начальников да и в речах высокопоставленных политиков то и дело случаются "проговорки", из которых ясно: некоторым хочется повоевать в Чечне "по-настоящему". То есть войти на территорию противника, прочесать ее вдоль и поперек и стереть наконец пресловутые бандформирования в мелкий порошок. Очевидно, что некоторым военачальникам хотелось бы отыграться за бесславную кампанию 1994-1996 годов, избавиться от пораженческого комплекса, реабилитировать себя в глазах общества. Политикам, перед которыми 2000 год открывает большие карьерные перспективы, тоже не терпится показать свою решительность и крутизну.
Соблазн велик, сдержаться очень трудно. И, честно говоря, нет никакой уверенности, что на этот раз наше руководство сдержится и мы не войдем в одну и ту же войну дважды. А это будет больше чем ошибка. Россия ввяжется в войну, которая для нее окончится новой бедой, не менее тяжелой, чем трагедия 1996 года.
Можно ли сказать, что сегодня мы лучше подготовлены к войне в Чечне, чем пять лет назад?
Ничего подобного. Давайте начнем с оценки политических ресурсов. Вам известно, в какой форме находится наш Верховный Главнокомандующий, насколько адекватно оценивает он ситуацию, каков уровень квалификации его ближайших советников и какого рода интересами эти советники сейчас одержимы? Предпринимать серьезную военную акцию, имея такой "политический штаб", - огромный риск. А тут еще и две подряд избирательные кампании, буквально все политические силы будут вовлечены в их водоворот. Война, громыхающая где-то далеко на юге, будет интересовать нашу элиту главным образом в качестве сильной пропагандистской карты в предвыборной игре.
Для внутренних войск и Вооруженных Сил операция в Дагестане не стала демонстрацией высокого военного искусства. Сужу об этом как очевидец, выезжавший в район боевых действий в составе группы депутатов Госдумы. Населенные пункты, освобождаемые от боевиков, подверглись массированному разрушению, совершенно несопоставимыми с масштабом операции оказались потери, понесенные правительственными войсками и дагестанским ополчением. За полтора месяца боев в трех небольших изолированных районах Дагестана федералы потеряли более 250 человек убитыми и 800 ранеными. (Это втрое превышает потери антииракской коалиции во время операции "Буря в пустыне", когда войска коалиции освободили от оккупации целое государство и наголову разбили полумиллионную армию Саддама Хусейна.)
Теперь заглянем за "линию фронта": вооруженные силы Чечни за прошедшие три года стали намного сильнее, потому что в них были вложены огромные средства, в том числе и зарубежные. Мы привыкли называть их войска бандформированиями, но это чисто нравственная оценка, а с военной точки зрения чеченцы имеют профессиональную, хорошо вооруженную, прекрасно обученную, высокооплачиваемую сепаратистскую армию. Сейчас под ружьем у полевых командиров 20-30 тысяч "регулярных" солдат, но они могут быстро увеличить их число, мобилизовав буквально всех мужчин и подростков.
Конечно, Россия больше и мощнее, и, если она захочет стереть Чечню с лица земли, сил и средств на это у нее хватит. Но такой безумной задачи - покончить с бандитами ценой уничтожения целого народа - никто не ставит. Армия снова будет обречена на ведение изнурительной противопартизанской войны, выиграть которую у нее со старой тактикой практически нет шансов.
Чем подогревается воинственная риторика нынешних сторонников похода на Чечню? Откуда их уверенность, что новая война будет непременно победоносной? Это заблуждение основывается только на том, что сегодня в российском обществе иная, нежели в 1994 году, морально-политическая обстановка. К сожалению, эти деятели не хотят понять, что "иной" она будет оставаться лишь до тех пор, пока федеральные войска не перейдут границу Чечни. Да, когда наши ребята сражались в Дагестане, за их спиной было дружественное население, видевшее в них своих спасителей, никто не сомневался, что их дело - правое. Но, войдя в Чечню, российские солдаты окажутся во враждебном окружении, будут действовать в агрессивной среде. Многие соседние с Чечней народы станут справедливо упрекать федералов в том, что они лукавили, говоря о "санитарном кордоне", а вместо этого развязали новую большую войну.
Потом начнутся военные неудачи, на родину пойдут сотни и сотни цинковых гробов, и вскоре реанимируется ситуация, которую мы уже переживали. Снова начнутся разговоры о "бездарных генералах", русских парнях, "гибнущих неизвестно за что", поднимут голос протеста солдатские матери, правозащитники организуют антивоенные манифестации... Если в Татарстане уже приостанавливали призыв в армию, то можно не сомневаться, что с началом полномасштабной войны этому примеру последует и ряд других субъектов Федерации. Парламентарии, которые сейчас требуют "задушить гадину", вдруг обнаружат, что федеральные войска опять введены в Чечню с грубыми нарушениями законодательства: не введено ЧП, не принята новая редакция соответствующего закона, отсутствует правовая защита военнослужащих... Одним словом, кредит морально-политической поддержки будет быстро израсходован.
Угроза вторжения и разовые рейды на чеченскую территорию - правильная тактика, чтобы держать бандитскую армию в постоянном напряжении, заставить ее засесть в оборону. Но в конечном итоге проблема может иметь только политическое, а не военное решение. Если мы хотим, чтобы в Чечне сложилось здоровое общество, чтобы к власти там пришли нормальные, ответственные политики, лучше всего предоставить это самому чеченскому народу. Полная блокада и точные авиаудары по боевикам ускорят этот процесс, а наземная война вновь сорвет его, как произошло в 1994 году.
Алексей АРБАТОВ, "Общая газета", № 39 (печатается с сокращениями)
|