"Яблоко России" № 20 (54) 26 июня 1999 года |
Внеклассовые чтения
Вверху -
власть тьмы,
внизу - тьма власти
Почему буксует в нашем обществе процесс преобразований - хозяйственных, социальных, политических? Заявлено, что мы идем к обществу демократической ориентации, но почему делается все, чтобы задушить даже те малые ростки демократии, которые с таким трудом пробиваются в нашей стране? Никто вроде бы не желает возврата тоталитарного режима, но почему мы погружаемся в еще более жестокое общество?
Мы в организации активно изучаем и анализируем создавшуюся ситуацию. С некоторыми нашими наблюдениями мы хотим поделиться с читателями "яблочной" газеты.
Рассмотрим исполнительную власть, с которой ежедневно сталкивается каждый житель России. Ее структуры на местах не претерпели изменений, добавились лишь некоторые своеобразные "прелести" нового времени. По сути, осталась прежняя система управления. Меняются названия отделов, разбухают старые, нарождаются новые. Все они легко вливаются и вязнут в старых социальных отношениях. Отсюда местническое решение проблем, весьма личностное расходование бюджетных средств при отсутствии профессионализма законодательных органов, которые зачастую выстраивают свою работу по коммунистическим принципам: сами расходуют - сами же и контролируют. Можно сколько угодно говорить о процессах преобразования, но власть действует в системе, весьма убогой. Созданы благоприятные условия для хищений, финансовых махинаций, коррупции. Многие отделы исполнительной власти имеют свои самостоятельные финансовые счета, на которые переводятся бюджетные средства для курируемых организаций. Начальник отдела, фактически являясь хозяйственником, не несет ответственности перед законодательством, так как не является хозяйственным руководителем - по определению самой исполнительной власти. Исполнительная власть, используя устаревшие рычаги управления, пухнет, разрастается, пожирая огромные бюджетные средства на свое содержание, а с задачей своей не справляется. Каковы ее основные задачи и функции? Кто она: управляющая, контролирующая, распределяющая, организующая, исполняющая, диктующая?
На извечно российское: "Что делать?",- рискнем ответить. Первое - упразднить распределение бюджетных средств внутри исполнительной власти. Все хозяйственные подразделения должны стать финансово самостоятельными и нести полную ответственность за использование всех средств. Таким образом, переложив груз ответственности на руководителей предприятий и организаций, мы получаем прозрачную систему движения средств. Заключение договора между администрацией и руководителем должно предусматривать все стороны деятельности предприятия и их взаимную ответственность. Следует ввести более широко систему социального заказа для решения социальных проблем. Сегодня для решения этих проблем власти просто создают новые подразделения и тем самым в начале пути делают их неповоротливыми. Социальный заказ - это явление демократического общества. Он позволяет участвовать в преобразовании общества широкому кругу общественности.
Сегодня, хотят они того или нет, власти вынуждены быть безответственными и коррумпированными. У них ориентация - разбогатеть быстро и без ограничений. А что, если завтра возникнет проблема, как сохранить нажитое "честным трудом"?
В идеале - власть должна не мешать достойно жить своему народу. Научиться этому невозможно. Необходимо создавать условия, в которых власть будет отвечать за свои решения и дела по всей строгости закона.
Ирина Расева,
председатель Дзержинской организации
"Объединение Яблоко"
г. Дзержинск