<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 20 (54) 26 июня 1999 года

Латышей попугивают. В первом чтении

Недавно Госдумой был рассмотрен проект федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике", инициаторами разработки которого выступил ряд депутатов, в том числе из фракций КПРФ и ЛДПР. Ситуацию с этим законом комментирует заместитель председателя Комитета по регламенту и организационной работе Госдумы Борис Моисеев (фракция "Яблоко").

- Борис Александрович, что - совсем плохо стало некоренному населению в Латвии ?

- Я бы этого не сказал. Тем не менее, данный законопроект предполагал в значительной мере ограничить экономические отношения с Латвией. Дабы ее наказать таким образом.

По разным данным, от 20 до 40 процентов бюджета Латвии формируется за счет транзита российских грузов. В Латвию идут из России газ, нефть, нефтепродукты... И в этом смысле у Латвии есть заинтересованность в расширении взаимного грузооборота. Заинтересовано в этом и российское Министерство путей сообщения.

Следует отметить, что на работах, связанных с обслуживанием транспорта и грузов, на территории Латвии занято преимущественно русскоговорящее население этой республики. Большая часть латышей трудится либо в сельском хозяйстве, либо в сфере бытовых услуг, либо в сфере управления государством. А на других работах, включая, кстати, и бизнес, заняты, в основном, русские.

Если рассматривать существо данного законопроекта, то он означает фактическое эмбарго и свертывание торговых отношений с Латвией. По крайней мере, вступление его в силу означало бы резкое ограничение экономических взаимоотношений между Россией и Латвией.

- А это нужно?

- По-видимому, и сами авторы законопроекта считают, что он не будет доведен до третьего чтения, застряв где-то между первым и вторым чтениями. Мне так, по крайней мере, кажется... И я надеюсь, что нынешний состав российского парламента этот закон все-таки не примет. Даже если вдруг он и будет принят в третьем чтении, то, думаю, что Совет Федерации или Президент его точно "зарубят"...

- Тогда зачем запугивать Латвию, что закон может вступить в силу?

- Вы правы. Отголоски слушания этого законопроекта уже докатились до Латвии. Достаточно ведь иногда затеять что-то, а шум от этого "затейства" далеко звучит... Этот законопроект рассчитан, видимо, на то, что журналисты о нем раструбят, а шовинистические силы поднимут по этому поводу истерический визг. И его рассмотрение в российском парламенте уже вызвало шум в СМИ. Вы же прекрасно знаете, как работают и наши СМИ, и зарубежные. Сенсации нужны журналистам, раздоры. Это их хлеб...

Для меня, например, совершенно неожиданно прозвучала позиция вице-спикера Сергея Бабурина по этому вопросу. Он призвал даже не голосовать за данный законопроект, поскольку в настоящее время, после состоявшихся выборов нового Сейма, в Латвии стали развиваться положительные тенденции, направленные на приведение её законодательства в соответствие с требованиями международных комиссаров ОБСЕ, Совета Европы... И в латвийском Сейме уже появились законопроекты, направленные на то, чтобы снять запреты на профессии, на порядок приобретения гражданства и некоторые другие. Этот начавшийся законодательный процесс снижает ту напряженность, которая существовала в Латвии в отношении ущемления прав и свобод некоренных жителей республики. Касалась она, прежде всего, установленных квот на получение гражданства для русскоязычного населения и их правовой натурализации в этой республике.

Рассмотрение на этом фоне "эмбаргового" законопроекта в российском парламенте могло поставить определенный барьер между нашими странами. Он мог противодействовать принятию в Латвии тех законов, о которых я уже сказал. То есть эта акция с законодательной инициативой, озвученная в нашем парламенте, оказалась очень некстати. В Риге она вызвала серьезную обеспокоенность. Снижение российского грузооборота через Латвию приведет к негативным последствиям. И люди, которые в результате этого лишатся рабочих мест и станут безработными, - это, в основном, русские люди...

- Ограничивает ли латвийский Сейм деятельность организаций националистического толка?

- В Латвии существует и целый ряд общественных организаций, которые призывают к тому, чтобы мы, российские парламентарии, принимали в Госдуме жесткие законы, направленные на защиту прав российских граждан и лиц без гражданства в Латвии. Я был в Риге накануне Дня Победы и слышал там такие призывы: мол, надо Латвию поставить на свое место, проучить и т.д. Но об этом мне, в основном, говорили люди пожилого возраста, ветераны Великой Отечественной войны и те, которые сегодня не работают. Они получают пенсии, пособия... И даже если мы их требования выполним, они все равно свою пенсию или пособие будут получать. А пострадают в результате совсем другие люди... Поэтому резких движений нам сейчас делать ни в коем случае нельзя. Иначе что может получиться?

Между нами заключены международные контракты. Под них зафрахтованы суда, которые курсируют, например, между портами Латвии, Финляндии, Швеции и другими государствами. Эти суда перевозят различные грузы, доставляя их в Россию. Фрахт может быть наш, а суда - иностранные. И России, в случае расторжения контрактов, придется платить колоссальную неустойку...

Кроме того, между нашими странами существуют и другие долговременные договоры. Могут пострадать, например, взаимоотношения с "Газпромом", который, кстати, является совладельцем целого ряда предприятий на территории Латвии. То есть, здесь завязан такой "клубок", который одним махом разрубать никак нельзя. Это, повторяю, приведет к резким негативным последствиям.

Да, конечно, можно, казалось бы, переориентировать направление российских грузопотоков через Финляндию или через ту же Эстонию. Но мы от этого ничего не выиграем.

- Но и в Эстонии после мартовских выборов в парламент ситуация, похоже, складывается для нас далеко не лучшим образом...

- Предыдущий состав парламента - Рийгикогу - начал делать определенные шаги в сторону ослабления национальной напряженности. И мы всегда приводили латышам в качестве положительного примера Эстонию, где избирательным правом в органы местного самоуправления пользуются и неграждане Эстонии. В Эстонии живет достаточно много людей, имеющих российское гражданство, и тех, кто еще не определился с выбором гражданства. В Нарве, например, такие люди составляют более 50 процентов жителей. И было бы смешно, если бы при формировании представительной власти в этом городе избирательным правом пользовались бы только граждане Эстонии, которых там меньшинство...

В новый состав эстонского парламента пришли новые люди. И у нас появились опасения, что может возникнуть некая напряженность между Эстонской Республикой и Российской Федерацией.

- Чем это вызвано?

- С приходом нового состава парламента с эстонской стороны стало меняться отношение к вопросу о государственной границе. Опять началось муссирование ситуации, связанной с Тартуским договором. А это означает претензии на пересмотр государственной границы. А ведь договор о государственной границе уже практически был готов к подписанию, к тому, чтобы достигнутые соглашения были ратифицированы российскими и эстонскими парламентариями.

Напомню, что в конце прошлого года работала межправительственная комиссия, которая подготовила около сорока документов, направленных на урегулирование различных сторон взаимоотношений наших стран. Они касались и приграничного сотрудничества, и устранения двойного налогообложения при перевозе товаров через границу и т.д. В том числе и договора о государственной границе. Уже был подписан договор о признании дипломов вузов в обеих странах, о признании ученых степеней. Это касалось и возможности отбытия наказаний гражданами РФ, осужденными в Эстонии, в российских зонах лишения свободы и, соответственно, наоборот - гражданами Эстонской республики, осужденными в России, - в эстонских тюрьмах... Готовились договоры о культурном обмене и т.д. Все, казалось бы, шло на лад.

Но вот между нашими странами появился новый очаг напряженности, которая, увы, пока не спадает...

На мой взгляд, негативно сказывается возвращение в правительство Эстонии предыдущего министра иностранных дел. Бывший министр иностранных дел господин Мялк занимал очень конструктивную позицию, сближающую наши страны, а действующий глава эстонского МИДа и прежде занимал, и сейчас занимает позицию сдерживания контактов между Эстонией и Россией, что препятствует нормализации отношений между нашими странами. И боюсь, что в ближайшее время ожидать их улучшения не следует, к сожалению...

- А как, кстати, сейчас складываются взаимоотношения между Россией и Литвой? Не усложнились ли они после того, как Президентом Литвы был избран гражданин США литовского происхождения?

- С Литвой у нас никогда не было серьезных проблем. Там законодатели сразу пошли по тому нормальному варианту, когда все, кто пожелал, без всяких препятствий, стали гражданами Литвы. И в законодательном плане у нас с Литвой никогда особых сложностей не возникало.

Взаимоотношения с Литвой у нас и сейчас, после избрания президентом страны господина Адамкуса, который принял литовское гражданство, развиваются достаточно ровно. И дай Бог...

Беседу вел
Виталий Попов


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>