<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 15 (49) 22 мая 1999 года

Запросы экономики

ОБХОДЯ НАЛОГОВЫЕ РИФЫ

Перспективы прохождения в Госдуме пакета законопроектов, затрагивающих реструктуризацию банковской системы и новые налоговые инициативы - на чем настаивает Международный валютный фонд - не были безоблачными. Ситуация стала еще более запутанной в связи с неожиданной отставкой правительства Примакова. На второй день после смены кабинета президент МБРР Джеймс Вулфенсон заявил, что выделение России средств будет приостановлено до момента полного прояснения ситуации с новым правительством. Из МВФ поступила информация, что он готов продолжать экономическое сотрудничество с Россией, направленное на ускорение реформ. Но лишь после того как фонд убедится, что договоренности, достигнутые с предыдущим составом правительства, будут соблюдены и новым кабинетом. Еще будучи и.о. Председателя Правительства, Сергей Степашин поспешил заверить кредиторов в том, что он намерен всячески поддерживать разработанный и представленный в Госдуму еще до его назначения пакет законопроектов.

Правительство при разработке этих законопроектов, судя по всему, постаралось избежать резких изменений в налогах, которые могли бы затронуть основную массу малообеспеченных граждан. Так, повышение ставок налога затронет владельцев преимущественно престижных автомобилей, чьи двигатели имеют объем свыше 2500 куб.см. С каждого "кубика" намечено взимать по одному рублю двадцать копеек. Таким образом, владельцам дорогих автомобилей придется раскошеливаться каждый год на три тысячи рублей. Учтены возражения МНС против повышения акцизов на бензин в любой форме. В качестве альтернативы предлагается введение фиксированного платежа с каждой колонки АЗС. По некоторым сведениям, намечается брать с каждой колонки в крупных городах ежемесячно 12 тыс. рублей, в небольших городах - 8,5 тыс., в поселках - 1,5 тыс. Предлагается повысить акциз на спирт на 6 рублей, что неминуемо приведет к удорожанию всей ликероводочной продукции. При этом параллельно строятся планы о выпуске дешевой монопольной водки для широкого потребителя. Ее отпускная цена с заводов-изготовителей должна быть одинаковой по всей стране и не превышать 18 рублей за пол-литра.

Помогут ли все эти меры выйти на требуемый МВФ рубеж первичного профицита бюджета в 2,3 % ВВП, пока остается под вопросом. Зато очевидно, что следование рекомендациям МВФ ощутимо ударит по карманам российских граждан. Есть опасения, что в результате осуществления новых налоговых инициатив цены на товары и услуги подскочат резко вверх. Эти опасения небезосновательны. К примеру, введенный недавно в 50 регионах страны пятипроцентный налог с продаж привел к росту цен в некоторых городах на 10-15 %. Настораживает и факт двух-трехкратного повышения в майские праздники цен на бензин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И это еще до каких-либо налоговых изменений!

Как бы то ни было, доходы бюджета повышать необходимо. И если в таком деликатном вопросе, как налогообложение, будут применяться меры "точечного" характера, то они не вызовут большого протеста. Что плохого, к примеру, в том, что бензоколонки будут обложены единым налогом на вмененный доход? Он позволяет гарантированно получать доходы от сверхприбылей автозаправок. А ведь, как отмечает глава департамента финансов и денежно-кредитного регулирования Правительства РФ Александр Починок, АЗС практически не платят никаких налогов.

В Госдуме дают понять, что они готовы идти на компромиссы с МВФ, но с учетом интересов России. С кредиторами спорить сложно, но и им должно быть ясно, что чрезмерный нажим вызовет обратный эффект. Попытки добиться от России безоговорочного "послушания" обернутся ущербом для обеих сторон.

Усам ОЗДЕМИРОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>