<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 13 (47) 8 мая 1999 года

Кинопремьера

В борьбе жизни за жизнь

Новый фильм Александра Сокурова "Молох" вызывает ожесточенные споры в кинематографической среде

В конце апреля в Центральном доме кинематографистов прошла премьера фильма Александра Сокурова "Молох", снятого именитым режиссером по сценарию Юрия Арабова. Этот фильм будет представлять российское кино в конкурсной программе Каннского фестиваля и не случайно вызывает повышенный интерес у кинематографической публики. Ожесточенные споры вызывает сама тема фильма, в которой режиссер обратился к осмыслению фигур Адольфа Гитлера и Евы Браун в последние дни их жизни. В фильме Александра Сокурова Гитлер предстает не зловещим типом, сделавшим немцев и другие народы заложниками своих маниакальных идей, а довольно жалким и несчастным человеком со свойственными ему комплексами и слабостями. С щемящей грустью и даже нежностью в этом фильме рассказывается о безысходной любви Евы Браун к человеку, который, казалось бы, ее высоких чувств не только не достоин, но и вызвать-то их не может. Ева Браун (в роли которой блистательно снялась Елена Руфанова) предстает в фильме Сокурова как бы в образе некой мадонны, олицетворяющей собой любящее и искреннее женское начало. Тем удивительнее ее любовь к живому трупу, который пытается скрыть свои комплексы манией великого предначертания. И, кажется, что еще задолго до самоубийства в берлинском бункере Сокуров лишил Гитлера какого-либо жизнетворного начала - это жалкий труп, играющий роль маниакального повелителя чужих судеб в предначертанном ему историческом отрезке времени.

Но, по-видимому, замыслы режиссера, который, конечно же, не случайно обратился к данной теме, угадать сразу трудно, хотя данный фильм сделан в более простой и понятной для восприятия зрителей манере, чем "Скорбное бесчувствие" и другие художественные ленты Сокурова. Фильм "Молох" более коммуникативный. В нем, как всегда, виртуозно играют актеры.

- Это очень простая, не очень длинная, но, может быть, очень важная картина, - сказал Александр Сокуров, выступая перед демонстрацией своей новой работы. - Обращение к личности Гитлера было продиктовано желанием рассмотреть его феномен, отделив миф от реальности...

Однако в "Молохе" не трудно угадать сквозную идею, которую проводил Сокуров и в предыдущих своих работах. В нем он по-прежнему выясняет свои отношения между жизнью и смертью.

- Снимая фильмы, мы исходим из понимания, что смерть - вечна, а жизнь - временна, - сказал режиссер. - И все, что происходит вокруг нас, отражает борьбу жизни за жизнь. Поэтому "Молох" тесно связан со всем, что я делал прежде...

Александра Сокурова многие считают элитарным режиссером и последователем Андрея Тарковского. И, действительно, нечто общее у них не трудно обнаружить. Кажется, что Александр Сокуров с упорством, свойственным только гениальным личностям, пытается достучаться до той сокровенной части нашей души, о существовании которой мы сами в повседневной суете или забыли, или даже не знали, что она у нас существует. И не хотим знать. И дело даже не в религиозности этих двух талантливейших русских режиссеров. А в том, что они как бы пытаются своими работами отмолить за человечество те грехи, которые оно совершило, совершает и, надо думать, еще долго будет совершать.

Виталий Попов


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>