"Яблоко России" № 11 (45), 24 апреля 1999 года |
Мораль способна победить конкуренцию
доказывают соотечественники Маркса
Как писала наша газета в номере от 3 апреля, в Белгороде прошел международный семинар "Роль моральных ценностей в развитии предпринимательства в России". Наш собкор на Белгородчине Татьяна Щеглова делится размышлениями по поводу этого неординарного, прямо-таки исторического события для российской глубинки. Она утверждает, что русские бизнесмены опровергают Аристотеля, будто "эконом" не может быть предпринимателем. А еще они считают, что и Маркс оказался не прав.
Побывать в глубинке на семинаре, организованном Московской академией "Гражданское общество" и Католической Академией Штуттгарта, и еще раз услышать Игоря Гладкова захотелось многим. Захотелось продолжить диалог между российскими и немецкими научными и предпринимательскими кругами. Убедиться самим, что в России тоже протекает цивилизованная жизнь, что здесь есть интересные личности, умеющие работать в самых сложных условиях. А еще захотелось в рамках программы сделать что-то конкретное для регионов. И предложение было принято. Руководитель программы Фонда Кербера доктор Дирк Айлинхофф, Директор центра экономической этики доктор Йозеф Вилад и другие намечали встречу еще на октябрь. Она не состоялась. Помешал августовский кризис и его экономические последствия. Западные газеты пугали своих земляков разгулом преступности в России и нестабильной обстановкой. Но в марте историческое событие все же произошло. Даже несмотря на то, что английский посол в Москве открытым текстом предупредил Виланда: "Не стоит рисковать. Все, что вы хотите сделать, можно сделать где угодно, но только не в России".
Английский посол в Москве оказался не прав.
Это подтвердила жизнь.
25 марта в 7 утра на перрон железнодорожного вокзала г. Белгорода высадилась группа немецких и российских ученых, Президент Академии "Гражданское общество" депутат Госдумы доктор Татьяна Ярыгина, директор Академии Елена Лерман, переводчики - всего 14 человек. Через два часа началась работа.
Конкуренция и этика -
близнецы-сестры?
Проблемы выбора: либо этика, либо экономика - для Запада, по большому счету, уже не существует. Сомнения в том, что мораль может стать весомым фактором при принятии экономических решений, с каждым годом рассеиваются. Подтверждением тому служат не слова, а факты.
Их привел доктор Виланд. Так, 95 процентов американских предприятий имеют свод этических правил, более чем треть крупных фирм на протяжении многих лет содержит отделы экономической этики. И почти во всех американских школах бизнеса есть предмет, который называется "Этика бизнеса".
В немецких высших учебных заведениях, как правило, имеются кафедры, специализирующиеся на этике бизнеса. Баварская строительная промышленность успешно завершила первую очередь программы "Система этики менеджмента", которая теперь будет осуществляться фирмами, финансирующими эту программу.
На первый взгляд, может показаться странным, но именно экономические проблемы, по утверждению немецких ученых, привели к тому, что нынешние предприниматели обращаются к теме этики, подвергая сомнению мысль Цицерона о том, что большая прибыль делается большим обманом.
Понимание необходимости этики в бизнесе к западным предпринимателям пришло не сразу. Может быть, исходной точкой стало осознание того, что капитализм - это продукт деятельности предприятий, а не продукт деятельности государства, и потому должен существовать некий свод правил взаимоотношений между предприятиями. Для нас, русских, звучит это странно, но именно об этом говорил доктор Виланд: капитализм - это проект сотрудничества, в результате чего обе стороны выигрывают. Тогда становится понятно, почему общество здорово лишь тогда, когда сильны не только предприятия, но и сильна моральная основа экономической практики.
Уже сегодня в США и ряде стран Европы существуют законы, согласно которым предприятия несут ответственность за то, что происходит, скажем, в их филиалах на территории других стран. Так, если предприниматель США оказался уличенным в коррупции с в России, он будет преследоваться по Закону.
Дойдет ли нововведение до России - это зависит от нас самих. Пока же, по утверждению немецких коллег, они с большим предубеждением относятся к российским предприятиям. Поскольку они боятся мафии, о которой много пишут в прессе, и российского законодательства, которое не надежно, а сами законы зачастую работают не на предпринимателя.
И все же надежда на цивилизованное сотрудничество российских предприятий с иностранными партнерами остается. Наличие этического кодекса может стать сигналом, что партнеру можно доверять, - это мнение немецкой стороны.
Далеки ли мы от проблемы?
Для нас тема нравственности в производстве, по мнению Татьяны Ярыгиной, скорее неожиданна, чем просто не изучена. И разговор о проблемах предпринимательской этики воспринимается отчасти как некая фантастика.
Вот почему, даже готовые к теме обсуждения участники семинара не сразу включились в разговор. Обсуждение проблемы началось с доклада Иозефа Виланда "Моральный фактор успешного предпринимательства". Далее последовали выступления г-на Ягера Мартина - специалиста акционерного общества "Строительный менеджмент и консалтинг" и доктора Райнера Эльшпегеля - председателя Немецкой сети экономической этики, доктора Аннете Кляйнфельд и других. Малооптимистичный, но интересный анализ экономической ситуации сделала Татьяна Ярыгина в докладе "Реформы в России: кризис экономической идеи или моральных ценностей". Все выступавшие сходились в одном: и ситуация вроде бы не та (впору думать о еде, а не о том, из какой посуды есть: золотой или алюминиевой), и общество разочаровано - не проводятся по-настоящему рыночные реформы, сохраняются эксклюзивные льготы, при помощи которых власти контролируют бизнес.
Так что это? Кризис экономической модели или кризис морально-этических ценностей? Скорее, второе - таков был печальный вывод.
Тем не менее... Не все так безнадежно с "экономической этикой" у нас в России. Это выявила дискуссия, в которой приняли участие Виктор Королев - генеральный директор АО "Пуск", Николай Франк - генеральный директор АО "Белпласт", Борис Скворцов - профессор, ректор Белгородского института предпринимательства и культуры, предприниматели Александр Голубов и Павел Дударко. В результате, не только российская сторона пришла к мысли, что вытеснение конкурента любым способом - это не то, что надо сегодня нашей стране. Наоборот, ситуация способствует введению в экономику таких этических моментов, как имя фирмы, честная игра, коллективные обязательства... Другими словами, свод определенных правил.. И, поскольку государство не принимает никакого участия в экономике, ответ на вопрос предопределен. Сделать это надо тем, кому это необходимо, - предпринимателям.
Наши гости пришли к той же мысли. И обратили внимание на то, что могли бы взять на себя не только законодательную инициативу, но и "просветительскую" работу такие организации, как НП "Общество купцов и промышленников Белгородской области". Сегодня нужно привлекать как можно больше сторонников к проблемам экономической этики.
Нужно гражданам сделать то, что не в состоянии сделать государство.
На снимке: рабочий момент семинара в Белгороде.
(Окончание в следующем номере)