"Яблоко России" № 7, 20 марта 1999 года |
"Яблоко" от школы недалеко падает
Объединение "Яблоко" провело семинар "Экономика образования"
За одним столом собрались депутаты и специалисты: директор 1060-й московской школы, координатор форума "Российская школа" и московского "круглого стола" школьных директоров Александр Пинский, директор Федерального института планирования образования Эдуард Днепров, заместитель начальника управления экономики Минобразования РФ Галина Башкина, президент ассоциации "Современная школа" Владислав Редюхин, педагог, поэт и депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.
Все участники пытались найти ответы на уже традиционные вопросы: "Почему деньги не доходят до школы?", "Каковы правовые механизмы защиты учителей и судебного взыскания невыплаченных зарплат и компенсаций?", "Как быть с узловой проблемой: школа муниципальная, а денег у муниципалитетов нет?", "Какой должна быть государственная и региональная политика по расширению законного привлечения школами внебюджетных средств?"
Участники семинара не только анализировали ситуацию, но и предлагали конкретные меры. Галина Башкина привела пример самарского опыта, когда зарплату учителям выплачивает региональный центр, а содержание школ ложится на плечи муниципальных органов управления. Владислав Редюхин предложил в первую очередь научить учителей отстаивать свои права и судиться. Заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин, перечисляя причины материальных проблем, говорил о необходимости соответствующей системы контроля, как, скажем, в Германии, где есть институт профессионального надзора. Тогда местным властям будет практически невозможно за счет учителей строить дачи, закупать уборочную технику или повышать зарплату своему аппарату. Стимулирование же частной школы позволит ввести смешанные формы финансирования, что привлечет в сферу образования предпринимателей и инвесторов.
О необходимости выделения приоритетных направлений говорила заместитель председателя Межпарламентской группы РФ Татьяна Ярыгина. Это в первую очередь гарантированность права на образование.
Но, конечно, главный вопрос - выплата зарплаты. Что же происходит, куда деваются деньги? Ответ прост, и он был произнесен вслух - воруют. И все в открытую, не стесняясь и не боясь, что попадутся. Куда там с нашим-то законодательством, в котором нужных статей нет, а половина существующих не действует! Вот выиграли учителя суд, и должны им вроде бы выплатить все деньги, а их нет. Ну нет. И что делать? Самые сообразительные власти, безусловно, находят выход - взять у тех, кто не бастовал, в суд не подавал, а молчал. Таким образом и долг можно отдать, и людей рассорить. А что может быть полезнее для власти, чем отсутствие корпоративной сплоченности! Это еще в старых учебниках написано.
Ирина Григорьева
"Учительская газета",
23 февраля 1999 года