<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 7, 20 марта 1999 года

От собкора из Перми

Шаги к независимости от центра

В 1997 году Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации". Аналогичный областной закон вступил в силу на территории Пермской области в августе 1998 года. О работе над ним мы попросили рассказать одного из авторов, депутата ЗС, "яблочницу" Любовь Зотину.

- Приятно, что появился закон, в котором заинтересованы буквально все районы Пермской области и который долго ждали. Приятно и то, что в его основу лег проект, подготовленный пермским "Яблоком". В ходе работы над законом мы познакомили с его основными положениями большинство глав районных администраций Пермской области и получили от них более 80 поправок, большинство из которых были приняты. Видя объем подготовительной работы, проведенный рабочей группой, администрация отказалась от своих претензий, и принятие закона прошло гладко.

- В чем была разница между "яблочным" законопроектом и проектом администрации области?

- Только в подходах. Администрация исходила из существующей практики и предлагала в нем зафиксировать договорный характер отношений между центром и территориями, что в жизни зачастую приводило к порочным результатам. Центр мог "поощрять" одни территории и давить другие. Мы же считаем, что взаимоотношения центра с территориями надо строить на основе закона. Тем более, что у Объединения "Яблоко" были наработки в этом направлении. Те, что позднее легли в основу концепции модульного закона для субъектов Федерации, опубликованного в журнале "Российская Федерация". Аналогичные наработки были в Самаре, Ленинградской и Свердловской областях.

- Что конкретно дает этот закон территориям?

- В настоящее время в стране действует много федеральных законов, не подкрепленных механизмом их финансирования. Например, законы, гарантирующие права и льготы "чернобыльцам", "афганцам", детям-инвалидам. Наш закон позволяет прописать подобные статьи в бюджете отдельной строкой и вести четкий контроль над расходованием выделенных средств. Предусмотрен в нем и механизм обеспечения финансирования - часть местных налогов не будет уходить в область, а останется в местных бюджетах.

- Закон был принят еще до кризиса. Может быть, сейчас, когда бюджеты сильно "потощали", он несвоевременен?

- Наоборот, в условиях кризиса еще больше нужна защита тем, кто в ней так нуждается. Кроме этого, принятие подобных законов - это еще и гарантия будущего цивилизованного общества. Недаром в Госдуме этот закон был принят уже после разразившегося в стране кризиса.

- Можно ли сказать, что с принятием областного и федерального законов органы местного самоуправления будут действительно независимы от вышестоящих властей?

- Оба принятых закона - рамочные. Это - пока не самостоятельность, это - только начало борьбы за нее. Необходима целая серия законов, конкретизирующих перераспределение госполномочий.

Беседу вела
Татьяна Плешакова


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>