"Яблоко России" № 7, 20 марта 1999 года |
Коррозия власти
"Папе" в Коми хорошо, а людям плохо
Интервью с депутатом Госдумы, зам. главного редактора "Новой газеты" Юрием Щекочихиным
- Юрий Петрович, на очередном заседании Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией в органах госвласти Вы обнародовали сенсационные, на мой взгляд, факты. В частности, Вы говорили о преступной деятельности руководства некоторых нефтяных компаний в республике Коми, следы которой тянутся в Данию, Люксембург... Неужели российские правоохранительные органы не могут пресечь ее - нет сил или желания? Неужели все ограничится лишь разговорами о коррупции в органах госвласти?
- Действительно, слово "коррупция" сегодня у всех на языке, и я очень боюсь, что оно может истаскаться. Я думаю, что все надеются услышать от нас ¦ кто, когда и сколько украл у государства. Не надо говорить о теории коррупции надо называть конкретных людей, которые замешаны в ней, имея на руках факты преступной деятельности. Это я как депутат Госдумы и журналист ¦ и пытаюсь делать. Моя статья в "Новой газете" (№ 6 от 15 февраля 1999 г.) "Государственные карманники" направлена на разоблачение коррупции в Республике Коми. В ней, в частности, рассказывается о мошеннической схеме, благодаря которой богатейшая по природным ресурсам республика России "инвестировала" в герцогство Люксембург миллионы долларов. В этой афере замешан и Президент Республики Коми Юрий Спиридонов, и его бывший советник А. Туркин, возглавлявший так называемое Коммерческое бюро Республики Коми, и руководитель "Коминефти" В. Леонидов, и ныне проживающий в Израиле М. Глузман - бывший руководитель "Комилюкса", а до того ¦ депутат Госсовета республики, и нынешний владелец этой фирмы В. Виноградов, представляющий в настоящее время Российскую торгово-промышленную палату в Люксембурге, и другие высокопоставленные лица.
- Если можно, то остановитесь несколько подробнее на схеме, по которой деньги из России уплывали за границу...
- Недавно министр МВД Сергей Степашин заявил, что интенсивный отток денег из России наблюдался в 1992-1993 годах - за это время страну "покинуло" примерно 125 млрд. долларов. Потом этот процесс замедлился, и ежегодно Россия "теряла" довольно большие суммы - по 5-8 млрд. долларов. Кстати, люди, укравшие эти деньги, сегодня комфортно живут в Дании, Великобритании, Люксембурге, Израиле... И достать их российскому правосудию будет трудно. У меня есть представление о том, как деньги уходили и продолжают уходить из России.
Остановлюсь, в частности, на примере республики Коми. Исходная установка такова - помочь республике получить западные инвестиции. Для чего в 1992 году две партии нефти - 51 тыс. тонн и 50 тыс. тонн ¦ отправляются в Данию. Чтобы операция прошла на законных основаниях, 23 августа 1992 года Д. Тулин (тогда зам. Председателя Центробанка РФ) разрешает перевод валютных средств в сумме 21 млн. долларов США "в качестве взноса предприятий и организаций Республики Коми в уставной капитал финансовой компании на территории Великого герцогства Люксембург, имея ввиду, что финансовая компания будет ставить целью своей деятельности привлечение финансовых средств для инвестирования в экономику Республики Коми".
Чуть позже появляется письмо Юрия Спиридонова (тогда - председатель Верховного Совета республики) председателю Центробанка Виктору Геращенко с просьбой "выдать лицензию на перевод валютных средств в сумме 458000 американских долларов в качестве части установного фонда капитала компании". В конце данного письма следуют слова: "Своевременное решение поставленного вопроса еще раз докажет серьезность намерений Республики Коми... для иностранных инвесторов".
И нефть в Данию пошла.
Тогда же появляется письмо господина Тулина генеральному директору ПО "Коминефть" В. Леонидову, в котором, в частности, поясняется смысл создания компании "Комидан": "... для того, чтобы деньги перевести в более благополучный Люксембург, где финансовые правила игры более мягкие..." В эту компанию вошли господа А. Туркин и М. Глузман, а также президент достаточно известной в Дании государственной нефтяной компании "Донг". Одна существенная деталь: документы "Комидана", в которых фигурируют эти фамилии, исчезли из Регистрационной палаты в Дании - их просто выкрали. Позднее мы нашли копии этих документов в датском архиве...
Свет на исчезновение документов, возможно, проливают строчки из конфиденциального письма А. Туркина президенту компании "Коминефть" В. Леонидову, в котором солидная датская государственная нефтяная компания "Донг" предстает как подконтрольная некой группе русских:
"... Важно, чтобы нефть была продана компании, которую мы контролируем и которая переведет деньги на счета "Комилюкса", который, в свою очередь, будет контролировать этот проект. Это важно для "Комилюкса", так как это принесет прибыль нашей компании в Люксембурге. Компания, которой мы могли бы продать нефть, - это "Данк олиосунинг". Этой фирме мы продавали нефть для формирования уставного капитала "Комилюкса"...
Такая вот цитата. "Данк олиосунинг" является дочерней фирмой компании "Донг". Причем, слова "нашей компании в Люксембурге" были в этом письме подчеркнуты. Я думаю, что не случайно. Под словом "компания" подразумевалось совсем иное - группа из нескольких мошенников, сумевших вывезти из России миллионы нефтедолларов под прикрытием или с участием группы высокопоставленных чиновников.
По моей просьбе, к этому делу подключился мой коллега - Владимир Пимонов из датской газеты "Экстра бладед". Он нашел нужных людей, встретился с президентом компании "Донг" Питером Скак-Иверсеном и по итогам их беседы прислал мне факс. Цитирую из него сказанное Питером Скак-Иверсеном: "Мы вели переговоры непосредственно с президентом Республики Коми Спиридоновым и его чиновниками... И мы заключили договор о том, что "Донг" поможет продать нефть из Коми на западном рынке. Нам было обещано, что прибыль от продажи нефти будет использована для закупок медикаментов ... напрямую в Западной Европе..."
Чиновники Президента Спиридонова уговорили датчан заключить контракт на закупку нефти с компанией "Комилюкс", заверив их, что прибыль от ее продажи пойдет на покупку лекарств для детей Коми, но просили, чтобы расчеты были произведены в Люксембурге. Забота руководства республики Коми о своих детях не могла не растрогать чувствительных европейцев. Сделка состоялась.
"После прекращения нашего сотрудничества в 1993 году, - сказал Питер Скак-Иверсен моему коллеге из Копенгагена, - у "Донга" не было никакого сотрудничества с Республикой Коми и ее фирмами. Можно только сожалеть, если деньги, которые мы перевели шесть-семь лет назад, попали не в "те" карманы. К сожалению, никогда нельзя полностью оградить себя от мошенничества".
В итоге, насколько я знаю, после всего случившегося, ни одна датская компания не хочет иметь больше дела с Республикой Коми...
- В своей статье Вы утверждаете, что, по различным оценкам, в результате той сделки в Коми вернулось 1,5-2 млн. долларов. А где же осели остальные?
- Ко мне официально - письмом - обратился один из живущих на Западе акционеров "Комилюкса", фамилию которого я не называю по соображениям безопасности. Он, цитирую, пишет о некоторых участниках "мошеннической операции "Комилюкса": "... В уставной капитал было перечислено свыше 10 млн. долларов США. Однако по вине бывших директоров компании (М. Глузмана и Б. Бидстеда - датского подданного, скрывающегося от правосудия в Бахрейне, А. Виниери, умершего в 1996 году и др.) все перечисленные средства были потрачены в течение следующих лет. Акционеры, несмотря на неоднократные требования, не были допущены к проверке бухгалтерской документации.
В 1994-95 г.г. А. Виниери, войдя в преступный сговор с В. Виноградовым - российским гражданином, владельцем фирм "Паларис Фонд Лимитед" и "Дифьюзвьон Финанс С.А.Р.Л." (Люксембург), фактически по прямым указаниям последнего похитил около 5 миллионов долларов США".
При этом следует отметить, что в 1997 году корреспондент республиканской газеты Коми "Трибуна" находит в Израиле М. Глузмана и берет у него интервью. Глузман говорит корреспонденту, что Юрий Спиридонов действительно содействовал созданию компании "Комилюкс", но к ее деятельности не имел никакого отношения. И ему, мол, понятно, что оппозиция в Коми хочет "пристегнуть" Юрия Алексеевича к "Комилюксу" накануне выборов Президента Республики. И, в частности, М. Глузман заявил: "Знаю о том, что "Коми ТЭК" предпринимает конкретные меры по возврату денег. Готов и я участвовать в этом. Не секрет же, что определенные суммы действительно исчезли. Но их можно и нужно вернуть в компанию "Комилюкс"!..."
- Где же эти деньги?
- Из одного европейского государства я недавно привез прелюбопытный документ. Это копия счета, где обозначены расходы М. Глузмана по январь 1994 года - суммы (в долларах США), выплаченные различным лицам за оказание услуг и т.д. Из этого документа следует, что 300 тыс. долларов предназначены некому Ю. Аранову в США; 160 тыс. долларов - какая-то квартира; 45 тыс. долларов - некий перевод в Израиль; 20 тыс. долларов - наличные; 30 тыс. долларов - перевод в Париж; 200 тыс. долларов - предназначены некому А. Гультяеву; 63,5 тыс. долларов - наличные плюс расходы по командировке в Париж и Амстердам; 114 тыс. долларов - "Мерседес"; 67,5 тыс. долларов - магазин "Картье" и другие покупки; 2 млн. 764 тыс. долларов - проект в Швейцарии. И, разумеется, это не единственные его расходы. Кому они конкретно уплачены? За что? Вот куда уходили деньги...
Есть у меня и копии обнаруженных за границей банковских счетов нового владельца "Комилюкса" В. Виноградова. Сейчас, повторяю, он представляет в Люксембурге Российскую торгово-промышленную палату. Им, например, сняты 150 тыс. долларов США наличными со счета в "EAST-WEST UNITED BANK" в Люксембурге. Я не говорю уже о других, более значительных суммах, исчезнувших после того, как он сменил Глузмана в руководстве "Комилюксом". И господин Глузман в Израиле, и господин Туркин в Англии, и российский гражданин Виноградов в Люксембурге ¦ живут очень неплохо. Последний, например, купил в 1998 году в Великом герцогстве новый дом с плавательным бассейном.
Новые русские вообще хорошо чувствуют себя за границей... А в самой Коми - богатейшей республике России, где есть и нефть, и газ, и уголь, и лес - простым людям живется плохо. Многие из них пытаются продать дома и уехать из республики...
- Как я понял, конкретные факты по коррупции в республике Коми у Вас есть. Но те, кто в ней замешан, прекрасно чувствуют себя за рубежом. Они недосягаемы для российского правосудия?
- Мы уже давно стучимся во все двери. До меня это делала депутат Госдумы от Коми Рита Васильевна Чистоходова. Проблеск появился в декабре 1998 года, когда первый заместитель Генпрокурора РФ Юрий Чайка на мой депутатский запрос сообщил, что по "Комилюксу" возбуждено уголовное дело. Настораживает лишь то, что расследование по нему поручено прокуратуре г. Соликамска Пермской области. А в деле фигурируют - Амстердам, Копенгаген, Лондон... А у мужиков из соликамской прокуратуры, как я думаю, нет денег даже на командировочные, чтобы лишний раз съездить в областной центр, не говоря уж о Копенгагене или Амстердаме. На мой взгляд, дело губится.
- И где же выход из сложившейся ситуации?
- Пакет важнейших документов по этому делу я передал директору ФСБ Путину. Но из ответа его заместителя Печенкина понял, что документы о нефтяных сделках так и не попали в поле его зрения. Почему? У меня создалось впечатление, что кто-то на самом высоком уровне лоббирует сегодня интересы господина Спиридонова, которого в Коми, кстати, ласково называют "папой". Расследование этого уголовного дела явно не по душе кому-то из самых верхов.
Могу сказать также, что все имеющиеся у меня документы переданы мной и в Русское национальное бюро Интерпола. И, как сообщил мне директор этого бюро В. Овчинский, по ним начато серьезное разбирательство.
Я не сомневаюсь в том, что Коми, где создана и существует система безнаказанности, является сегодня одним из мощных центров коррупции в России, поскольку, по моим данным, нефть там продается по специально заниженным ценам - 20 долларов за тонну вместо "стандартных" 100. Но я пока говорю о конкретном деле и конкретных людях, укравших немалые деньги.
На заседании Комиссии я предложил, чтобы первой инстанцией рассмотрения уголовного дела по "Комилюксу" выступила Генеральная прокуратура. Это же смешно, если его расследованием будет заниматься городская прокуратура Соликамска - она просто "не потянет".
Я предложил также обратиться в Минтопэнерго с просьбой провести в Коми комплексную плановую проверку и выяснить: почему богатейшая по природным ресурсам республика влачит сегодня нищенское существование? Почему в богатейшем регионе России голодные и нищие люди...
На мой взгляд, и Счетной палате Федерального Собрания стоило бы проверить деятельность руководства республики. У меня складывается впечатление, что все ее руководство - от Президента до средних и мелких чиновников - поражено коррупцией.
- А разве такое возможно?
- Я перестал чему-либо удивляться. Тем более, что сегодня из Коми, действительно, выталкиваются все нормальные люди.
Не только предприниматели, кто связан с нефтяным бизнесом, но и с угольным, лесным...
Надо довести уголовное дело по "Комилюксу" до конца... Я думаю, что у России есть средства и возможности для того, чтобы привлечь всех виновных, где бы они сейчас ни проживали, к уголовной ответственности. Надо сделать все для того, чтобы деньги, которые исчезли с их "помощью", вернулись в Россию. Чтобы они действительно пошли на лекарства и другие неотложные нужды.Беседу вел Виталий Попов