"Яблоко России" № 7, 20 марта 1999 года |
Козни ВПК
Несмотря на освобожденные цены, на то, что чуть ли не треть населения объявлялась предпринимателями, акционерами, даже робкие сегодняшние преобразования коснулись не более, чем пятой части российского экономического потенциала. ВПК (военно-промышленный комплекс), или четыре пятых его, до сих пор, по сути, остается нетронутым и стоит комом в горле экономики.
...Вспоминаю осенние дни 1991 года и первое для открытой прессы интервью Петра Короткевича, одного из создателей нашего "ядерного щита", данное им нынешнему "яблочному" депутату Юрию Щекочихину.
- При Брежневе в партийные структуры пришло безграмотное руководство, которое перестало слушать советы специалистов. Это была самая настоящая мафия, - жестко определил П. Короткевич. - И вынес не подлежавший обжалованию приговор: "Если ты забираешь у страны, у народа миллиарды и миллиарды, под видом создания оборонного потенциала, а делаешь только то, что нужно тебе, для себя организовываешь ядерную защиту, для того, чтобы успеть залезть в бункер, так кто же эти люди? Обыкновенное ворье".
В течение прошедших с тех пор лет было несколько попыток подступиться к этому создававшемуся более семидесяти лет "пирогу". Для начала пытались определить, что в обязательном порядке должно остаться в руках государства. Например, города-заводы, типа "Арзамас-16" или "Челябинск-70". Возили туда президента - он обещал и даже кое-что делалось. Но, спустя некоторое время, все возвращалось на круги своя. Государство исправно реагировало на подобное провозглашением соответствующих программ (всего их было 14), обещавших реконструкцию как отдельных предприятий, так и целых подотраслей. В частности, назывались "Развитие гражданской авиационной техники", "Возрождение российского флота", "Развитие производства оборудования для топливно-энергетического комплекса" и т.д. Но все эти проекты изначально страдали органическим пороком: каждый рубль, инвестированный фирмами, предполагалось подкрепить еще тремя - из федерального бюджета. Федеральные деньги где-то "зависали", а в итоге, в конверсионные фонды поступало меньше половины обещанных средств. И в практически нетронутом ВПК продолжали действовать законы, не имевшие ничего общего с нарождавшимся рынком. Скажем, фирмам, которые торговали вооружением, был запрещен самостоятельный выход на международные торги. Только через "Росвооружение", которое отбирало от 5 до 30 процентов стоимости контрактов.
Невооруженным глазом видно - система не продумана от начала до конца. В ней немало дыр, куда устремляется "дурная" инициатива. Главное же заключается в том, что ветераны, номенклатура ВПК, ¦ мечтали о возвращении к прежним порядкам.
Меняются времена, расставляются другие акценты. Поставим, наконец, вопрос так: что, от хорошей жизни занимались "выпэкашники" ракето-носителями, боеголовками, системами наведения и так далее? Не им ли годами твердили, что гонка вооружений нам навязана, а, в принципе, мы ¦ мирные люди... Так не пора ли всем вместе порадоваться, что теперь ничего этого не нужно и можно обратиться к более существенным заботам. Однако, если честно, не заметил я особой радости в глазах тех, с кем приходилось встречаться на бастионах ВПК. Он, судя по всему, произвел определенный "сдвиг по фазе" в сознании тех, кто в этом комплексе занят. Он и сегодня дает им не только хлеб насущный, но и уверенность в жизни, твердь под ногами, убеждение, что они делали (и делают!) то, без чего немыслима жизнь страны и народа.
Этой точки зрения придерживаются и многие политики. Как-то я присутствовал на обсуждении поправок в Закон об обороне. Заместитель председателя думского комитета сказал тогда, что построение демократического государства требует контроля со стороны общества за состоянием дела в области обороны. Вместе с тем, некоторые выступавшие били тревогу: мол, нельзя допустить спада производства в "оборонке". Виктор Илюхин, председатель Комитета по безопасности, обрушивался на руководство страны за то, что, по его мнению, оно следовало в фарватере заокеанских идеологов, и в результате у нас якобы самые отсталые вооруженные силы... Но если Министерство обороны не заказывает СС-25 или комплекс С-300, может быть, в нынешней ситуации в них нет нужды? Ответом на такого рода вопросы стал буквально шквальный залп представителей военно-промышленного лобби. "Это не только заботы Министерства обороны, - заявил один из них. - Это еще и интересы военно-промышленного комплекса, интересы наших предприятий".
Между тем, как считают специалисты, начинать реформирование надо именно с армии. Причем последовательность должна быть совершенно определенной: военная реформа, сокращение вооружений, уменьшение расходов на армию (втрое-вчетверо), наконец, свертывание многих производств. За все эти годы практически ничего не изменилось в структуре вооруженных сил: господствуют дублирование и конкуренция, которая только мешает делу. Экономить можно на всем, начиная от крепежных болтов и кончая... генералами.
"Страна живет, по существу, на отходы от армии, - писал несколько лет назад экономист-аналитик Николай Шмелев. - Больше она этого делать не может... Необходимо снять с горба этот тяжелейший груз. Иначе - смерть". В качестве альтернативы действующему варианту предлагался постепенный, безболезненный переход к новому качеству, вполне приемлемый для 12,5 млн. человек, занятых в "оборонке". Так как их зарплата занимала в готовом продукте около 20% (остальное - сырье, топливо, электрическая энергия), надо выплатить эти деньги людям. Но с одним условием - чтобы они больше ничего не производили. Получали бы среднюю зарплату и постепенно конверсировались, а сэкономленные средства пустить в другие отрасли. На выпуск того, что сегодня необходимо людям. Идея была высказана еще в девяносто первом году. Как было, так и осталось. Новая власть оказалась в тех же бюрократических тенетах: пути ясны, да очи слепы.
На этом фоне смешными и наивными кажутся усилия нынешнего правительства. По большому счету, оно занимается сегодня совсем не тем, что требуется. Идут переговоры с МВФ: кокетничаем - хотим заполучить кредиты. Юрий Маслюков усиленно проталкивает идею государственного руководства экономикой. По сути же речь идет о том, чтобы в позиции сырьевого комплекса, которому благоволил Черномырдин, оказался ВПК. Ну и что? Появятся новые финансово-промышленные группы, теперь уже военного, машиностроительного профиля...
Разве нам это нужно? Нужны преобразования, которые изменили бы жизнь народа, открыли бы дверь в цивилизованный мир. И как часть их - коренные преобразования ВПК.
Юрий Графский