О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО"
Резолюция VI съезда Объединения "ЯБЛОКО"
Объединение "Яблоко" констатирует серьезное изменение политической ситуации за последние два года. Реализуются худшие опасения, зафиксированные в резолюциях предшествующих съездов Объединения "Яблоко".
Россия быстро идет по пути превращения в корпоративное, олигархическое, полукриминальное государство, все дальше отходя от демократических принципов организации власти. Демократия из способа осуществления власти в государстве все больше становится формальностью, ритуалом. Серьезную опасность для демократического развития страны представляет деятельность экстремистских партий и организаций.
В этой ситуации Объединение "Яблоко" заявляет о себе как о политической партии, ставящей своей задачей формирование в России
организованного гражданского общества,
в котором граждане объединяются для решения своих проблем, противостояния несправедливости, воровству, насилию;
цивилизованного государственного порядка,
при котором государственные чиновники честно выполняют свои обязанности, не врут, не воруют, не идут в услужение бандитам;
конкурентной, социально ориентированной рыночной экономики,
при которой растут зарплата, количество рабочих мест, обеспечиваются социальные гарантии.
Объединение "Яблоко" на ближайшие 2 года ставит перед собой следующие основные цели.
Последовательная защита демократических принципов осуществления государственной власти, решительная поддержка институтов гражданского общества в стране, реализация мер по формированию перспективной экономической политики, противостояние коррупции и разворовыванию государственных средств всеми доступными Объединению "Яблоко" средствами.
Объединение "Яблоко" разрабатывает и представляет обществу реальную экономическую и политическую альтернативу политике, проводимой Правительством РФ, выражает недоверие нынешнему Правительству РФ, поддерживая его разумные шаги.
Разоблачение лицемерия политики КПРФ перед избирателями, бескомпромиссная борьба с ЛДПР и другими националистическими партиями и организациями.
Всемерная поддержка формирования органов местного самоуправления и обеспечения их реальной независимости (в том числе финансовой) от государственной власти.
Поддержка независимости средств массовой информации от государственной власти и крупных финансово-промышленных групп средствами законодательства и политического давления.
Политическая поддержка и защита прав частной собственности, прав российских и иностранных акционеров и инвесторов.
Поддержка основных направлений реализуемой военной реформы как единственного средства спасения армии и военно-промышленного комплекса в преобразованном виде.
Поддержка предпринимательства, частной инициативы.
Обеспечение социальных гарантий, прекращение задержек зарплаты, пенсий и других социальных выплат.
Обеспечение честной и эффективной работы избирательной системы на региональном и федеральном уровне, пресечение политических игр с избирательным законодательством, недопущение нарушений и фальсификаций на выборах.
Подготовка к предстоящим парламентским и президентским выборам в стране уже началась.
Съезд положительно оценивает деятельность парламентской фракции "Яблоко" - единственной демократической фракции в Государственной Думе, которая вносит конструктивный вклад в работу высшего законодательного органа, одобряет законотворческую и политическую работу фракции и ставит задачу расширения поддержки избирателей на ближайших выборах в Государственную Думу.
Съезд считает, что лидер Объединения "Яблоко" Григорий Явлинский должен принимать участие в будущих выборах Президента страны. Любые иные кандидатуры из числа ныне действующих политиков и государственных деятелей либо не могут обеспечить демократического развития страны, либо заведомо не получат необходимой поддержки на выборах.
Россия должна войти в XXI век с новой, подлинно демократической властью.
Председатель Объединения "Яблоко" Г.А.Явлинский
Изменить экономическую политику!
Резолюция VI съезда Объединения "ЯБЛОКО"
Экономика России находится сегодня в вязкой трясине стагнации, под постоянной угрозой экономической и социальной нестабильности.
Основная часть экономического спада осталась позади, однако это не означает автоматического перехода к экономическому росту. В большинстве секторов реальной экономики наблюдается застой, а там, где есть небольшой рост - он связан с созданием изолированных предприятий на импортных поставках и отсечением российских смежников, с развитием экологически вредных производств. Заявления о начале экономического роста в России - не соответствуют действительности.
Финансовый кризис еще раз показал неустойчивость нашей макроэкономической стабилизации, достигнутой на основе резкого роста внутреннего и внешнего долга, за счет сокращения инвестиций в реальное производство и усиления зависимости экономики России от зарубежного спекулятивного капитала. Высокие процентные ставки, быстрый рост внешнего долга, обвал российского фондового рынка - со всем этим российская экономика справится не скоро.
Но и сегодня руководство страны не отрезвело от наркотика иностранных займов. Утвержден совершенно нереальный бюджет, Правительство не в состоянии выстроить налоговую систему так, чтобы эффективно бороться с теневой экономикой и собирать налоги. Это порождает растущий ком неплатежей, распространение бартерных операций, препятствует экономическому росту.
Ответственность за крайне одностороннюю и неэффективную политику, отвечающую интересам узкой группы российских граждан и отдельных корпоративных групп, мы возлагаем на Правительство В.С.Черномырдина.
Объединение "Яблоко" приложит все усилия для реального изменения экономической политики в следующих направлениях.
Осуществление реальной приватизации, направленной на привлечение инвестиций и эффективное управление, а не на пополнение доходов бюджета и формирование мощнейших монопольных экономических структур в экономике.
Ужесточение антимонопольного законодательства и, особенно, практики его реализации. Жесткий контроль за деятельностью естественных монополий. Антимонопольная политика должна быть такой, чтобы крупнейшие российские монополии сами желали разукрупнения. Недопущение разрастания влияния крупнейших финансовых групп на экономические, социальные и политические процессы. Решительная поддержка крайне слабых сегодня секторов малого и среднего бизнеса. Поощрение конкуренции.
Осуществление эффективной промышленной политики средствами налогового, таможенного регулирования, бюджетными и кредитными ресурсами, политической поддержкой нескольких наиболее приоритетных отраслей российской экономики. Небольшое (большое пока невозможно) число отраслей должно демонстрировать высокую динамику, вытеснение импортной продукции, завоевание внешних рынков и должен быть сформирован механизм распространения высокой динамики этих отраслей на смежные и связанные отрасли.
Денежно-кредитное, валютное регулирование, бюджетная политика и политика внешних заимствований должны стимулировать экономический рост. От политики сокращения государственных расходов во имя стабильности цен надо переходить к политике роста доходов государства от развития реального производства при сдерживании инфляции. Стабильность финансовой системы должна достигаться без роста зависимости экономики страны от динамики краткосрочных капиталов на мировых рынках. Установить реальный, эффективный контроль за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в их нецелевом использовании.
Осуществление реальной налоговой реформы. Фракции "Яблоко" удалось вернуть в первое чтение Налоговый Кодекс. Теперь важно учесть в новом Налоговом Кодексе следующие принципы - реальное снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы, поддержка развития реального производства, отечественного товаропроизводителя, малого и среднего бизнеса, формирование большого количества финансово-промышленных структур, не обладающих монопольным влиянием.
Социальная политика должна соответствовать экономическому положению страны, которая находится за сотым местом по производству валового внутреннего продукта на душу населения. Страна не в состоянии поддерживать систему социального обеспечения на уровне 10-ти летней давности. Необходимо четко определить приоритеты социальной политики и их придерживаться. Но категорически необходимо понять - если государство что-то пообещало людям, то это должно быть выполнено. Задержки заработной платы для бюджетников по вине государства недопустимы и должны навсегда уйти в прошлое.
Необходимо финансировать на достойном уровне приоритетные направления фундаментальной науки - те, где мы были и остаемся впереди.
Исключительно важной является экологизация экономической политики, в том числе в части налогов и бюджета.
На ближайшие два года важнейшими задачами фракции "Яблоко" в Государственной Думе в части экономической политики считать принятие Налогового Кодекса, направленного на развитие отечественного производства и развитие инвестиционного законодательства, включая законодательство о разделе продукции.
Председатель Объединения "Яблоко" Г.А.Явлинский
Мнение
В партийном строительстве
надо ориентироваться
на будущие выборы,
а не на прошлые
На последнем съезде "Яблока" прозвучал тезис: "Яблоко", мол, осталось единственной организацией демократической оппозиции в России. Это значит, что, с одной стороны, оскудели ряды организованной демократической оппозиции и это, в общем-то, плохо. А с другой стороны: вот придет демократический избиратель на участки, станет искать за какую бы демократическую организацию проголосовать, а тут - оп-ля, кроме как за "Яблоко" и голосовать-то ему не за кого. В общем, конкуренты отпали и демократический избиратель ринется теперь в "Яблоко", потому как некуда ему больше податься. Соответственно, в такой ситуации "Яблоко" должно то-то и то-то...
Иезуитское умозаключение об обреченности демократического избирателя на союз с "Яблоком" послужило чуть ли не отправной точкой для формирования задач партийного строительства. При этом почему-то бесспорными являются посылки: а) демократический избиратель выберет в бюллетене именно "Яблоко", б) демократический избиратель придет на участки, и, наконец, в) демократический избиратель в России еще есть.
А ведь если эти три условия не будут соблюдены, то "Яблоку" абсолютно все равно: пребывает оно на демократическом фланге в одиночестве или нет.
Тем временем именно факт "яблочного" одиночества на фланге демократической оппозиции следует подвергнуть более тщательному анализу. Не потому ли демократические организации сошли со сцены, что утратили политическую актуальность, что мало-помалу рассосалась их социальная база? Если так, то никакого потенциала электоратного роста за счет демократического избирателя у "Яблока" нет.
Это предположение подтверждается некоторыми полевыми наблюдениями. В Ростовской области в марте проходят выборы в областное Собрание. Причем наиболее острая конкуренция между кандидатами наблюдается в пределах одного - левого блока. Что удивительно и непривычно.
Дело в том, что на голоса "недовольных" в Ростове претендуют коммунисты нескольких сортов, национал-патриоты опять-таки нескольких сортов, демократы первой волны, замутившие перестройку, но оставшиеся не у дел. Местная специфика - на этом же фланге собирали голоса часть казаков и посланники "Ростсельмаша" (проблемный завод-гигант). В общем, на голоса "недовольных" претендует на Дону большое количество разномастных оппозиционеров.
А со стороны "умеренных" выдвинулось лишь по одному-два кандидата в округе. Дело в том, что эти кандидаты прошли своего рода праймериз - согласование с местной партией власти. Так что вопрос об их междуусобной борьбе решился еще до выдвижения. (В число умеренных на Дону попадают и кандидаты от "Яблока". Местная партия власти понимает, что ей не хватит своих ставленников для противостояния радикалам и потому вынуждена считаться с кандидатами от "Яблока" как с наиболее здравомыслящими представителями неконтролируемой части политического спектра.)
На этом примере легко увидеть, что политическая структура общества, по крайней мере на местном уровне, выглядит иначе, чем это было во времена "демократической раздробленности". Теперь наблюдается раздробленность в стане "недовольных". Где в этой новой структуре место демократического избирателя? Возникает подозрение, что избиратель, которого раньше можно было квалифицировать как демократического, в большинстве своем сегодня будет делать свой выбор по каким-то иным основаниям. Так что вряд ли "Яблоку" стоит рассчитывать на электоратный ресурс, оставшийся от вымерших деморганизаций. Они вымерли вместе со своим электоратом. Логика подсказывает, что если мы вычислим новые основания самоопределения бывшего демократического избирателя, то на этом фундаменте можно будет построить принципы партийного строительства "Яблока" и даже "яблочную" идеологию.
Однако есть одно большущее "но".Складывается впечатление, что значительная часть прежнего демократического электората голосовала по протестному сценарию: сначала против советского режима, потом против возрождения коммунистов. А от протестного голосования до голосования "недовольных" - один шаг. И судя по всему, значительная часть прежнего демократического электората этот шаг сделала.
То есть, если "Яблоко" пустится в дрейф за голосами прежних демократов-протестников, то оно значительно полевеет. А на левом фланге уже толпятся: коммунисты разных сортов, патриоты разных сортов, "демшиза" первой волны и т.д. Так что за таким "демократическим избирателем" погонишься - ни одного не поймаешь.
Структура общества за полтора года после президентских выборов поменялась. А так как общефедеральных выборов за это время не было, то увидеть абрис новой ситуации довольно сложно. Поэтому надо быть осторожнее, ссылаясь на те предпосылки, которые существовали во время прошлых президентских выборов. "Яблоку" нужен тщательный анализ региональных выборов, нужны новые решения, опирающиеся на этот анализ. Уже сейчас можно сказать, что, по крайней мере, безвредным будет такой принцип партийного строительства как партийный федерализм: в каждом регионе своя политическая ситуация и региональные "Яблоки" занимают довольно различающиеся политические позиции.
Стоит задуматься: не является ли половинчатой беременностью зависание между либерализмом и социал-демократией? Это, конечно, предмет для удивления и гордости, но вряд ли это может быть определяющим фактором партийного развития. Стоит также задуматься над протестным характером большинства идеологических установок "Яблока". Протест - это не только неконструктивно, это теперь еще и неоригинально.
Может быть, пора определять политическое лицо партии по другим признакам, вычислив их на основании анализа актуальной политической структуры общества? Например, в последние годы заметен сдвиг общественного интереса к символическим воплощениям воли (Лебедь до кремлевской обработки), умелого хозяйствования (Лужков), прогрессивного хозяйствования (Немцов до кремлевской обработки). Этот сдвиг свидетельствует о том, что в массовом сознании политический критицизм последнего десятилетия достиг некоторой достаточной массы и общество постепенно подходит к моменту, когда востребованными станут конструктивные программы, подкрепленные потенциалом политической воли. Конечно, "яблочники" скажут, что есть у них и конструктив. Но речь идет о том, как это воспринимает избиратель. По времени мода на политический конструктив, опирающийся на политическую волю, может совпасть с новыми парламентскими и президентскими выборами.
Андрей Мирошниченко,
депутат городской Думы Ростова-на-Дону
|