Налоговый кодекс
Григорий Явлинский:
"С юридической точки зрения проект является реакционным, с экономической -
ведущим к продолжению стагнации, а с профессиональной - сделанным спустя рукава.
Вот почему мы ставим вопрос о недоверии правительству...
Наша фракция готова снять тезис о вынесении вотума недоверия правительству, если правительство готово отозвать Налоговый кодекс. Если оно готово снять петлю, удавку с шеи людей, которую оно опять придумало. Если оно эту удавку снимет, снизит налоги в 2-3 раза, перестанет воровать, то мы готовы снять этот тезис. Вот и поле для компромиссов..."
Что предполагает правительственный вариант Налогового кодекса
1. Гигантские полномочия налоговой полиции, при одновременной беззащитности и презумпции виновности налогоплательщика,создание условий для полицейского государства , чему будут способствовать:
- увеличение с 20% до 22% налога на добавленную стоимость c одновременной отменой льготного налогообложения на детские товары;
- жесткая фиксация на уровне 35% налога на прибыль предприятий;
- введение нового налога - на доходы с капитала, причем - как для граждан, так и для юридических лиц. Размер - от 12 до 35%, в зависимости от вида дохода;
- изменнение порядка исчисления подоходного налога;
- отмена 15 из 23 местных налогов и увеличение ставок таких налогов как налог на имущество физических лиц, земельный, за использование местной символики;
- введение гостиничного налога и налога с продаж.
2. Введение единого социального налога. Консолидация в Федеральном бюджете социальных фондов: социального страхования и занятости.
Предложения фракции"Яблоко" к проекту Налогового кодекса
1. Экономический рост, формирование конкурентной среды, четкие права собственности за счет:
- снижения ставки НДС до 15% (сейчас 20%);
- снижения ставки налога на прибыль до 20% (сейчас 35%);
- отмены местных налогов (налога на рекламу, гостиничного и курортного сборов);
- введения муниципального налога (до 1,5% от фонда оплаты труда);
- сохранения льгот для малых предприятий;
- замены акцизов, взимаемых с предприятий нефтяного сектора, налогом на сверхприбыль;
- повышения акцизов на газ;
- введения на федеральном уровне промыслового налога, взимаемого при регистрации предприятия.
2. Сохранение целевых социальных внебюджетных фондов: пенсионного, занятости, фонда соцстраха, что позволяет сохранить систему государственного социального страхования.
Из почты лидера
Система не работает
Уважаемый Григорий Алексеевич!
Решил, что, может быть, Вам будет небезынтересно узнать мнение опытного рядового налогового инспектора районной инспекции. Мне 28 лет. После окончания экономического факультета технического ВУЗа 2 года назад практически случайно попал работать в налоговые органы. Ситуацию в налоговой системе знаю не понаслышке. Работать по существующей налоговой системе, по существующим налоговым законам БОЛЕЕ НЕВОЗМОЖНО. Проводя проверки, принимая налоговые расчеты видишь каждый день в глазах бухгалтеров НЕНАВИСТЬ. Люди озлоблены. Им месяцами не платят зарплаты. Поступающие деньги списываются в погашение налогов и сумасшедших сумм пеней. Неплатежи привели к тому, что более половины налогов платятся денежными суррогатами. "Живых" денег нет ни у кого. Любой налоговый инспектор понимает, что ЧЕСТНО платить все налоги и существовать не может НИ ОДНО предприятие. Налоговая система, родившаяся в 1992-1993 гг. и рассчитанная на гиперинфляцию, изжила себя. 1997 г. самый трудный из всех. Поверьте мне.
Повсеместно созданные подразделения по взысканиям недоимок действуют, по сути, драконовскими методами, арестовывая имущество предприятий-должников, не имея даже мало-мальски твердой законодательной базы для этого. Однако даже это уже не помогает. Недоимки исчисляются триллионами рублей. Любой, даже самый тупой, налоговый инспектор понимает, что бюджет 1997 года В ПРИНЦИПЕ невыполним. Собрать заложенные в него суммы налогов физически невозможно. Этих денег НЕТ ни у предприятий, ни в экономике в целом. (Про "теневую" экономику речь не идет. Это поле деятельности правоохранительных органов, той же налоговой полиции).
Григорий Алексеевич, непринятие Налогового кодекса в этом году, затягивание с проведением налоговой реформы, попытка что-то исправить путем внесения каких-то изменений в ныне действующие налоговые законы приведет, я убежден, в следующем году к экономической катастрофе. 70% собираемых в этом году налогов - это ПРЕДЕЛ. Можно поменять все руководство Госналогслужбы РФ, уволить всех нынешних госналогинспекторов, набрать новых с солидным окладом, но это ровным счетом ничего не изменит.
Не работают не люди, не работает СИСТЕМА - она полностью изжила себя. Творится полнейший налоговый беспредел. Десятки новых незаконных налогов и сборов разорили малые предприятия, вынуждают уходить их в налоговую тень, идти под "крышу" криминальных структур.
Григорий Алексеевич, я уважаю Вас как политика и экономиста, я голосовал за Вас на президентских выборах, я понимаю Вашу позицию по Налоговому кодексу. Но все-таки я убедительно Вас призываю не бойкотировать Налоговый кодекс, а идти на конструктивное сотрудничество с правительством в этом вопросе.
Налоговый кодекс необходимо принимать в этом году, и только в этом году. В следующем году он может быть уже не нужен. Да, кодекс не совершенен, но на него потрачено 3 года работы. И еще есть целых 2 месяца для его совершенствования. Любой бюджет на 1998 год, каким бы ни приняла его Дума, без опоры на Налоговый кодекс обречен на провал. Любой, подчеркиваю, любой бюджет. Безусловно, сам факт принятия Налогового кодекса не является 100%-ной гарантией исполнения бюджета. Но с его принятием появляется ШАНС на его исправления. Без Налогового кодекса нет ни малейшего шанса выполнить по доходам бюджет 1998 года. Можно, конечно, занять принципиальную позицию и вообще не принимать Бюджет 1998 г. Однако страна не перестанет жить по воле депутатов, не принявших бюджет. Расходы и доходы будут осуществляться по фактическим доходам и расходам предшествующих периодов. Исполнение бюджета по факту за прошедшие периоды (а такое уже было в России) в сегодняшней тяжелейшей экономической ситуации приведет к новому экономическому кризису, которого Россия не знала с 1991 г. Кому это выгодно, Григорий Алексеевич? Коммунистам, национал-патриотам, Вам, народу?
Убедительно прошу Вас использовать свой политический авторитет и вес в Государственной Думе и стать все-таки, несмотря на все проблемы, партнером и союзником Правительства по вопросу принятия Налогового кодекса. Этот документ необходим всем: нам, налоговым инспекторам, бухгалтерам предприятий и организаций, частным предпринимателям и народу в целом.
Выражаю надежду на Ваш здравый смысл и Ваше демократическое мировоззрение.
М. Захаров
г. Новосибирск
"По Налоговому кодексу. Я поручил Правительству отозвать Налоговый кодекс с учетом действующей в Государственной Думе процедуры рассмотерения законопроекта, принятого в первом чтении."
Из письма Президента РФ Бориса Ельцина председателю Госдумы Геннадию Селезневу
От редакции. Но дальше благих слов дело, к сожалению, не пошло. И вряд ли пойдет. Услужливые коммунисты не для того вели торг, чтобы обремененный множеством их лоббистских поправок законопроект НК был бы отозван. Их волнует совсем другое... А премьер-министр, как он заявил с думской трибуны, не испытывает претензий к русскому языку, но и отзывать, похоже, ничего не собирается...
В проекте Налогового кодекса отменяются важнейшие для обеспечения сферы образования и науки налоговые льготы. Так, образовательная деятельность не отнесена к неэкономической деятельности, исключаются льготы по налогообложению на землепользование, имущество и недвижимость, стипендии, приобретение книжной продукции, учебно-лабораторного оборудования, образовательные услуги и др.
В.Подолян,
профсоюзный лидер работников образования и науки Санкт-Петербурга и области
Я знаю, сколько ведущие экономические министерства и ведомства представили замечаний на этот проект: по два, три поверхностных замечания. И получилось так, что "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Если были бы расчеты, то, наверное, пришлось бы обнародовать факт, что для того, чтобы полностью уплатить все налоги, нефтяники должны в полтора раза поднять цены на нефтепродукты.
... Данный Налоговый кодекс, во всяком случае в той части, которая касается нефтепродуктов, не только не стимулирует рост инвестиций, но, напротив, стимулирует деградацию нефтяного комплекса. Я готов это доказать. Есть цифры, это так... Он стимулирует деградацию, он стимулирует экспорт сырья вместо экспорта нефтепродуктов, он ослабляет наши позиции на внутреннем рынке.
С. Оралов,
вице-президент Сибирской нефтяной компании
Что мы имеем на сейчас, например, в этом отношении? Скажем, налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, осведомитель об этом узнает, доносит в налоговую полицию, получает за это вознаграждение, с него налогов не платит, потому что закон об оперативно-розыскной деятельности освобождает его от уплаты налога. Налоговый полицейский расследует дело, получает зарплату, с нее налогов не платит, потому что закон о налоговой полиции освобождает его. Дело передается в суд. Судья судит неплательщика налогов, но со своей зарплаты сам налогов не платит, потому что закон о социальной поддержке судей освобождает его от уплаты налога. Неплательщика препровождают в места не столь отдаленные, там военнослужащие его охраняют и со своей зарплаты тоже не платят налогов, потому что соответствующий закон освобождает. Вот получается, что в 57 статье Конституции закреплено: каждый обязан платить законом установленные налоги, а на самом деле "Один с сошкой - семеро с ложкой".
С. Пепеляев,
член Президиума Российской ассоциации налогового права
В частности, по западно-сибирской компании на 10 процентов налоги растут. И предприятия, которые имеют современную технологию, т.е. вырабатывают большое количество светлых нефтепродуктов вместо мазута, оказались в тяжелом положении. Попали они полностью под пресс налогообложения.
А. Калинин,
вице-президент НК "ЛУКОЙЛ"
По нашему мнению он (проект Налогового кодекса) не устраняет многих недостатков налоговой системы и не облегчает налогового бремени для наемных работников... Раздел ХII предлагаем исключить и тем самым оставить прежнюю систему государственных социальных фондов: социального страхования, медицинского страхования и занятости.
В. Кузичев,
председатель Всероссийского "Электропрофсоюза"
По мнению Счетной Палаты, проект НК сохраняет или увеличивает ставки по основным налогам, восстанавливает порочный механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот (решениями правительства, Минфина РФ или Госналоговой службы РФ) и приводит к тому, что лица, извлекающие большие доходы (крупные бизнесмены, адвокаты, нотариусы) будут ощущать меньшую тяжесть налогов, нежели граждане с низкими и средними доходами.
|