Создание современной, хорошо вооруженной и материально
обеспеченной, профессиональной армии – одно из важнейших
направлений государственной политики: от этого зависит
национальная безопасность. В ближайшие годы это не только
вопрос обеспечения защиты России от внешней опасности,
но и путь предотвращения угрозы социально-политической
стабильности и безопасности общества.
Стратегическая цель военной реформы – поддержание
достаточной оборонной мощи в условиях новых вызовов
безопасности. Достаточность оборонной мощи определяется
способностью ВС России обеспечить надежный ядерно-космический
щит для одновременного сдерживания масштабной агрессии
и гашения не менее трех локальных приграничных конфликтов,
достаточность сил ПВО, ВВС и ВМФ для нанесения неприемлемого
ущерба врагу в случае агрессии, гашение локальных конфликтов
и эффективное участие в миротворческих операциях. Для
реализации этих целей России нужна качественно новая
армия.
Профессионализация армии и решение социальных проблем
военнослужащих – первоочередная задача. Поэтому еще
в 1999 г. при активном участии нашей фракции было законодательно
повышено денежное довольствие военным в 1,6 раза, в
2001 г. выделено дополнительно 1,5 млрд руб. на жилье
для офицеров, а на 2002 г. по предложению «Яблока» 16,5
млрд руб. предусмотрено на военную реформу.
Для создания современной, профессиональной, боеспособной
армии мы предлагаем решить следующие задачи:
1. Переход к новому типу комплектования Вооруженных
Сил на профессиональной основе:
• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» в 1993 г. закон
«Об альтернативной гражданской службе», гарантированной
Конституцией РФ, обеспечивающий призывникам, отказывающимся
от несения военной службы, прохождение неунизительной
альтернативной службы в регионе проживания. При этом
альтернативная служба не должна превращаться в повинность,
исполнение которой было бы намного тяжелее воинской
службы;
• необходимо обеспечить прохождение альтернативной службы
по совместительству. В первую очередь необходимо направлять
молодых людей в муниципальный сектор.
• предусмотреть в следующем после введения альтернативной
службы бюджете средства на поэтапный перевод Вооруженных
Сил, а затем и других войск (внутренних, пограничных,
железнодорожных, войск Минюста, ФСБ и пр.) на контрактную
основу, с тем чтобы в период 2002–2004 гг. полностью
отменить призыв в мирное время. Одновременно повысить
суммарное денежное содержание всех военнослужащих примерно
на 100%, помимо компенсации за отменяемые льготы (ныне
планируется повышение денежного довольствия, фактически
сводящееся на нет отменой льгот). То и другое обойдется
примерно в 14 млрд руб. дополнительных ежегодных ассигнований
(с учетом экономии благодаря сокращению личного состава).
Это позволит набирать контрактников на конкурсной основе
и при этом сохранить существующие пропорции в денежном
довольствии рядовых, офицеров и генералов.
2. Повышение денежного содержания и пенсий военнослужащих.
Профессионализация армии начинается с сохранения в армии
и улучшения положения действующих профессионалов. Для
этого необходимы:
• доведение оплаты труда военнослужащих до уровня
федеральных государственных служащих (принять подготовленные
при участии «ЯБЛОКА» изменения в закон «О статусе военнослужащих»).
В перспективе с 2004 г., с учетом особых, связанных
с риском для жизни и здоровья условий военной службы,
материальное обеспечение военнослужащих должно быть
повышено по сравнению с обеспечением гражданских служащих
с сохранением существующих льгот;
• безусловное обеспечение жильем военнослужащих в рамках
программы жилищных сертификатов, а также посредством
механизма прямого перечисления на персональные счета
военнослужащих в Сбербанке соответствующих сумм;
• принятие разработанного «ЯБЛОКОМ» законопроекта «О
статусе участников боевых действий», позволяющего четко
определить получение дополнительных льгот и выплат военнослужащим,
участвующим в боевых действиях, в том числе в операции
в Чечне. Сейчас статус участника боевых действий определяется
в нескольких законах, противоречащих друг другу, а механизм
дополнительных выплат – в указах Президента и постановлениях
Правительства. Принятие данного закона приведет к тому,
что государственная власть, начиная боевые действия,
будет учитывать, что ей придется выполнять материальные
и моральные обязательства перед участниками боевых действий;
• обеспечение детям военнослужащих права на льготный
прием в вузы, а членам семей военнослужащих – на льготы
по медицинским услугам;
• обеспечение членам семей военнослужащих, погибших
при исполнении служебного долга, получения пособия,
эквивалентного его денежному содержанию.
3. Усовершенствование технического оснащения Вооруженных
Сил, для чего необходимо:
• сократить численность личного состава Вооруженных
Сил к 2004 г. дополнительно к намеченному Правительством
(на 300 тыс. человек к 2003 г., то есть до 1 млн человек)
еще на 200 тыс. человек – до общего уровня примерно
в 800 тыс. человек. Это сокращение потребует суммарно
около 13 млрд руб. на обеспечение увольняемых военнослужащих
жильем, денежным пособием и другими выплатами – сверх
того, что запланировано Правительством по статье «Военная
реформа» (16,5 млрд руб. на 2002 г.);
• направлять в полном объеме средства, поступающие от
подготовки военных кадров для иностранных государств,
на материально-техническое обеспечение военнослужащих;
• изменить пропорции военного бюджета между содержанием
и оснащением Вооруженных Сил с 80:20 на 50:50;
• максимально продлить срок службы имеющихся в боевом
составе вооружений и военной техники за счет адекватного
ремонта и техобслуживания;
• поддержать передовые военные производства, технологии
и научные центры;
• ввести особый порядок финансирования российского «ядерного
щита». Отказаться от радикального пересмотра (как это
предусматривает правительственный план военной реформы)
соотношения ассигнований между стратегическими ядерными
силами (СЯС) и силами общего назначения в пользу последних
(это создает реальную опасность разрушения единственно
надежной оборонительной системы страны – СЯС). Приоритетом
должно стать оснащение Вооруженных Сил межконтинентальными
баллистическими ракетами наземного стационарного (шахтного)
и грунтово-мобильного базирования, которые могут оснащаться
как моноблочной головной частью, так и разделяющейся
(РГЧ ИН);
• в целях экономии средств следует сосредоточить их
на производстве и совершенствовании системы МБР «Тополь-М»,
с тем чтобы к 2010 г. иметь в боевом составе не менее
500 таких ракет при оптимальном сочетании их шахтного
и грунтово-мобильного базирования. Разработку новой
унифицированной ракетной системы для РВСН и ВМФ замедлить
и перевести в разряд перспективных НИР (для возможного
развертывания после 2015 г.);
• прекратить разработку и строительство нового класса
стратегических подводных ракетоносцев. Вместо этого
максимально продлить срок службы самых новых существующих
ракетных подводных лодок и произвести для них боекомплект
новых баллистических ракет. Вывести тяжелые бомбардировщики
из состава СЯС и переориентировать их на региональные
боевые задачи, в том числе с использованием высокоточного
оружия. После 2015 г. СЯС будут опираться только на
одну составляющую – МБР наземного стационарного и мобильного
базирования;
• в свете перспектив распространения ракетно-ядерного
оружия и угрозы международного терроризма с ОМУ мы считаем
достаточным в обозримой перспективе уровень СЯС примерно
в 1000 боеголовок в рамках соглашения с США и, возможно,
другими ядерными державами. Ядерные триады или диады
– это реликт холодной войны, от которого надо смело
отказаться. В случае новых непредвиденных угроз или
развала договорно-правовой системы ограничения наступательных
и оборонительных стратегических вооружений российские
СЯС в составе 500 МБР «Тополь-М» смогут при максимальной
загрузке иметь более 2500 боеголовок или многообразные
комплекты средств преодоления ПРО. К тому же можно будет
быстро расширить производство и развертывание самих
ракет;
• резко увеличить финансирование новых программ нестратегической
ПРО и ПВО для защиты страны от ракет и авиационных носителей
оружия массового уничтожения со стороны третьих и пороговых
ядерных держав, террористов и поддерживающих их режимов;
• переключить ВВС и ВМФ на региональные задачи, включая
операции в локальных конфликтах и спецоперации против
террористов.
4. Усовершенствование структуры управления Вооруженными
Силами и установление действенного гражданского контроля
над армией, для чего необходимо:
• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «О гражданском
контроле над деятельностью военных организаций», в т.ч.
законодательно закрепить наличие гражданского министра
обороны;
• четко разграничить функции Министерства обороны и
Генерального штаба. Генштаб должен быть законодательно
избавлен от функций оперативного управления войсками
и быть исключительно «мозгом» армии, прогнозируя военные
угрозы и потребности страны, определяя стратегические
концепции и оперативные планы, принципы боевой подготовки
и оснащения войск вооружениями и военной техникой;
• создать единое командование Стратегических сил сдерживания,
подчинив ему оперативное управление всеми компонентами
нынешней триады, включив в него все средства системы
предупреждения о ракетном нападении, Военно-космические
силы, Ракетно-космическую оборону;
• создать реальные рычаги общественного контроля над
армией и оборонными вопросами, придать расходам на оборону
максимальную открытость, в том числе принять поправки
«ЯБЛОКА» к законам о «Государственной тайне» и «О бюджетной
классификации»;
• создать механизм независимого парламентского контроля
за исполнением военного бюджета и привлечения к ответственности
должностных лиц за ложную информацию и нарушение принятого
закона о бюджете;
• установить порядок проверки Счетной палатой финансовой
деятельности Министерства обороны;
• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «О преемственности
Верховного командования Вооруженных Сил РФ» для недопущения
кризиса командования в случае чрезвычайной ситуации.