К настоящему времени в пенсионной системе накопились
серьезные проблемы, среди которых:
• неясный статус Пенсионного фонда России (ПФР), который
неподконтролен обществу и Парламенту, в первую очередь
в финансовых вопросах, что проявляется в накоплении
ПФР ежегодного остатка свободных средств, являющегося
по сути неиспользованным резервом для повышения пенсий
или снижения единого социального налога;
• неучет тяжелой демографической ситуации, складывающейся
в нашей стране;
• слабый учет трудового вклада, что ведет к уравниловке
– ограничение пенсии верхним пределом приводит к тому,
что около 1/3 пенсионеров получают «максимальную» пенсию;
• увеличение пенсий по указам Президента, а не по законам,
что является зыбкой правовой основой достойной пенсии
гражданам, используется в популистских целях.
Сейчас Правительством вместо кардинального реформирования
пенсионной системы по сути предлагается административная
реформа Пенсионного фонда России, в котором должны аккумулироваться
пенсионные накопления. При этом не созданы гарантии
сохранности этих накоплений, что в нашей стране с печальным
опытом строительства финансовых пирамид особенно опасно.
Продолжается и фактически запретительная политика в
отношении негосударственных пенсионных фондов.
Целью нашего варианта реформы является создание такой
пенсионной системы, при которой пожилые граждане будут
довольны своей жизнью в стране. Такая человекосберегающая
пенсионная система должна базироваться на следующих
принципах:
• обеспечение конституционных прав граждан на достойную
пенсию;
• сочетание накопительного, страхового и социального
(предоставление прожиточного минимума всем без исключения
пенсионерам) элемента;
• адаптация системы к крайне неблагоприятной демографической
ситуации, складывающейся в России;
• учет интересов всех социальных групп и возрастов;
• предоставление широких возможностей и выбора схем
пенсионного обеспечения.
Для создания подобной системы необходимы следующие
меры:
1. Значительно увеличить расходы на пенсионное
обеспечение – с 5 до 10–12% ВВП. Именно такая доля
ВВП расходуется на пенсионное обеспечение в развитых
странах и странах с переходной экономикой. Любые «разработки»
и спекуляции на тему пенсионной реформы бессмысленны
без подобного увеличения расходов. Такое значительное
увеличение возможно осуществить за счет:
– финансирования базовой (социальной) части пенсии
из прочих доходов федерального бюджета (единый социальный
налог направлять только на страховую и накопительную
пенсии);
– реализации «яблочной» налоговой программы, что приведет
к выводу зарплаты из «тени», росту доли оплаты труда
в ВВП и, соответственно, росту пенсионных отчислений;
– всемерного поощрения негосударственных форм пенсионного
обеспечения;
– использования части изъятых в бюджет сверхдоходов
от эксплуатации природных ресурсов на формирование Фонда
старшего поколения.
2. Разработать и принять Пенсионный кодекс,
в котором в ясной и доступной для граждан форме должны
быть урегулированы все вопросы пенсионного законодательства.
Необходимо установление единых прав на пенсионное обеспечение
всем гражданам России на основе единого пенсионного
законодательства. Нельзя допустить, чтобы возникали
двусмысленные ситуации типа исключения учебы в вузе
или отпуска по уходу за ребенком из трудового стажа.
Подобную ситуацию помогла разрешить поправка «ЯБЛОКА»,
которая предоставила ветеранам – инвалидам Великой Отечественной
войны право получать две пенсии одновременно – за стаж
и за участие в войне. Пенсия ветеранам теперь может
достигать 4 тыс. руб. в месяц вместо 1,5 тыс.
3. Пересмотреть статус Пенсионного фонда России
(ПФР). Неясный и еще более запутываемый последними
предложениями Правительства статус ПФР приводит к многочисленным
злоупотреблениям, нецелевому использованию средств,
проведению реформы в узковедомственных интересах. ПФР
должен быть государственным федеральным учреждением
с нормотворческими функциями в рамках полномочий, делегированных
Правительством РФ на основе федерального закона о Пенсионном
фонде, по обязательствам которого государство несет
полную ответственность, контролируемым Парламентом и
Счетной палатой. ПФР должен осуществлять финансово-хозяйственные
функции в рамках законов, определяющих функционирование
государственных учреждений. Совет ПФР необходимо формировать
с паритетным участием представителей работников и работодателей.
ПФР не должен пытаться дублировать систему назначения
пенсий, сложившуюся к настоящему времени, – необходимо
оставить за СОБЕСами функцию расчета и конечной выплаты
пенсии пенсионеру.
4. За счет увеличения средств на реформу и прояснения
законодательства сформировать каркас новой пенсионной
системы, состоящей из четырех уровней:
• Базовая (социальная) пенсия, выплачиваемая
каждому гражданину России по достижении пенсионного
возраста, имеющему доход не выше средней заработной
платы по стране (как и по инвалидности и потере кормильца).
К 2005 г. довести ее размер до величины прожиточного
минимума пенсионера. Источником средств для социальной
пенсии должны служить налоговые и неналоговые доходы
федерального бюджета. Распределять и назначать пенсию
должен орган социального обеспечения по заявительному
признаку напрямую, минуя ПФР. Необходимо проводить регулярную
индексацию базовых пенсий на реальный размер инфляции.
• Трудовая солидарная пенсия (обязательная).
Необходимо возрождение трудовой пенсии, учитывающей
непосредственный трудовой вклад. Источником средств
на трудовую солидарную пенсию будут служить страховые
взносы с индивидуального заработка в ПФР. Право на ее
получение должен иметь наемный работник, достигший установленного
пенсионного возраста. Устанавливать в зависимости от
произведенных взносов с ограничением верхнего предела.
Сбор отчислений должна производить налоговая служба,
аккумулируя средства в ПФР, а назначать и выплачивать
пенсии – орган социального обеспечения. Работающие пенсионеры
не должны терять право на эту пенсию, а за каждый квартал
работы сверх установленного пенсионного возраста верхний
предел пенсии необходимо увеличивать на 1%.
• Трудовая накопительная пенсия (обязательная)
должна вводиться исключительно для работников моложе
35 лет. Финансироваться эта пенсия должна за счет части
единого социального налога (ЕСН). В перспективе пенсионная
часть ЕСН должна распределяться между работником и работодателем
в пропорции 50:50 (это лишь перераспределение налогового
бремени, которое не приведет к снижению реальной зарплаты).
Сбор отчислений должны производить налоговая служба,
а аккумуляция средств должна происходить в любом учреждении,
получившем лицензию на работу со схемами индивидуального
пенсионного страхования (в т.ч. ПФР). Необходимо создать
систему обязательного государственного гарантирования
средств на пенсионных накопительных счетах. Выбор учреждения
пенсионного страхования должен производиться гражданином
индивидуально. Пенсия не ограничивается верхним пределом.
Средства обязательного накопительного пенсионного обеспечения
граждан должны наследоваться в установленном законом
порядке.
• Добровольная накопительная пенсия. Ее источником
должны служить добровольные взносы, осуществляемые гражданином
за себя или предприятием за работника. На добровольные
накопительные взносы необходимо распространить льготы
по подоходному налогу и налогу на прибыль. Аккумуляция
средств должна происходить в любом учреждении, получившем
лицензию на работу со схемами индивидуального пенсионного
страхования.
5. Пересмотреть систему пенсионных льгот (сейчас
25% пенсионеров имеют право на льготы по сроку выхода
на пенсию и по размеру получаемой пенсии), заменив льготы
на дополнительные пенсионные выплаты путем создания
профессиональных пенсионных систем. Профессиональное
пенсионное обеспечение необходимо вывести за рамки трудовой
распределительной пенсии, обособив как источники средств
такого обеспечения, так и механизм его осуществления.
Профессиональная пенсионная система создается в рамках
коллективного договора работодателя и работника. Финансирование
обязательных профессиональных пенсий должно осуществляться
за счет дополнительных обязательных страховых взносов.
6. Развивать негосударственные формы пенсионного
обеспечения. Наряду с развитой системой государственного
пенсионного обеспечения населению России должно быть
предоставлено право пользоваться негосударственными
пенсионными фондами. Необходимо создавать равные конкурентные
условия на рынке накопительного пенсионного обеспечения
для всех финансовых институтов. Задача государства –
гарантировать устойчивость этих фондов, обеспечить правовые
и прочие гарантии вкладчикам. Для работы с накопительными
пенсионными системами компания должна удовлетворять
жестким критериям. На накопительные счета в компаниях
создается система государственных гарантий возврата
средств пенсионных накоплений граждан.