Главным стратегическим ресурсом нашей страны является
интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные
богатства. Ресурс этот основан на высоком уровне образования
граждан России, достигнутом за многие десятилетия. Однако
в 1990-е годы система образования стала все меньше отвечать
современным потребностям развития страны, запросам общества
и государства. Падает качество школьного образования,
особенно на селе. Впервые за многие годы появился значительный
процент выпускников школ, не умеющих грамотно писать
и читать. Сегодня уже половина студентов обучается на
платной основе, при этом практически отсутствуют механизмы
государственной поддержки, позволяющие получать высшее
образование детям, родители которых не имеют высоких
доходов.
Государственная власть в нашей стране в последние
годы демонстрировала хроническое невнимание к образованию.
В отличие от большинства других стран, образованные
люди не получали ни соответствующего вознаграждения
за свой труд, ни признания и уважения государства. «Утечка
мозгов» приобрела характер национального бедствия, педагогические
работники получают зарплату, едва обеспечивающую физическое
выживание.
России нужна новая государственная политика в сфере
образования, основанная на принципах качества, эффективности
и доступности образования, обеспечивающая приоритетное
внимание государства к сфере образования при усилении
общественного участия в управлении образованием.
Стратегической целью государственной политики должно
быть создание такой системы образования, которая дает
каждому гражданину возможность получения знаний и умений,
востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную
и социальную мобильность, возможность найти достойное
место в быстро меняющемся мире. При этом система образования
должна быть направлена на воспитание ответственного
гражданина, имеющего личностные и общественно-значимые
ценности, знающего свои права и умеющего их защищать.
Для достижения этой цели необходимы значительное увеличение
бюджетного финансирования образования и кардинальная
модернизация системы образования, решающая следующие
задачи:
– повышение оплаты труда, социальных гарантий и престижа
профессии педагога;
– переход на систему адресной социальной поддержки учащихся
и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
– переход к системе нормативного бюджетного финансирования
образования на базе государственных образовательных
стандартов, стимулирование притока внебюджетных средств
в сферу образования при открытости их использования;
– демократизация образования, расширение общественного
участия в управлении образованием;
– восстановление наиболее пострадавших во время «реформ»
звеньев системы образования: дошкольного воспитания,
начального и среднего профобразования;
– обновление содержания образования, ускорение информатизации
обучения, распространение компьютерной грамотности и
знания иностранных языков, усиление социально-правового
образования.
Для решения этих задач мы предлагаем комплекс конкретных
мероприятий:
1. Кардинально улучшить ситуацию с финансированием
общего образования:
• законодательно утвердить и ввести в действие нормативы
бюджетного финансирования общего образования с учетом
обеспечения государственных образовательных стандартов,
что позволит перейти от финансирования образовательных
учреждений по «остаточному» принципу (или по принципу
– чей директор ближе к чиновнику) к финансированию реальных
потребностей, исходя из подушевого (единый норматив
на одного учащегося) и пообъектного (учет материально-технического
состояния образовательного учреждения) нормативов финансирования;
• изменить существующую систему оплаты труда, стимулирующую
перегрузки учителей и учащихся, а до введения новой
системы оплаты повысить поэтапно оплату труда педагогов
путем увеличения тарифной составляющей (за счет повышения
величины 1-го разряда тарифной сетки до прожиточного
минимума) и введения надбавок к окладам;
• четко распределить и провести взаимную увязку полномочий,
компетенции и ответственности в финансировании учреждений
образования по уровням «Федерация – регион – муниципалитет»;
• создать систему целевых бюджетных фондов – федерального,
региональных и муниципальных – для финансирования общеобразовательных
учреждений в соответствии с нормативами бюджетного финансирования,
ввести целевые субвенции на образование для дотационных
территорий, направляемые на места через органы казначейства;
• обеспечить централизованное финансирование из федерального
бюджета издания учебников, учебных пособий, закупку
литературы для комплектования школьных библиотек;
• ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность
и инвестирование в образование, а также производство
школьного оборудования и инвентаря.
2. Внедрить систему мер по повышению социальной
защищенности учащихся и студентов из малообеспеченных
семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей:
• обеспечить учащимся из малообеспеченных семей бесплатное
пребывание в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное
питание в школьных столовых, а также санаторно-курортное
и медицинское обслуживание;
• повысить стипендии студентам и учащимся техникумов
и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного
минимума.
3. Повысить социальную защищенность работников
образования:
• восстановить надбавки учителям за стаж работы, ввести
надбавки молодым специалистам;
• выровнять норму учебных часов на ставку зарплаты учителей
начального, основного и полного образования;
• ввести отсрочку от призыва для выпускников педагогических
вузов и училищ на время их работы в образовательных
учреждениях до перехода на полностью контрактный принцип
комплектования Вооруженных Сил;
• модернизировать и обновить систему переподготовки
и повышения квалификации педагогов.
4. Принять меры для уменьшения административного
диктата в управлении образованием и для развития общественного
контроля и участия в управлении образованием:
• зарегистрировать все школы в качестве юридических
лиц, открыть им самостоятельные банковские счета;
• сформировать общественно-попечительские советы при
школах, передать им часть компетенции в управленческих
решениях (согласование режима работы школы, содержания
школьного компонента учебного плана, утверждение и контроль
за выполнением смет и т.п.), ввести подотчетность директоров
советам;
• создать независимую систему аттестации, единую систему
образовательной статистики, мониторинга и оценки качества
образования;
• проводить лицензирование и государственную аккредитацию
только для негосударственных и вновь создаваемых учреждений
образования, для остальных проводить в строго законодательных
рамках аттестацию раз в 5 лет;
• перевести методические службы из управленческих структур
в систему повышения квалификации работников образования;
• разработать механизмы соучредительства и софинансирования
образовательных учреждений органами власти федерального,
регионального и местного уровня;
• внести поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы
РФ, обеспечивающие хозяйственно-экономическую самостоятельность
и разнообразие организационно-правовых форм образовательных
учреждений;
• поддерживать образовательные сообщества и привлекать
их к решению вопросов образования, содействовать созданию
Российского союза учителей, развивать и поддерживать
ассоциации учителей, объединения директоров и ректоров;
• сократить аппарат управления образованием, разграничить
функции и полномочия аттестационных, методических и
инспекторских служб.
5. Обновить содержание общего образования:
• разработать и принять государственный стандарт общего
образования, который определит обязательный минимум
содержания, сроки получения общего образования и нормы
учебной нагрузки (в частности, утвердить федеральным
законом нынешний одиннадцатилетний срок обучения и установить,
что переход на двенадцатилетку может быть осуществлен
только после принятия соответствующего закона), а также
требования к уровню подготовки выпускников школы, освободив
учащихся от чрезмерной перегрузки и зубрежки;
• ввести федеральный, региональный и школьный компоненты
образовательного стандарта, определить образовательные
области и предметы, входящие в образовательный стандарт
на каждой ступени общего образования с ограничением
общих объемов их освоения не более 11 000 учебных часов,
в т.ч. 75% – на федеральный компонент;
• ввести профильность обучения в 10–11-х классах школы;
• ввести новый вариативный базисный учебный план;
• обеспечить единый федеральный стандарт школьных учебников;
• существенно пересмотреть содержание школьных программ
в сторону резкого снижения числа понятий для заучивания
в пользу развития навыков применения полученных знаний;
• усилить практическую и гуманитарную компоненту образования;
• усилить и модернизировать подготовку учащихся по иностранным
языкам (знание на уровне функциональной грамотности
не менее одного иностранного языка всеми выпускниками
средней школы);
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный
бюджет полную компьютеризацию школ.
6. Принять государственные меры по поддержке сельской
школы:
• разработать и принять федеральную целевую программу
«Сельская школа» в целях адресного выделения средств
на восстановление материально-технической базы и капитальный
ремонт образовательных учреждений на селе;
• реструктурировать старшие и средние классы сельских
школ при сохранении и поддержке начальных классов малокомплектных
сельских школ, создании образовательных комплексов,
учебно-консультационных пунктов, организовать систему
«школьных автобусов».
7. Изменить действующую систему поступления в высшие
учебные заведения:
• ввести после проведения эксперимента и только на
основе федерального закона систему единых государственных
экзаменов (вместо нынешних выпускных и вступительных),
направленную на обеспечение реальной преемственности
между средней и высшей школой. При этом предусмотреть
для ограниченного числа ведущих вузов страны в рамках
системы единых государственных экзаменов квоту для конкурсного
поступления;
• создать единую федеральную систему контроля за проведением
и проверкой результатов единого экзамена.
8. Модернизировать систему начального и среднего
профессионального образования:
• оптимизировать систему СПТУ и ПТУ, сформировать
на их базе многопрофильные учебные центры и колледжи;
• усилить кооперацию СПТУ и ПТУ со школами;
• адаптировать программу начального и среднего профобразования
к современным потребностям рынка труда;
• развивать малые предприятия и мастерские на базе СПТУ
и ПТУ;
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный
бюджет полную компьютеризацию ПТУ и СПТУ.
9. Модернизировать систему высшего образования:
• изменить систему государственных образовательных
стандартов в сфере высшего образования на основе увеличения
вариативности и возможности свободного выбора учебных
программ;
• перейти с административного на гражданско-правовое
регулирование деятельности вузов;
• создать общественно-попечительские советы вузов, передать
советам часть компетенции в управленческих решениях
(утверждение смет, контроль за их исполнением), ввести
подотчетность ректоров советам (в т.ч. по вопросам расходования
бюджетных и внебюджетных средств);
• обеспечить начавшуюся по поправке «ЯБЛОКА» в федеральный
бюджет полную компьютеризацию вузов, а также обновить
их учебно-производственную базу;
• ввести в действие установленную законом систему государственного
кредитования среднего и высшего профессионального образования
в виде личного образовательного кредита, новые формы
государственного финансирования высшего образования
(в частности, ГИФО – государственное именное финансовое
обязательство) вводить только на основе федерального
закона, после тщательной апробации;
• облегчить регистрацию и получение лицензии на право
ведения образовательной деятельности головного образовательного
учреждения в регионах;
• начать создание университетских комплексов и учебных
научно-производственных объединений;
• способствовать интеграции науки и высшей школы, поощрять
развитие университетских лабораторий, расширять систему
правительственных и неправительственных грантов для
ученых, увеличить финансирование аспирантуры и докторантуры
в вузах;
• обеспечить государственную поддержку издательской
деятельности вузов, международных образовательных обменов
(студентов, аспирантов, преподавателей).