Важнейшим условием достижения устойчивости и сбалансированности
экономических преобразований, необратимости демократических
процессов, сохранения России как единого государства
является кардинальное снижение социального, экономического
и регионального неравенства, достигшего в России критической
степени. Создать общество равных возможностей нельзя
без тотальной ликвидации вопиющих форм нищеты, радикального
снижения бедности, преодоления высокой степени маргинализации
общества, создания условий для социальной включенности
граждан.
Наиболее ярким свидетельством усиливающейся социальной
деградации в нашей стране является катастрофическая
демографическая ситуация. Печально известный «российский
крест» – превышение смертности над рождаемостью – показывает,
что без проведения активной социальной политики у России
нет будущего.
Активная социальная политика должна придать импульс
росту платежеспособного спроса, стимулировать расширение
внутреннего рынка, улучшить структуру потребления. Для
этого необходимо изменить отношение государства к социальной
сфере. Она не является исключительно затратной, бесполезной
и обременительной – такие инструменты, как политика
доходов или создание безопасных условий труда, находятся
на стыке социальной и экономической политики. Главное
положение предлагаемой «ЯБЛОКОМ» социальной стратегии
заключается в том, что с помощью инструментов социальной
политики можно решать экономические задачи, и наоборот.
«ЯБЛОКО» выступает за формирование в нашей стране
социальной рыночной экономики европейского типа, что
подразумевает наполнение реальным содержанием провозглашенного
в российской Конституции социального государства и обеспечение
таким государством равных возможностей для всех своих
граждан. Мы считаем неприемлемым предлагаемый Правительством
и зафиксированный в «Стратегии развития России до 2010
г.» переход к так называемому «субсидиарному государству»,
которое будет «обеспечивать социальную помощь только
самым уязвимым группам населения». А остальные граждане,
согласно Стратегии, «должны будут сами оплачивать все
расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению
профессионального образования, а также значительную
часть расходов на медицинское обслуживание, школьное
образование, пенсионное страхование».
Мы считаем, что сведение социальной политики к государственным
подачкам нищим крайне опасно для России с ее специфическими
проблемами и историческими традициями и полностью противоречит
мировым тенденциям развития, доказывающим, что успеха
добиваются страны, в которых экономический прогресс
идет в ногу с социальным. Поэтому любые спекуляции на
тему перехода к «субсидиарному государству», существующему
на Западе лишь в концепциях маргинальных теоретиков,
должны быть немедленно прекращены.
Принцип социального государства, зафиксированный в
статье 7 Конституции России, необходимо не только наполнить
реальным содержанием, но и углублять и развивать его.
Необходимо, чтобы зафиксированные в Европейской социальной
хартии социальные права и гарантии, которыми пользуются
жители Западной Европы, распространялись и на российских
граждан.
Государство такого типа построено на следующих принципах:
• ответственность, означающая неукоснительность выполнения
государством своих социальных обязательств, – власть
должна последовательно отвечать за взятые на себя обязательства,
а не отказываться от них или пересматривать, следуя
сиюминутной политической и экономической конъюнктуре;
• направленность социальных реформ на улучшение положения
большинства населения;
• справедливость, подразумевающая, что выигрыш одних
социальных групп или граждан не должен достигаться за
счет потерь других;
• универсальность, предполагающая, что социальная политика
не ограничивается социальной помощью и предназначена
не только малообеспеченным, инвалидам и старикам, но
большинству граждан путем проведения всеобъемлющей политики
доходов, политики занятости и развития действенных систем
обязательного пенсионного, медицинского и социального
страхования;
• национальное единство, означающее, что социальные
гарантии и услуги должны быть доступны в равной мере
всем гражданам страны вне зависимости от региона и места
их проживания, а социальные расходы – не сбрасываться
механически на региональный и местный бюджеты;
• общедоступность, означающая, что базовые социальные
услуги должны быть бесплатными, большинство услуг –
доступными, и только отдельные виды дополнительных услуг
– предоставляться за счет платежей граждан;
• солидарность как важнейший и старейший принцип любого
человеческого сообщества, означающий взаимоподдержку
и взаимную ответственность, то есть ответственность
общества за своих уязвимых граждан.