[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Создание фондового рынка
по европейской модели

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

В первой половине 90-х гг. развитие рынка ценных бумаг считалось одной из главнейших задач экономических реформ – Правительство «реформаторов» стимулировало акционирование предприятий и создание институтов фондового рынка. Однако часто это осуществлялось за счет механического переноса на российскую почву произвольно выбранных институтов и инструментов фондового рынка США, без учета специфики переходного периода в России.

Во второй половине 90-х гг. основным игроком на рынке ценных бумаг стало государство. Правительство наращивало заимствования для финансирования дефицита бюджета. Открыв доступ на этот рынок иностранным спекулянтам, оно предопределило будущий кризис. К лету 1998 г. нерезиденты стали преобладать на рынке акций, а денежные расчеты на нем на 95% совершались в долларах США. Центральный банк и ФКЦБ России были заняты междоусобной войной: ЦБ отстаивал участие банков на рынке ценных бумаг (германо-японскую модель), а ФКЦБ – запрет на участие коммерческих банков в собственности акционерных обществ (американскую модель). Этот процесс прекратил системный экономический кризис 1998 г., поставивший под вопрос само существование рынка.

К настоящему моменту рынок ценных бумаг так и не стал ни эффективным каналом аккумулирования сбережений и преобразования их в инвестиции, ни механизмом внешнего контроля за предприятиями, ни системой индикаторов, регулирующих экономические процессы.

Рынок сегодня характеризуют: а) концентрация активов – свыше 60% акционерных капиталов находится в контрольных пакетах, и эта доля не снижается; б) почти 100% эмиссий акций в последние годы носили технический характер в связи с переоценкой активов; в) сопровождение перераспределения активов публичными корпоративными конфликтами (нередки ситуации ведения двойного реестра, двоевластия в АО, применения вооруженного захвата для установления корпоративного контроля). Поэтому предприятия по-прежнему не рассматривают эмиссию ценных бумаг как эффективный канал привлечения капитала, а население справедливо сохраняет недоверие к фондовому рынку и предпочитает хранить средства в Сбербанке либо в наличной валюте.

Мы определяем сложившийся в России фондовый рынок как «капитализм держателей крупных пакетов», в основе которого лежит германо-японская модель.

«ЯБЛОКО» считает, что именно эта модель является в настоящий момент оптимальной для России. Ведь более чем в половине стран, включая развитые, рынок ценных бумаг носит долговой характер, а среди стран с переходной экономикой нет ни одной, пошедшей по англосаксонской модели в создании фондового рынка.

Таким образом, стратегической целью государственной политики в отношении рынка ценных бумаг является максимальное облегчение связи между владельцами сбережений и нуждающимися в инвестициях предприятиями. Также необходимо перейти от оценки исключительно количественных показателей (рост курса ценных бумаг и т.д.) к формированию экономически эффективной институциональной среды для взаимодействия инвесторов и предприятий реального сектора.

В новых условиях необходимо одинаковое внимание уделять защите прав как мелких акционеров, которые, как правило, не заинтересованы в результатах деятельности предприятий и не могут влиять на их деятельность, так и крупных акционеров, пакеты акций которых не являются блокирующими или контрольными.

Главными принципами государственной политики в отношении рынка ценных бумаг должны стать:

• обеспечение равноправия всех российских участников рынка ценных бумаг: индивидуальных, корпоративных, государственных, муниципальных и т.д.;
• усиление конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• повышение прозрачности деятельности всех экономических агентов;
• сокращение трансакционных издержек (внедрение электронного документооборота, сокращение региональных диспропорций);
• активизация саморегулирования рынка и его участников.

Реализация этих принципов предполагает упорядочение и обновление федерального законодательства, устранение существующих пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе рынка ценных бумаг.

В рамках этих действий необходимо:

1. Снизить барьеры для выхода предприятий реального сектора на рынок ценных бумаг, в том числе:

• упростить процедуры и сократить сроки регистрации выпуска ценных бумаг;
• отменить налог на эмиссию ценных бумаг как тормозящий инвестиционный процесс;
• ввести механизм зачета отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов.

2. Установить разумные требования организаторам торговли к постоянному раскрытию информации об эмитентах, ценные бумаги которых включены в листинг (что будет способствовать повышению прозрачности деятельности предприятий реального сектора).

3. Создать механизмы ценообразования, при которых цены организованного рынка рассматриваются в качестве официальных и применяются для оценки активов, в том числе коллективных инвесторов при расчетах с индивидуальными инвесторами, а также для целей налогообложения финансовых инвестиций предприятий реального сектора.

4. Удалить экономические препятствия для инвестирования в ценные бумаги предприятий реального сектора экономики, в частности освободить от двойного налогообложения все формы коллективных инвестиций и ввести механизм зачета отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов.

5. Способствовать повышению качества корпоративного управления в предприятиях реального сектора за счет четкого определения понятия аффилированного лица и установить требования и порядок совершения сделок с аффилированными лицами или с участием аффилированных лиц путем принятия соответствующего федерального закона. Аффилированных лиц целесообразно определять посредством выделения ряда взаимосвязей между юридическими и/или физическими лицами (участие в органах управления, участие в капитале, имущественные отношения, родственные отношения, деловые отношения).

6. Установить ответственность за совершение сделок с использованием служебной информации на рынке ценных бумаг путем принятия соответствующего федерального закона, в котором также установить ответственность за использование такой информации в своих интересах и передачу такой информации третьими лицами.

7. Создать и всемерно поощрять саморегулируемые организации, принять соответствующий закон, в котором прописать их статус как особого вида некоммерческие организации, установить обязательность членства (это позволит распространить стандарты деятельности на всех профессиональных участников, включить их в единую систему контроля и разрешения экономических споров). Одновременно необходимо обеспечить единство рынка с точки зрения стандартов поведения его участников, что предопределяет единственность СРО на одном рынке, при необходимом создании условий для недопущения монопольного поведения.

8. Стимулировать поглощения и слияния, т.к. российскому рынку ценных бумаг приходится конкурировать с другими формирующимися рынками за ограниченный или даже сужающийся объем ресурсов в связи с уходом инвесторов и эмитентов на развитые рынки.

Принимая указанные меры, важно воздержаться от популистских экспериментов, в частности не допускать установления обязательных минимальных нормативов вложений кредитных учреждений и финансовых институтов в акции и облигации российских предприятий реального сектора.

Реформа банковской системы
Оглавление
Активная промышленная и структурная политика


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]