В первой половине 90-х гг. развитие рынка ценных бумаг
считалось одной из главнейших задач экономических реформ
– Правительство «реформаторов» стимулировало акционирование
предприятий и создание институтов фондового рынка. Однако
часто это осуществлялось за счет механического переноса
на российскую почву произвольно выбранных институтов
и инструментов фондового рынка США, без учета специфики
переходного периода в России.
Во второй половине 90-х гг. основным игроком на рынке
ценных бумаг стало государство. Правительство наращивало
заимствования для финансирования дефицита бюджета. Открыв
доступ на этот рынок иностранным спекулянтам, оно предопределило
будущий кризис. К лету 1998 г. нерезиденты стали преобладать
на рынке акций, а денежные расчеты на нем на 95% совершались
в долларах США. Центральный банк и ФКЦБ России были
заняты междоусобной войной: ЦБ отстаивал участие банков
на рынке ценных бумаг (германо-японскую модель), а ФКЦБ
– запрет на участие коммерческих банков в собственности
акционерных обществ (американскую модель). Этот процесс
прекратил системный экономический кризис 1998 г., поставивший
под вопрос само существование рынка.
К настоящему моменту рынок ценных бумаг так и не стал
ни эффективным каналом аккумулирования сбережений и
преобразования их в инвестиции, ни механизмом внешнего
контроля за предприятиями, ни системой индикаторов,
регулирующих экономические процессы.
Рынок сегодня характеризуют: а) концентрация активов
– свыше 60% акционерных капиталов находится в контрольных
пакетах, и эта доля не снижается; б) почти 100% эмиссий
акций в последние годы носили технический характер в
связи с переоценкой активов; в) сопровождение перераспределения
активов публичными корпоративными конфликтами (нередки
ситуации ведения двойного реестра, двоевластия в АО,
применения вооруженного захвата для установления корпоративного
контроля). Поэтому предприятия по-прежнему не рассматривают
эмиссию ценных бумаг как эффективный канал привлечения
капитала, а население справедливо сохраняет недоверие
к фондовому рынку и предпочитает хранить средства в
Сбербанке либо в наличной валюте.
Мы определяем сложившийся в России фондовый рынок
как «капитализм держателей крупных пакетов», в основе
которого лежит германо-японская модель.
«ЯБЛОКО» считает, что именно эта модель является в
настоящий момент оптимальной для России. Ведь более
чем в половине стран, включая развитые, рынок ценных
бумаг носит долговой характер, а среди стран с переходной
экономикой нет ни одной, пошедшей по англосаксонской
модели в создании фондового рынка.
Таким образом, стратегической целью государственной
политики в отношении рынка ценных бумаг является максимальное
облегчение связи между владельцами сбережений и нуждающимися
в инвестициях предприятиями. Также необходимо перейти
от оценки исключительно количественных показателей (рост
курса ценных бумаг и т.д.) к формированию экономически
эффективной институциональной среды для взаимодействия
инвесторов и предприятий реального сектора.
В новых условиях необходимо одинаковое внимание уделять
защите прав как мелких акционеров, которые, как правило,
не заинтересованы в результатах деятельности предприятий
и не могут влиять на их деятельность, так и крупных
акционеров, пакеты акций которых не являются блокирующими
или контрольными.
Главными принципами государственной политики в отношении
рынка ценных бумаг должны стать:
• обеспечение равноправия всех российских участников
рынка ценных бумаг: индивидуальных, корпоративных, государственных,
муниципальных и т.д.;
• усиление конкуренции между профессиональными участниками
рынка ценных бумаг;
• повышение прозрачности деятельности всех экономических
агентов;
• сокращение трансакционных издержек (внедрение электронного
документооборота, сокращение региональных диспропорций);
• активизация саморегулирования рынка и его участников.
Реализация этих принципов предполагает упорядочение
и обновление федерального законодательства, устранение
существующих пробелов и противоречий в нормативно-правовой
базе рынка ценных бумаг.
В рамках этих действий необходимо:
1. Снизить барьеры для выхода предприятий реального
сектора на рынок ценных бумаг, в том числе:
• упростить процедуры и сократить сроки регистрации
выпуска ценных бумаг;
• отменить налог на эмиссию ценных бумаг как тормозящий
инвестиционный процесс;
• ввести механизм зачета отрицательных курсовых разниц
для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько
лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных
и оптовых инвесторов.
2. Установить разумные требования организаторам торговли
к постоянному раскрытию информации об эмитентах, ценные
бумаги которых включены в листинг (что будет способствовать
повышению прозрачности деятельности предприятий реального
сектора).
3. Создать механизмы ценообразования, при которых
цены организованного рынка рассматриваются в качестве
официальных и применяются для оценки активов, в том
числе коллективных инвесторов при расчетах с индивидуальными
инвесторами, а также для целей налогообложения финансовых
инвестиций предприятий реального сектора.
4. Удалить экономические препятствия для инвестирования
в ценные бумаги предприятий реального сектора экономики,
в частности освободить от двойного налогообложения все
формы коллективных инвестиций и ввести механизм зачета
отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов,
возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных
курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов.
5. Способствовать повышению качества корпоративного
управления в предприятиях реального сектора за счет
четкого определения понятия аффилированного лица и установить
требования и порядок совершения сделок с аффилированными
лицами или с участием аффилированных лиц путем принятия
соответствующего федерального закона. Аффилированных
лиц целесообразно определять посредством выделения ряда
взаимосвязей между юридическими и/или физическими лицами
(участие в органах управления, участие в капитале, имущественные
отношения, родственные отношения, деловые отношения).
6. Установить ответственность за совершение сделок
с использованием служебной информации на рынке ценных
бумаг путем принятия соответствующего федерального закона,
в котором также установить ответственность за использование
такой информации в своих интересах и передачу такой
информации третьими лицами.
7. Создать и всемерно поощрять саморегулируемые организации,
принять соответствующий закон, в котором прописать их
статус как особого вида некоммерческие организации,
установить обязательность членства (это позволит распространить
стандарты деятельности на всех профессиональных участников,
включить их в единую систему контроля и разрешения экономических
споров). Одновременно необходимо обеспечить единство
рынка с точки зрения стандартов поведения его участников,
что предопределяет единственность СРО на одном рынке,
при необходимом создании условий для недопущения монопольного
поведения.
8. Стимулировать поглощения и слияния, т.к. российскому
рынку ценных бумаг приходится конкурировать с другими
формирующимися рынками за ограниченный или даже сужающийся
объем ресурсов в связи с уходом инвесторов и эмитентов
на развитые рынки.
Принимая указанные меры, важно воздержаться от популистских
экспериментов, в частности не допускать установления
обязательных минимальных нормативов вложений кредитных
учреждений и финансовых институтов в акции и облигации
российских предприятий реального сектора.