[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Реальный федерализм

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

СССР и РСФСР назывались федерациями, однако де-факто наша страна являлась унитарным государством. В 1990-е гг. в России была заложена модель «саморазвивающегося» федерализма, дающая регионам максимальную степень свободы и (без)ответственности. В результате ничего не удалось противопоставить сепаратистским устремлениям ряда региональных руководителей, особенно лидеров национальных республик. Запутанность межбюджетных отношений порождала коррупцию, а подписание индивидуальных договоров с субъектами Федерации превратилось в соревнование по выбиванию уступок от Центра за счет других регионов.

Федеративные реформы, начавшиеся в 2000 г., к сожалению, пока мало отразились на жизни простых граждан, а для региональных властей до сих пор сохраняется возможность произвола. В то же время наметились опасные тенденции наступления федерального центра на конституционные права субъектов РФ.

«ЯБЛОКО» всегда выступало за построение в России эффективного сбалансированного федерализма на службе интересов граждан. Стратегической целью реформы федеративных отношений является создание реального баланса интересов, доходов и полномочий Центра и регионов, где каждый уровень эффективно выполняет свои обязательства перед гражданами. Мы исходим из того, что федерализм:

  • призван действовать в интересах всего населения страны;
  • является особой формой территориальной демократии, а не просто механизмом распределения налогов и «полномочий» между уровнями власти;
  • является системой сдержек и противовесов, в рамках которой ни один уровень власти (местная, региональная, федеральная) не будет обладать полномочиями, ставящими под сомнение существование других;
  • наделяет каждый уровень власти полномочиями и финансовыми ресурсами, достаточными для эффективного выполнения обязательств перед населением;
  • подчиняется принципу субсидиарности – общественные услуги предоставляются на как можно более приближенном к конкретным гражданам уровне власти.

Для построения эффективного федерализма необходимо:

1. Укрепить финансовую самостоятельность регионов и м/с — сокращение политического влияния губернаторов должно сопровождаться мерами по повышению экономической самостоятельности регионов:

  • изменить вектор реформы межбюджетных отношений, направленной на резкое снижение доли региональных бюджетов в валовом продукте и на закрепление за федеральным Центром крупнейших и наиболее собираемых налогов;
  • вернуться к соотношению финансовых ресурсов Центра и регионов 50/50%, установленному Бюджетным кодексом;
  • завершить процесс разграничения расходных полномочий и доходных источников между Центром и регионами;
  • ликвидировать нефинансируемые мандаты регионам и муниципалитетам;
  • сократить перечень совместной компетенции путем внесения поправок в Бюджетный кодекс;
  • законодательно оформить справедливую и объективную методику финансового выравнивания субъектов РФ на длительный период, вместо его ежегодного пересмотра;
  • перейти к уплате всех налогов по месту хозяйственной деятельности предприятий;
  • ввести систему самостоятельных региональных и местных налогов, в том числе на базе региональных и местных долей федеральных налогов;
  • закрепить доли регулирующих налогов на долговременной основе (5–7 лет), установить нормативы регулирующих налогов в Бюджетном кодексе для придания межбюджетным отношениям стабильности и создания стимулов регионам повышать доходную базу;
  • ограничить возможность централизации средств региональных бюджетов в федеральный бюджет, для чего внести изменения в Бюджетный кодекс;
  • резко уменьшить число нуждающихся в федеральной поддержке путем введения механизма горизонтального выравнивания;
  • передавать регионам и муниципалитетам часть поступлений по федеральным и, соответственно, региональным налогам, собранным сверх плана на территории данного региона или муниципального образования;
  • трансферты закреплять в абсолютных суммах на несколько лет для повышения заинтересованности региональных властей в развитии налоговой базы;
  • создать единую методику выравнивания обеспеченности территориальных отделений внебюджетных социальных фондов.

2. Разрешить субъектам РФ создавать в рамках их компетенции самостоятельные региональные органы исполнительной власти (в том числе правоохранительные) во исполнение полномочий в рамках их компетенции, установить при этом административную ответственность за присвоение региональными властями полномочий федеральных органов власти.

3. Повысить эффективность взаимодействия между федеральным центром и регионами:

  • резко сократить количество федеральных структур в регионах, а также численность их аппарата;
  • укрепить финансовое обеспечение федерального присутствия в регионах: обеспечить своевременное финансирование федеральных структур из федерального бюджета, введя при этом запрет на финансирование и материальное обеспечение их за счет региональных и муниципальных бюджетов;
  • полностью устранить практику двойного подчинения региональных подразделений министерств и ведомств и практику согласования с региональными лидерами при назначении руководителей федеральных структур, предусмотрев жесткую административную ответственность за выполнение ими незаконных нормативных актов и распоряжений региональных властей;
  • законодательно оформить функции, полномочия и ответственность полномочных представителей Президента в федеральных округах;
  • придать процедуре приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным четкие рамки, в том числе путем «опережающего контроля» на этапе его подготовки (необходимо уяснить, что это не разовое действие, а процесс, причем нормальный, существующий во всех федерациях, и проблема приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным может возникать всегда);
  • создать механизм федерального надзора, предполагающий возможность приостановки региональных правовых актов в случае обжалования их в судебном порядке федеральными органами власти, уполномоченными на это федеральным законом;
  • наделить суды общей юрисдикции правом отменять действие региональных законов в случае противоречия их федеральным;
  • создать реальный механизм федерального контроля за финансовой деятельностью регионов и соблюдением субъектами РФ федеральных стандартов (социальных, образовательных и т.д.);
  • предоставить гражданам и общественным организациям как право на обжалование в суде региональных правовых актов в случае их несоответствия Конституции и федеральным законам, так и право в случае признания судом фактов нарушения Конституции и законов ставить в судебном порядке вопрос об отрешении от должности лиц, ответственных за издание неконституционных актов.

4. Проводить активную региональную политику, направленную на:

  • устранение региональных диспропорций путем поддержки экономически слабых регионов, зон экологического бедствия и территорий с тяжелыми климатическими условиями;
  • создание «эффекта локомотива», позволяющего отстающим регионам использовать развитие регионов-лидеров;
  • содействие федерального центра развитию регионов через использование их невостребованных экономических, культурно-исторических и природно-климатических ресурсов;
  • поддержку зон геополитического риска (Северный Кавказ, Дальний Восток, Калининградская область).

5. Оказать особую поддержку регионам российского Севера – экономической, экологической и стратегической кладовой России – путем:

  • введения государственного субсидирования тарифов на грузовые и пассажирские перевозки для удаленных регионов;
  • компенсации постоянно проживающим на территории Крайнего Севера потребителям затрат, связанных с природно-климатическими условиями, транспортной доступностью и территориальной отдаленностью;
  • компенсации лицам, проработавшим продолжительное время в районах Крайнего Севера РФ, расходов, связанных с выездом в иные районы РФ, при сохранении за ними надбавок к пенсиям;
  • создания условий для развития самоуправления и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, правовой защиты их исконного обитания, прав и интересов; подготовки специализированных образовательных программ для коренных малочисленных народов северных районов РФ;
  • устойчивого и достаточного обеспечения северных регионов РФ теплом и электроэнергией;
  • предоставления северным регионам права на справедливую долю добываемых природных ресурсов;
  • проведения протекционистской политики по развитию и сохранению уникальных северных территорий;
  • сохранения и эффективного использования для международных и внутрироссийских перевозок уникального Северного Морского пути и воздушных коридоров через Северный полюс – высокодоходных транспортных магистралей;
  • внедрения рыночных механизмов при «северном завозе», основанных на принципах конкуренции, рентабельности и публичности;
  • внедрения нетрадиционных и высокоэффективных источников энергии малой мощности и транспортных средств высокой проходимости для снижения бюджетных затрат на «северный завоз».

Независимая и влиятельная судебная система
Оглавление
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]