СССР и РСФСР назывались федерациями, однако де-факто
наша страна являлась унитарным государством. В 1990-е
гг. в России была заложена модель «саморазвивающегося»
федерализма, дающая регионам максимальную степень свободы
и (без)ответственности. В результате ничего не удалось
противопоставить сепаратистским устремлениям ряда региональных
руководителей, особенно лидеров национальных республик.
Запутанность межбюджетных отношений порождала коррупцию,
а подписание индивидуальных договоров с субъектами Федерации
превратилось в соревнование по выбиванию уступок от
Центра за счет других регионов.
Федеративные реформы, начавшиеся в 2000 г., к сожалению,
пока мало отразились на жизни простых граждан, а для
региональных властей до сих пор сохраняется возможность
произвола. В то же время наметились опасные тенденции
наступления федерального центра на конституционные права
субъектов РФ.
«ЯБЛОКО» всегда выступало за построение в России эффективного
сбалансированного федерализма на службе интересов граждан.
Стратегической целью реформы федеративных отношений
является создание реального баланса интересов, доходов
и полномочий Центра и регионов, где каждый уровень эффективно
выполняет свои обязательства перед гражданами. Мы исходим
из того, что федерализм:
• призван действовать в интересах всего населения
страны;
• является особой формой территориальной демократии,
а не просто механизмом распределения налогов и «полномочий»
между уровнями власти;
• является системой сдержек и противовесов, в
рамках которой ни один уровень власти (местная, региональная,
федеральная) не будет обладать полномочиями, ставящими
под сомнение существование других;
• наделяет каждый уровень власти полномочиями
и финансовыми ресурсами, достаточными для эффективного
выполнения обязательств перед населением;
• подчиняется принципу субсидиарности – общественные
услуги предоставляются на как можно более приближенном
к конкретным гражданам уровне власти.
Для построения эффективного федерализма необходимо:
1. Укрепить финансовую самостоятельность регионов
и м/с — сокращение политического влияния губернаторов
должно сопровождаться мерами по повышению экономической
самостоятельности регионов:
• изменить вектор реформы межбюджетных отношений,
направленной на резкое снижение доли региональных бюджетов
в валовом продукте и на закрепление за федеральным Центром
крупнейших и наиболее собираемых налогов;
• вернуться к соотношению финансовых ресурсов
Центра и регионов 50/50%, установленному Бюджетным кодексом;
• завершить процесс разграничения расходных полномочий
и доходных источников между Центром и регионами;
• ликвидировать нефинансируемые мандаты регионам
и муниципалитетам;
• сократить перечень совместной компетенции путем
внесения поправок в Бюджетный кодекс;
• законодательно оформить справедливую и объективную
методику финансового выравнивания субъектов РФ на длительный
период, вместо его ежегодного пересмотра;
• перейти к уплате всех налогов по месту хозяйственной
деятельности предприятий;
• ввести систему самостоятельных региональных
и местных налогов, в том числе на базе региональных
и местных долей федеральных налогов;
• закрепить доли регулирующих налогов на долговременной
основе (5–7 лет), установить нормативы регулирующих
налогов в Бюджетном кодексе для придания межбюджетным
отношениям стабильности и создания стимулов регионам
повышать доходную базу;
• ограничить возможность централизации средств
региональных бюджетов в федеральный бюджет, для чего
внести изменения в Бюджетный кодекс;
• резко уменьшить число нуждающихся в федеральной
поддержке путем введения механизма горизонтального выравнивания;
• передавать регионам и муниципалитетам часть
поступлений по федеральным и, соответственно, региональным
налогам, собранным сверх плана на территории данного
региона или муниципального образования;
• трансферты закреплять в абсолютных суммах на
несколько лет для повышения заинтересованности региональных
властей в развитии налоговой базы;
• создать единую методику выравнивания обеспеченности
территориальных отделений внебюджетных социальных фондов.
2. Разрешить субъектам РФ создавать в рамках их
компетенции самостоятельные региональные органы исполнительной
власти (в том числе правоохранительные) во исполнение
полномочий в рамках их компетенции, установить при этом
административную ответственность за присвоение региональными
властями полномочий федеральных органов власти.
3. Повысить эффективность взаимодействия между
федеральным центром и регионами:
• резко сократить количество федеральных структур
в регионах, а также численность их аппарата;
• укрепить финансовое обеспечение федерального
присутствия в регионах: обеспечить своевременное финансирование
федеральных структур из федерального бюджета, введя
при этом запрет на финансирование и материальное обеспечение
их за счет региональных и муниципальных бюджетов;
• полностью устранить практику двойного подчинения
региональных подразделений министерств и ведомств и
практику согласования с региональными лидерами при назначении
руководителей федеральных структур, предусмотрев жесткую
административную ответственность за выполнение ими незаконных
нормативных актов и распоряжений региональных властей;
• законодательно оформить функции, полномочия
и ответственность полномочных представителей Президента
в федеральных округах;
• придать процедуре приведения регионального
законодательства в соответствие с федеральным четкие
рамки, в том числе путем «опережающего контроля» на
этапе его подготовки (необходимо уяснить, что это не
разовое действие, а процесс, причем нормальный, существующий
во всех федерациях, и проблема приведения регионального
законодательства в соответствие с федеральным может
возникать всегда);
• создать механизм федерального надзора, предполагающий
возможность приостановки региональных правовых актов
в случае обжалования их в судебном порядке федеральными
органами власти, уполномоченными на это федеральным
законом;
• наделить суды общей юрисдикции правом отменять
действие региональных законов в случае противоречия
их федеральным;
• создать реальный механизм федерального контроля
за финансовой деятельностью регионов и соблюдением субъектами
РФ федеральных стандартов (социальных, образовательных
и т.д.);
• предоставить гражданам и общественным организациям
как право на обжалование в суде региональных правовых
актов в случае их несоответствия Конституции и федеральным
законам, так и право в случае признания судом фактов
нарушения Конституции и законов ставить в судебном порядке
вопрос об отрешении от должности лиц, ответственных
за издание неконституционных актов.
4. Проводить активную региональную политику,
направленную на:
• устранение региональных диспропорций путем
поддержки экономически слабых регионов, зон экологического
бедствия и территорий с тяжелыми климатическими условиями;
• создание «эффекта локомотива», позволяющего
отстающим регионам использовать развитие регионов-лидеров;
• содействие федерального центра развитию регионов
через использование их невостребованных экономических,
культурно-исторических и природно-климатических ресурсов;
• поддержку зон геополитического риска (Северный
Кавказ, Дальний Восток, Калининградская область).
5. Оказать особую поддержку регионам российского
Севера – экономической, экологической и стратегической
кладовой России – путем:
• введения государственного субсидирования
тарифов на грузовые и пассажирские перевозки для удаленных
регионов;
• компенсации постоянно проживающим на территории
Крайнего Севера потребителям затрат, связанных с природно-климатическими
условиями, транспортной доступностью и территориальной
отдаленностью;
• компенсации лицам, проработавшим продолжительное
время в районах Крайнего Севера РФ, расходов, связанных
с выездом в иные районы РФ, при сохранении за ними надбавок
к пенсиям;
• создания условий для развития самоуправления
и традиционного образа жизни коренных малочисленных
народов, правовой защиты их исконного обитания, прав
и интересов; подготовки специализированных образовательных
программ для коренных малочисленных народов северных
районов РФ;
• устойчивого и достаточного обеспечения северных
регионов РФ теплом и электроэнергией;
• предоставления северным регионам права на справедливую
долю добываемых природных ресурсов;
• проведения протекционистской политики по развитию
и сохранению уникальных северных территорий;
• сохранения и эффективного использования для
международных и внутрироссийских перевозок уникального
Северного Морского пути и воздушных коридоров через
Северный полюс – высокодоходных транспортных магистралей;
• внедрения рыночных механизмов при «северном
завозе», основанных на принципах конкуренции, рентабельности
и публичности;
• внедрения нетрадиционных и высокоэффективных
источников энергии малой мощности и транспортных средств
высокой проходимости для снижения бюджетных затрат на
«северный завоз».