В 1990-е гг. предпринимались лишь половинчатые шаги
по внедрению отдельных элементов независимой судебной
системы, и даже Концепция судебной реформы, принятая
в 1991 г., до сих пор до конца не реализована. А ведь
без независимой, сильной и эффективной судебной системы
невозможно решать социальные и экономические проблемы,
невозможно построить правовое государство.
Стратегической целью судебно-правовой реформы в России
является создание независимой и эффективной судебной
и правоохранительной систем, способных обеспечить становление
демократического общества и проведение реформ в сфере
экономики и государственного управления.
Судебная и правоохранительная системы должны базироваться
на следующих принципах:
• гуманность и гласность правосудия;
• защита прав личности;
• состязательность и равноправие сторон в суде;
• справедливое и публичное разбирательство дела
в разумный срок;
• законность и обоснованность каждого судебного
акта;
• максимальное подчинение судьи закону.
Для этого необходимо решение следующих ключевых задач:
• гуманизация правосудия;
• реформирование судебной системы;
• совершенствование судопроизводства;
• изменение статуса судей;
• создание условий для получения адвокатской
помощи на всех этапах следствия и судебного разбирательства;
• реформирование прокуратуры;
• повышение исполняемости судебных решений.
Гуманизация правосудия
Гуманизация правосудия означает признание ценности
личности, права человека на свободу и гарантирование
прав человека в ходе проведения следствия, во время
суда и отбывания наказания.
На фоне разгула преступности многими предлагаются
жесткие меры, в частности восстановление смертной казни.
На этом фоне требование гуманизации правосудия выглядит,
на первый взгляд, неоправданным.
На самом деле это совсем не так. До амнистии, объявленной
Государственной Думой в мае 2000 г., Россия занимала
1-е место в мире по числу заключенных на душу населения.
И сейчас этот показатель весьма высок, находясь на уровне
СССР 1937 г. (рост по сравнению с 1989 г. в 1,6 раза).
Общее число заключенных и находящихся в СИЗО – 1,2 млн
человек. Процент обвинительных судебных приговоров в
России – 90% (в развитых странах – 50–70%). В отличие
от большинства политических сил, требующих усилить карательно-репрессивные
меры, «ЯБЛОКО» объясняет разгул преступности тем, что
«правосудие» карает без разбора правого и виноватого,
а почти 3% работоспособного мужского населения страны
содержится за решеткой в нечеловеческих условиях, что
не может не порождать новую преступность.
Поэтому гуманизация правосудия остается нашей главной
задачей. Должно измениться отношение судебной системы
к гражданам – необходимо утвердить в качестве главного
критерия права человека, чтобы сделать судебную систему
более открытой, доступной и понятной простым гражданам.
Для этого необходимо:
1. Обеспечить намеченный с 2004 г. запрет ареста,
заключения под стражу, содержания под стражей, проведения
обысков, выемок без решения суда. Соответствующее
решение должно приниматься не на основе простого обращения
прокурора, а на основе имеющейся в распоряжении судьи
доказательной базы.
2. Сделать судебно-правовую систему более восприимчивой
к правам и обязанностям гражданина:
• возбуждать уголовные дела исключительно по
факту совершения преступления;
• принимать судебное решение о задержании гражданина
жестко в установленные Конституцией сроки (48 часов),
протокол о задержании составлять немедленно;
• обеспечить право лица, в отношении которого
производятся следственные действия, на ознакомление
с материалами уголовного дела, на пользование собственными
записями, документами в ходе допроса и судебного разбирательства;
• обеспечить повышение законодательно разрешенного
уровня самообороны.
3. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК)
изменения, устраняющие возможности для необоснованного
избрания и продления меры пресечения в виде заключения
под стражу, затягивания предварительного и судебного
следствия и других стадий уголовного правосудия (ознакомление
с материалами уголовного дела, протоколом судебного
заседания, проведения экспертиз и т.п.).
4. Обязать руководство учреждений СИЗО освобождать
обвиняемых по истечении срока при отсутствии уведомления
суда о продлении срока содержания под стражей. В
случае поступления такого уведомления его копия должна
немедленно вручаться подозреваемому и обвиняемому.
5. Разработать и принять закон «Об основах оказания
бесплатной юридической помощи по судебным делам»,
гарантированной Конституцией, но до сих пор не конкретизированной
каким-либо законодательным актом. Расходы на эти цели
следует взыскивать с проигравшей стороны, для чего ввести
страхование судебных издержек.
6. Декриминализировать совершенные не в крупных
размерах хищения, переведя их в разряд административно-наказуемых
мелких хищений.
7. Завершить процесс передачи следственных изоляторов
под управление Минюста.
8. Сократить сроки проведения следствия и особенно
суда, сроки предварительного содержания в СИЗО,
для чего отпускать под залог или под подписку о невыезде
до суда, не допускать содержания под стражей лиц, чью
вину обвинение не готово доказывать в суде.
9. Сформировать ювенальную юстицию – учредить
в системе судов общей юрисдикции специальные ювенальные
суды, занимающиеся делами, одной из сторон которых являются
несовершеннолетние, дополнить Гражданско-процессуальный
и Уголовно-процессуальный кодексы (ГПК и УПК) главами
и нормами о рассмотрении дел о несовершеннолетних.
10. Необходим пересмотр уголовного законодательства,
направленный на смягчение санкций уголовного наказания,
расширение круга смягчающих ответственность обстоятельств.
Провести амнистию для лиц, осужденных за нетяжкие преступления.
11. Восстановить практическое применение института
помилования Президентом РФ. Законодательно регламентировать
процедуру применения конституционной нормы о праве осужденного
просить о смягчении вступившего в силу приговора.
12. Провести масштабную реформу системы исправительно-трудовых
учреждений и мест предварительного заключения, сделав
более достойными условия содержания заключенных. Запретить
пытки и ужесточить наказания сотрудникам органов внутренних
дел за их применение. Повысить ответственность за издевательство
над заключенными сотрудниками пенитенциарных учреждений.
Выделить средства на улучшение условий отбывания наказания.
13. Ввести институт общественного контроля за обеспечением
прав человека в местах принудительного содержания,
в первую очередь в отношении задержанных, содержащихся
в органах внутренних дел и других «силовых» ведомств.
Для этого следует принять соответствующий федеральный
закон.
14. Повысить социальную защищенность сотрудников
исправительных учреждений.
15. Сохранить в процессуальном законодательстве
право Уполномоченного по правам человека в РФ обращаться
в надзорную инстанцию в пределах его компетенции.
16. Не допускать ограничения гласности судебного
разбирательства, увеличения сроков рассмотрения дел,
установления ограничений доступа к правосудию (например,
на основании предусмотренного договором сторон досудебного
порядка разрешения спора). Неприемлемым представляется
наделение вышестоящих судов правом давать толкования
закона, имеющие обязательную силу.
Реформирование судебной системы
Для создания в нашей стране действительно независимой,
эффективной и влиятельной судебной системы необходимо:
1. Изменить функции Конституционного суда (КС),
приняв поправки «ЯБЛОКА» в закон «О Конституционном
суде»: установить четкие сроки и процедуру совершения
КС всех процессуальных действий и исполнения решений
КС. Установить, что признание неконституционным федерального
акта ведет к автоматической отмене аналогичных положений
в актах субъектов РФ, решить вопрос о более четком разграничении
компетенции между КС и другими федеральными судами,
создать предпосылки для формирования единой практики
судебного конституционного контроля. Расширить число
субъектов подачи жалоб в КС: группа граждан определенной
численности, политическая партия, группа депутатов Государственной
Думы численностью не 90, как сейчас, а 20 человек. Публиковать
в открытой печати все постановления, заключения и определения
КС.
2. Четко определить, в каких случаях областные
суды и Верховный Суд являются судами первой инстанции.
Четко разграничить районные суды по подсудности с мировыми
судами. Установить институт окончательной инстанции
на разных уровнях судебной системы и для различных категорий
дел.
3. Обеспечить коллегиальное рассмотрение большинства
категорий дел в судах всех инстанций (кроме мирового
судьи). Представляется неприемлемой тенденция перехода
к рассмотрению большинства уголовных и гражданских дел
единолично судьей.
4. Обращения в порядке надзора должны рассматриваться
коллегиально составом суда, а само рассмотрение дел
в надзорной инстанции необходимо проводить в судебном
заседании.
5. Распространить суды присяжных на всю территорию
страны. В переходный период повсеместного внедрения
судов присяжных последние безусловно должны быть сохранены
там, где уже функционируют (9 регионов России). Следует
стремиться к расширению категорий дел, подведомственных
суду присяжных.
6. Унифицировать деятельность народных и присяжных
заседателей в вопросе порядка их назначения и выполнения
ими своих функций, ввести административную ответственность
присяжных и народных заседателей за уклонение от исполнения
судебных обязанностей.
7. Выделить в системе судов общей юрисдикции коллегии
по административным делам.
8. Выделить все следственные аппараты прокуратуры,
МВД и спецслужб в самостоятельную Федеральную службу
расследований, подчиненную непосредственно Президенту,
что позволит усилить контроль над следствием, позволит
отделить следствие от обвинения.
9. Расширить в целях обеспечения доступности правосудия
число «квазисудебных юрисдикций», которые в предварительном
порядке и при упрощенной процедуре (но с использованием
права защиты, представления и исследования доказательств,
ведением протокола) разрешали бы жалобы по пенсионным,
трудовым, семейным, налоговым спорам и т.д. Создавать
эти структуры при органах местного самоуправления. Необходимо
способствовать развитию досудебного рассмотрения – третейских
судов, примирительных и согласительных комиссий.
10. Стимулировать развитие мировых судов, действующих
на уровне местного самоуправления, в субъектах Федерации
допустить создание уставных судов, которые освободят
Федеральные суды от применения конституций, уставов
и законов субъектов Федерации. Недопустим отказ от судебного
надзора за решениями мировых судей.
Совершенствование судопроизводства
Реформа судопроизводства должна обеспечить независимость,
законность и объективность суда, правовую защищенность
личности, предоставить гражданам процессуальные средства
для защиты своих интересов в значительно большем объеме.
В частности, необходимо:
1. Жестко контролировать соблюдение принципа презумпции
невиновности: в случае недоказуемости причастности
человека к правонарушению он должен безусловно считаться
оправданным.
2. Установить обязательное участие прокуроров в
рассмотрении уголовных дел (сейчас при отсутствии
прокурора функцию обвинителя выполняет судья, что нарушает
принцип состязательности).
3. Жестко закрепить в УПК порядок исследования
доказательств в судебном разбирательстве.
4. Обеспечить равенство в спорах гражданина и государства,
ликвидировав освобождение последнего от уплаты госпошлины
(уплату пошлины возлагать на соответствующее ведомство),
сократить перечень дел, по которым стороны освобождаются
от уплаты госпошлины и судебных расходов, внеся поправки
в закон «О государственной пошлине», в случае удовлетворения
жалобы гражданина на нарушение своих прав и свобод законом
все его судебные издержки возмещаются за счет органа,
издавшего признанный неконституционным закон.
5. Обеспечить соблюдение принципа равенства граждан
перед законом и судом. Граждане, в отношении которых
уже были возбуждены уголовные дела, не могут пользоваться
меньшим объемом прав по сравнению с остальными гражданами.
6. Установить, что судья не может назначать наказание
в виде лишения свободы единолично, поэтому важно
сохранение на переходный период института народных заседателей.
Представляется необходимым реформировать институт народных
заседателей путем законодательного закрепления суда
с участием квалифицированных заседателей по отдельным
категориям дел, например по трудовым спорам (по аналогии
с введенными недавно заседателями арбитражных судов).
Повысить административную и уголовную ответственность
за неисполнение решений по гражданским делам (неисполнение
решений судов по этим делам превышает 50%).
7. Внести в ГПК и АПК механизмы рассмотрения, разрешения
и исполнения решений по групповым искам и искам в защиту
интересов неопределенного круга лиц, а также ввести
в ГПК специальную главу о рассмотрении трудовых споров,
учитывающую заведомое неравенство работодателя и работника.
8. Установить обязанность суда и следствия выяснять
причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Изменение статуса судей
Необходимо сделать судебную власть независимой от
исполнительной и законодательной властей влиятельной
силой. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Финансирование судей – обеспечить денежное
содержание судей в размере, позволяющем отнести их к
категории наиболее высокооплачиваемых федеральных служащих,
предусмотреть в федеральном бюджете увеличение расходов
на судебную власть. Перейти от остаточного принципа
финансирования к нормативному, предусмотреть расходы
на капремонт зданий судов, находящихся в аварийном состоянии.
2. Открытость судебных решений – создать к
2004 г. информационную базу по судебным решениям областных
и арбитражных судов, к 2008 г. – по судебным решениям
всех районных судов.
3. Профессиональный отбор судей и демократизация
судейского сообщества – установить условия и порядок
проведения конкурса на замещение вакансии судьи, в т.ч.
порядок и условия проведения квалификационной аттестации
судей; ввести институт кандидатов в судьи; разработать
регламент проверки их профессиональных качеств, ввести
институт регулярного повышения квалификации судей. Установить
в законе структуру органов судейского сообщества, структуру
соответствующих им квалификационных коллегий судей и
порядок их формирования. Одновременно должны быть поддержаны
предложения о включении в состав квалификационных коллегий
представителей юридической и правозащитной общественности
как формы гражданского контроля над судебной властью.
4. Ответственность судей – разработать четкую
законодательную процедуру отстранения от должности недобросовестных
судей; ограничить пребывание в должности судьи возрастом
70 лет. Рассмотрение материалов о прекращении судейских
полномочий должно происходить на заседаниях квалификационных
коллегий на основании близкой к судебной процедуры,
которую необходимо определить в законе.
5. Обеспеченность судейским штатом – увеличить
число судей (в РФ 1 судья приходится на 10–12 тыс. человек,
а в Европе – на 2–5 тыс.). Ввести, в первую очередь
в арбитражных судах, должность помощников судей (не
обладающих распорядительными и процессуальными полномочиями).
6. Установление принципа независимости судей
– устранить систему согласований с региональными властями
при назначении судей, а также систему частых подтверждений
полномочий судей; запретить финансирование федеральных
судов и содержание судей из региональных и местных бюджетов
(финансирование судов должно осуществляться из федерального
бюджета напрямую, без какого-либо посредничества исполнительной
власти). Ужесточить ответственность должностных лиц
за попытки оказать давление на суд; чиновники, повинные
в неуважении к суду, должны незамедлительно подвергаться
увольнению и соответствующему наказанию.
7. Сохранение института «особых мнений» судей
как повода для обязательного истребования дела в порядке
надзора.
8. Защита судей, присяжных, адвокатов и особенно
свидетелей от угроз со стороны преступных посягательств
– обеспечить безопасность возможно путем создания специальной
судейской полиции.
Создание условий для получения адвокатской помощи на
всех этапах следствия и судебного разбирательства
Крайне важным представляется создание эффективной
независимой адвокатуры для обеспечения подлинного равноправия
сторон в суде. Для этого необходимо обеспечить:
• независимость адвокатуры: порядок присвоения
и прекращения статуса адвоката должен определяться не
чиновниками, а квалификационными комиссиями в рамках
адвокатских палат;
• действенный механизм защиты прав клиентов от
недобросовестных адвокатов;
• право граждан пригласить адвоката на всех этапах
следственных действий, включая обыск и арест;
• обязательство адвокатских сообществ по оказанию
бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных
законом; оказание такой помощи должно обеспечиваться
адекватным вознаграждением за счет средств государственного
бюджета;
• освобождение от налогов суммы неполученных
доходов, связанных с обязательной защитой по уголовным
и гражданским делам;
• право адвоката на участие в уголовном деле
в качестве защитника с момента согласия обвиняемого
(подозреваемого) либо уполномоченных им лиц;
• право каждого подозреваемого и обвиняемого
сноситься с выбранным им самим защитником и с его помощью
защищать себя;
• ответственность за воспрепятствование получению
адвокатом предусмотренной законом информации о деле
клиента;
• отвод адвоката только мотивированным постановлением
(определением) соответствующего органа.
Реформирование прокуратуры
Российское законодательство фактически провозгласило
органы прокуратуры «четвертой» самостоятельной и независимой
ветвью государственной власти. Причем главной функцией
прокуратуры признается не уголовное преследование, как
во всем мире, а надзор за исполнением законов (контроль
над законностью правовых актов и нарушениями прав и
свобод граждан). Эффективность проверок и актов прокурорского
реагирования невелика, в то время как на уголовное преследование
не остается сил.
Для реформирования прокуратуры необходимо:
1. Признать прокуратуру составной частью судебной
системы. Реально обеспечить передачу с 2004 г. судам
права предварительного следствия и дознания, права санкционировать
арест и обыски.
2. Сделать более предметной функцию общего надзора
прокуратуры, возложив большую часть ее на Минюст
(суды принимают властное решение, а прокурор вправе
лишь предложить устранить допущенное нарушение). При
этом необходимо оставить прокуратуре функцию защиты
безгласного интереса (гражданские иски недееспособных),
а также надзор за соблюдением законности государственными
органами, за исполнением процессуальных законов судами
и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
судами в процессе судопроизводства. Установить дополнительные
обязанности прокурора по надзору за соблюдением законности
в отношении заключенных и находящихся в СИЗО.
3. Право прокурора по опротестованию незаконных
нормативных актов должно быть заменено соответствующей
обязанностью. Полномочия прокурора в части надзора
за исполнением закона должны распространяться только
на органы государственной власти и местного самоуправления,
органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
следствие, систему исполнения наказания.
4. Вывести из состава прокуратуры следственные
органы (создание самостоятельной Федеральной службы
расследований).
5. Обязать прокуроров и следователей давать объяснения
по вопросам соблюдения ими установленной процедуры рассмотрения
дел, а при установлении несовершенства норм законодательства
– вносить мотивированные предложения по их корректировке.
6. Лишить прокурора, как сторону в судебном процессе,
процессуальных преимуществ, что является важнейшей
гарантией равноправия сторон. Обращение прокурора в
надзорную инстанцию допустимо только по инициированным
им делам.
7. Усилить гарантии прав гражданина при вызове
его к прокурору или следователю. Установить, что
любое действие, а также бездействие прокурора, за исключением
отказа в принесении протеста, могут быть обжалованы
в суде гражданином или юридическим лицом. Установить,
что прокурор обязан обратиться в суд с заявлением или
вступить в дело на стороне гражданина в любой стадии
судебного процесса, если этого требует защита прав и
свобод граждан.
8. Установить, что прокурор обязан принять меры
по привлечению к ответственности всех лиц, о совершении
правонарушений которыми ему стало известно, а уклонение
прокурора от этой обязанности влечет за собой его уголовную
или административную ответственность.
9. Установить, что прокурор обязан либо возбудить
уголовное дело, либо потребовать привлечения лиц, нарушивших
закон, к иной установленной законом ответственности.
10. Установить обязанность прокурора отказываться
от обвинений при отсутствии оснований для привлечения
человека к ответственности.
11. Установить, что прокурор опротестовывает не
только противоречащие закону правовые акты, но и действия
(бездействие) и решения органов власти и местного самоуправления.
Повышение исполняемости судебных решений
Основная задача реформы исполнительного производства
– повысить исполняемость судебных решений, которая сейчас
не превышает 50%. Для этого, с одной стороны, надо ужесточить
ответственность за неисполнение судебных решений, а
с другой – совершенствовать систему исполнительного
производства, для чего:
1. Повысить зарплату судебным приставам, увеличить
их число и число их помощников (на одного судебного
пристава сейчас приходится 4–6 исполнительных производств
в день).
2. Предусмотреть в юридических вузах подготовку
по специальности судебного пристава, а также создание
курсов повышения квалификации (сейчас у многих приставов
отсутствует высшее юридическое образование).
3. Предусмотреть ответственность пристава за убытки,
которые он может вольно или невольно причинить своими
действиями, и ввести залог для приставов, а из залогов
формировать страховой фонд.
4. Принять ряд изменений в законодательстве, на
которые делает отсылки закон «Об исполнительном производстве»,
например о порядке наложения ареста на ценные бумаги,
о видах имущества граждан, на которое не может быть
обращено взыскание.
5. Внести в Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный
кодексы нормы о порядке рассмотрения жалоб на приставов-исполнителей.
6. Конкретизировать исполнительные процедуры, в
частности порядок продажи имущества на комиссионных
началах, определения цены, по которой взыскатель вправе
оставить себе нереализованное имущество должника, соотношения
исполнительного производства и ликвидации юридического
лица, обращения взыскания на предмет залога.