|
Федеральный закон «Уголовно-процессуальный Кодекс
Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 22 декабря 2001 г.
Вступил в силу 1 июля 2002 г.
|
Разработка нового уголовно-процессуального закона была вызвана
необходимостью приведения его в соответствие с положениями Конституции
Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Действовавший до этого УПК РСФСР был принят в 1960 году. Он отвечал
реалиям другого общественно-политического строя. По многим параметрам
он не соответствовал новой Конституции России, о чем свидетельствуют
постановления Конституционного Суда. Работа в Государственной
Думе над проектом нового УПК длилась более четырех лет (новый
УПК был принят в 1 чтении в июне 1997 года).
К числу наиболее важных новелл Кодекса относятся следующие:
• закрепление принципа состязательности уголовного процесса:
запрет суду выступать на стороне обвинения или защиты;
• отнесение к первоочередным задачам уголовно-процессуального
закона защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения,
осуждения, ограничения ее прав и свобод;
• обязательное участие государственного обвинителя в суде по конкретному
уголовному делу и возложение на прокурора (следователя, дознавателя)
функции уголовного преследования от имени государства в связи
со снятием с суда обвинительной функции;
• возложение на сторону обвинения обязанности доказывания обвинения
и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого;
• задержание подозреваемого органом дознания, следователем, прокурором
на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица
по подозрению в совершении преступления;
• распространение суда присяжных на всю Россию;
• установление судебного порядка получения разрешения на производство
следственных и иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные
права граждан (арест, задержание, обыск);
• расширение оснований применения залога в качестве меры пресечения
по любому уголовному делу и др.
Позиция фракции
Фракция «ЯБЛОКО» поддержала новый УПК как закон, закрепляющий
вышеперечисленные демократические принципы судопроизводства, принципы
защиты и соблюдения прав граждан, приводящий нормы уголовного
процесса в соответствие с Конституцией РФ. Например, введение
возможности арестов только по решению суда ограничит произвол
прокурорских структур, уменьшит число ошибочных арестов, сократит
число тех, кто без вины проводит в СИЗО месяцы и годы.
Позиция фракции «ЯБЛОКО» по проекту УПК всегда была связана
с серьезной критикой его недостатков и большой работой
по их устранению.
Проект, принятый в 1-м чтении, при некоторых незначительных
улучшениях, не устранял главного – сохранения пережитков «инквизиционного»
судопроизводства. Фракция «ЯБЛОКО» высказывала свои предложения
по изменению проекта УПК, участвуя в деятельности рабочей группы
Администрации Президента РФ под руководством Д.Н. Козака. Предложения
представителей «ЯБЛОКА» о необходимости включения в УПК следующих
принципиальных положений были поддержаны рабочей группой Д.Н.
Козака и зафиксированы в тексте закона:
• о распространении на всю Россию суда присяжных;
• о возможности применения ареста, заключения и содержания под
стражей, проведения обыска только по решению суда (см. также
раздел «Инициативы «ЯБЛОКА»по
защите конституционных прав граждан, Судебные
аресты»);
• об обязательном участии государственных обвинителей в рассмотрении
всех уголовных дел, сняв обвинительную функцию с суда;
• об уведомительном характера вступления адвоката в уголовное
дело (см. также раздел «Инициативы
«ЯБЛОКА» по защите конституционных прав граждан, Право
на квалифицированную юридическую помощь»).
Кроме того, «ЯБЛОКО» внесло более 200 поправок к проекту
уголовно-процессуального кодекса. К сожалению, далеко не все
поправки депутатов фракции были приняты Государственной Думой.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
Уже в феврале 2002 года (после принятия УПК РФ Государственной
Думой) фракция передала свои предложения по изменению нового
УПК в Администрацию Президента РФ. Эти предложения были направлены
на устранение технических ошибок и внутренних противоречий закона,
на уточнение понятийного аппарата (как известно, принятие нового
УПК во 2 и 3 чтениях проходило в большой спешке, что неизбежно
привело к большому числу его недостатков). Часть из этих предложений
нашла отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»,
внесенном в Государственную Думу Президентом РФ и принятом Государственной
Думой 26 апреля 2002 г.
Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении:
После вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации фракция «ЯБЛОКО» продолжила работу по внесению
в него изменений (см. раздел «Инициативы
«ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права»).