• Конституция РФ устанавливает право граждан на получение квалифицированной
юридической помощи. Гарантией таких прав может быть лишь доступность
юридической помощи для большинства населения. Предоставление квалифицированной
юридической помощи гражданам и юридическим лицам обеспечивается,
в основном, адвокатурой.
Президентом РФ был внесен в Государственную Думу проект Федерального
закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации». Однако этот закон не в полной мере обеспечивал доступность
юридической помощи. В частности, проект предусматривал ликвидацию
существовавших ранее юридических консультаций. Фракция «ЯБЛОКО»
выступила категорически против предложений Президента. Юридические
консультации в настоящее время являются если не единственной,
то основной формой, обеспечивающей юридической помощью население
на периферии. Создание же предусмотренных законопроектом адвокатских
бюро и кабинетов может потребовать больших средств, которых не
окажется у большинства адвокатов. Это, в свою очередь, вызовет
уменьшение количества адвокатов, а, следовательно, фактически
лишит граждан возможности получать юридическую помощь.
Фракция «ЯБЛОКО» внесла и добилась принятия поправок к закону
об адвокатской деятельности, направленных на сохранение юридических
консультаций. Это достижение фракции является принципиальным,
поскольку оно гарантирует обеспечение конституционного права граждан
на квалифицированную юридическую помощь.
• Уже после вступления в силу Федерального закона «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» фракция «ЯБЛОКО»
внесла в Государственную Думу законопроект, направленный на организацию
экстренной юридической помощи.
|
Проект федерального закона «О дополнении статьи 31
Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации»
Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 21 июня 2003 г.
|
Разработка этого законопроекта была связана с тем, что Федеральный
закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
не возлагает ни на органы адвокатского сообщества, ни на государственные
органы и учреждения организацию юридической помощи в экстренных
случаях. Такие случаи возникают чаще всего при задержании граждан
органами дознания и предварительного следствия. В силу части 2
статьи 48 Конституции РФ «каждый задержанный, заключенный под
стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться
помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания,
заключения под стражу или предъявления обвинения». Обеспечить
появление адвоката (защитника) как можно скорее после задержания
чрезвычайно важно, ибо именно в первые часы после задержания чаще
всего допускаются нарушения прав подозреваемого. Задерживают подозреваемых,
как известно, ежедневно и круглосуточно. Для выполнения требований
закона следователи и дознаватели по телефону или иным способом
связываются с соответствующими адвокатскими образованиями. Однако
в ночное время и в выходные дни задача обеспечения задержанного
помощью адвоката затруднена (а порой и вообще невозможна).
Экстренные ситуации, требующие оказания гражданам и юридическим
лицам безотлагательной юридической помощи, возникают не только
в случаях, связанных с задержанием граждан. В такой безотлагательной
помощи могут нуждаться граждане, чьи права нарушаются при их обращениях
в различные учреждения и организации, в случаях, когда граждане
оказываются потерпевшими от чьих либо противоправных действий
(в том числе преступлений), а также и в иных случаях. Надобность
в неотложной юридической помощи может возникать также и в нередких
в последние годы случаях насильственного захвата предприятий.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на совет адвокатской
палаты субъекта Российской Федерации возложены обязанности по
обеспечению доступности юридической помощи на всей территории
субъекта Российской Федерации. Однако закон не решает проблему
обеспечения граждан и юридических лиц экстренной юридической помощью.
Сложность решения вопроса заключается, прежде всего, в разнообразии
условий оказания юридической помощи, необходимость в которой может
возникнуть в любое время суток и в любой местности, в т.ч. там
и тогда, где и когда отсутствуют адвокаты. Адвокатские коллегии,
адвокатские бюро и адвокатские кабинеты образуются в городах и
районных центрах – т. е. там, где имеется достаточно клиентуры,
чтобы содержать эти адвокатские образования. Адвокатская палата
субъекта РФ обязана также учреждать юридические консультации в
тех местностях, которые недостаточно обеспечены адвокатской помощью
(см. выше о поправке фракции «ЯБЛОКО» к закону об адвокатской
деятельности). Однако и юридические консультации не могут существовать
в каждом населенном пункте, где может случиться надобность в юридической
помощи.
Органы государственной власти в соответствии с законом осуществляют
финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую
помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством,
а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные
помещения и средства связи. Однако органы государственной власти
сами не могут обеспечить граждан юридической помощью – для этого
нужны независимые от государства юристы. Этим требованиям отвечают
адвокаты. Поэтому наиболее целесообразно обязанность организовать
работу по оказанию экстренной юридической помощи возложить на
органы адвокатского сообщества на уровне субъектов Российской
Федерации – советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Это позволит решить проблему с учетом местных условий.
Законопроект, внесенный депутатами фракции «ЯБЛОКО», возлагает
на адвокатские палаты субъектов РФ обязанность организовать работу
по оказанию юридической помощи в случаях, когда такая помощь должна
быть оказана незамедлительно.
• Как уже говорилось, в соответствии с Конституцией Российской
Федерации каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый
в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под
стражу или предъявления обвинения. Действовавший ранее Уголовно-процессуальный
кодекс (УПК) РСФСР не обеспечивал реализацию этого конституционного
права граждан. Разработка нового УПК РФ была призвана решить указанные
проблемы, однако в принятом в 1 чтении проекте продолжали содержаться
нормы, в которых говорилось о процедурах допуска адвоката к участию
в уголовном деле. На деле это означало, что следователь, орган
дознания, прокурор или суд вправе допустить или не допустить защитника
к участию в деле, что является бесспорным ущемлением права на
защиту.
Депутат фракции «ЯБЛОКО» С.А. Попов внес поправки к УПК РФ,
предусматривающие заявительный характер вступления
адвоката в дело. Поправки предусматривали, что адвокат вступает
в дело, уведомляя об этом соответствующее лицо или орган, предъявив
соответствующие документы. Никакого специального допуска для адвоката
при этом не должно существовать.
Поправки «ЯБЛОКА» были отклонены Государственной Думой, и вступивший
в силу 1 июля 2002 года УПК РФ сохранил статьи, указывающие на
разрешительный характер вступления адвоката в дело.
Депутаты фракции «ЯБЛОКО», сотрудничавшие с рабочей группой
Администрации Президента РФ по судебно-правовой реформе, возглавляемой
Д.Н. Козаком, настаивали на необходимости изменения УПК в части
допуска адвокатов и приведения УПК в соответствие с Конституцией
РФ. Предложения «ЯБЛОКА» по изменению и дополнению нового УПК
были подготовлены и переданы в Администрацию Президента РФ. Часть
из них нашла отражение во внесенном Президентом РФ законе
«О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации», подготовленном с целью устранения недоработок
нового УПК. Таким образом часть положений о разрешительном
характере вступления адвоката в дело были устранены.
Однако необходимо было реализовать предложения «ЯБЛОКА» в полном
объеме. С этой целью депутаты фракции подготовили и внесли на
рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона,
предусматривающий обеспечение заявительного характера участия
защитника в деле.
|
Проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в статьи 49 и 53 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации»
Инициаторы – депутат фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев
Отклонен ГД в первом чтении 19 марта 2003 г.
|
Содержательные причины отклонения проекта закона так и не были
сформулированы. Да они и не могли быть сформулированы, поскольку
проект закона реализовывал конституционное положение и к тому
же устранял внутренние противоречия действующего УПК. Необходимо
отметить, что по существу рассматриваемого вопроса имеется решение
Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в котором говорится,
что ограничения конституционного права на помощь адвоката (защитника),
ставящие реализацию возможности свиданий обвиняемого (подозреваемого)
с адвокатом (защитником) в зависимость от наличия специального
разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное
дело, неправомерны.
Государственная Дума отклонила проект закона, внесенный депутатами-яблочниками,
без обсуждения. Голосование по нему носило политический характер.
Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении: