Уважаемые представители пациентских общественных организаций, уважаемые гости!
Я поделюсь ситуаций в сфере общественного контроля по защите прав пациентов, сложившейся в Псковской области. С проблемами, с которыми столкнулась я как председатель регионального отделения и наша пациентская организация ревмобольных при попытке войти в состав общественного совета на уровне субъекта Федерации.
В ноябре 2013 года приказом госкомитета по здравоохранению и фармации принимается положение о Совете и его персональном составе.
В соответствии с приказом в состав вошли:
– сам председатель комитета, подписавший приказ, со всеми заместителями и начальниками отделов в количестве 8 человек;
– 2 депутата областного Собрания, «дышащих в унисон» с командой губернатора – по должности главные врачи больниц (один из них – бывший);
– руководитель пресс-службы Администрации области;
– директор медицинской страховой компании (кому по долгу службы положено заниматься организацией и финансированием медицинских услуг);
– 3 председателя общественных организаций (ветеранов силовых структур, Красный крест России и «Дети – наше будущее»), все 3 подконтрольны областной администрации;
– 1 представитель бюджетного учреждения, занимающийся социальными исследованиями.
И ни одного представителя пациентских организаций!
По логике Администрации области, все вопросы и предложения по оценке деятельности государственных органов эти люди должны задавать сами себе, а также лояльным к ним лицам – в обход сообщества пациентов.
В мае 2014 года по моему личному заявлению с ходатайством президента ассоциации ревмобольных в качестве председателя регионального отделения ассоциации я была включена в состав Совета.
Через 7 месяцев, 10 декабря 2014 года комитет решил пригласить меня на заседание Совета. Несмотря на то, что в моём заявлении были указаны все данные для электронной и почтовой связи, личный мобильный телефон, сообщение отправили на электронный адрес московского офиса в тот день, когда должно было состояться заседание, при этом не указав время начала заседания.
Ещё одно приглашения мне прислали на электронную почту через 8 месяцев, 12 августа 2015 года, за два часа до начала заседания Совета, на которое я физически уже не могла успеть в связи с тем, что место моего проживания находится в 200 км от Пскова.
В тот же день приказом председателя госкомитета по здравоохранению и фармации отменяется прежнее положение о Совете и распускается сам состав. Соответственно, на заседании по организации нового состава Совета смогли присутствовать только заблаговременно приглашенные представители, угодные для Администрации области.
Принципы «самостоятельности субъектов общественного контроля и их независимости от органов государственной власти», установленные в статье 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» писаны не для команды псковского губернатора Андрея Турчака. У них своё понимание механизма поддержания социального порядка.
В Положение о порядке создания общественных Советов при органах исполнительной власти Псковской области в редакции от 30 октября 2014 года указано, что создание Советов осуществляется на основании решения губернатора, а состав Совета и положение утверждается исключительно губернатором.
Информационное обеспечение общественного контроля, которое является открытым в соответствии с федеральным законодательством, поставлено Администраций «под контроль» тем же нормативно-правовым актом. В соответствии с ним любая информация о деятельности Совета размещается исключительно органом исполнительной власти на своем официальном сайте – без каких-либо альтернатив.
За все время якобы работы Совета с 14 октября 2013 года на официальном сайте Администрации Псковской области не размещено никаких документов о деятельности Совета, кроме отдельных частей приказа с положением о Совете и персональном составе Совета, на котором мы уже остановились.
И никто не понес за это никакой ответственности.
В ответе на моё обращение к ответственному секретарю Совета (сотруднику комитета здравоохранения) с просьбой предоставить копии протоколов заседаний Совета, планы и результаты работы Совета по годам, а также опубликовать эту информацию на официальном сайте области, было письменно сообщено, что данная информация предоставляется только по личному обращению к председателю госкомитета по здравоохранению и фармации.
До сегодняшнего дня на официальном сайте области или сайте госкомитета по здравоохранению и фармации так и не размещена информация о составе Совета и способах связи с ним.
На мои вопросы к пациентам, знают ли они, что в Псковской области есть Общественный совет по защите прав пациентов, никто не смог ответить положительно.
Не превратились ли Администрация Псковской области вместо органа доброкачественного управления в злокачественную опухоль?
Разочаровывает меня и деятельность по общественному контролю здравоохранения на уровне субъектов РФ Всероссийского союза пациентов. В подготовленной этой структурой отчетности общественных советов по итогам 2014 года указано, что количество членов некоммерческих организаций, представляющих интересы пациентов в составе общественного совета по защите прав пациентов при органах государственной власти Псковской области 3 человека из 9, что составляет 30% состава. А реальные цифры из приказов, в том числе и в предоставленной мною анкете (1 к 17) нигде не отражены. При этом доля представителей пациенсиких организаций в составе Совета должно быть не менее 60%.
Данная недостоверная информация о фактически имитации деятельности Совета предоставляется Министерству здравоохранения Российской Федерации и Росздравнадзору. Анализы выполнялись самарским центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика». Не могу утверждать, что это умышленное искажение отчетности в пользу приукрашивания деятельности Администрации Псковской области, но такие мысли меня посещают.
Предлагаю прежде чем распространять подобные анализы в публичной сфере, согласовывать их в регионах с председателями региональных пациентских организаций. Иначе последствия таких действий так и останутся неизвестными. Большой вопрос: приносят ли они пользу пациентскому сообществу?!
Хочу обратиться к членам общественного Совета при Минздраве, представителям Минздрава с просьбой через Правительство РФ внести изменения в существующие нормативно–правовые акты, разработать и утвердить регламент работы общественных Советов, как при Минздраве, так и в субъектах РФ, при необходимости внести соответствующую законодательную инициативу в Государственную Думу РФ.
Нормативно-правовая база должна содержать такие положения, чтобы желающих работать в интересах пациентов не «пинали» на подступах к кабинетам чиновников в органах исполнительной власти. Чтобы у региональных администраций и органов исполнительной власти не было возможности сортировать членов Общественного совета на удобных и неугодных. Тогда больной будет знать, куда обратиться за помощью и советом в защиту своих интересов и прав.
Спасибо за внимание!
Светлана Романовна ВАСИЛЬКОВА,
председатель Псковского регионального отделения Всероссийской ассоциации ревмобольных «Надежда», г. Пустошка Псковской области, тел. 911-364-28-49, адрес электронной почты pust.dspmk@gmail.com.