Правительство Москвы приняло «План-график преобразования в части высвобождения имущества», в соответствии с которым в следующем году будет ликвидировано 28 больниц.
Сокращение числа врачей уже началось, в том числе – в больницах, не входящих в этот список. Подлинность документа подтвердил заместитель мэра по социальной политике Леонид Печатников. О неэффективности работы Департамента здравоохранения Москвы свидетельствует то, что информацию о данное ведомство выясняло размер средней зарплаты московских врачей полтора года, и, узнав подлинный их размер, для исполнения так называемых «майских» Указов Президента о повышении зарплат медиков решили сокращать больницы и число самих врачей. Эти Указы тяжелым бременем ложатся на бюджеты большинства регионов России. Но Москва, тратящая миллиарды на не очень осмысленное дорожное строительство, «благоустройство» парков, мощение «золотой» плиткой и украшение улиц лавками и фонарями может позволить бюджетные траты на здравоохранение. Приоритетными статьями в московском бюджете должна быть не уличная эстетика, а медицина.
С января 2015 года Москва полностью прекращает бюджетное финансирование столичных лечебных учреждений, переводя их на «многоканальное» финансирование (частично бюджет города, средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), платные услуги и иные источники негосударственного финансирования). Для справки, оплата труда медиков также сейчас рассчитывается по-другому. Ранее тарифы ОМС оплачивали каждый койко-день, каждую манипуляцию над пациентом, поэтому некоторые больницы старались обеспечить пребывание пациентов в клинике как можно дольше, зачастую без необходимых оснований. С 2014 года всем предлагали перейти на метод КСГ (далее – клинико-статистических групп). Оплата по КСГ означает, что за лечение пациента с определенным диагнозом больница получает усредненную оплату. Если вылечить пациента получилось дешевле и быстрее – излишек средств остается в распоряжении больницы, если дороже – больница терпит убытки. Данный не очень гуманный метод лучше, чем тривиальная оплата за койко-место, а для грамотных управ-ленцев это - шанс постепенно повышать качество услуг при условии бюд-жетной поддержки здравоохранения.
Однако этот метод почему-то в Москве применяется лишь в порядке эксперимента и только в четырех больницах (Морозовская детская городская клиническая больница, ГКБ № 4, 15, 23). Под тарифным соглашением от 25 декабря 2013 г., определившим именно такой порядок, стоит подпись бывшего руководителя департамента Георгия Голухова, а об итогах эксперимента москвичам ничего не рассказывается.
Можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют четкие научные обоснования необходимого количества койко-мест для Москвы. Учет только жителей, постоянно зарегистрированных в городе, не научен: Москва давно уже стала агломерацией, в которой проживает несколько миллионов неучтенных жителей, которые также требуют оказания медицинской помощи. Департамент здравоохранения Москвы не обосновывает не только необходимого числа койко-мест, но и их общего профиля. Например, предлагается закрытие двух психиатрических больниц, в которых в совокупности лечится почти 700 человек.
В итоге, врачам станут платить больше, но только тем, кто останется; у них резко возрастут нагрузки, переработки, усталость и нервозность. Качество и результаты труда в таких условиях вряд ли повысится.
Резкое сокращение количества больниц ударит по всем слоям населе-ния, но в первую очередь – по среднему классу. Для него она страшнее, чем плохая работа поликлиник: пациент имеет теоретический выбор и может вместо государственной поликлиники обратиться к платному врачу в медицинский центр. Но платных больниц почти нет, а если они и появятся, то даже среднему классу будут не по карману, например, прием дежурного врача в Европейском медицинском центре, который работает в бывшей ГКБ № 63, стоит около 7000 рублей, причем цены указываются в условных единицах, равных евро, и постоянно растут! «Бесплатных» же пациентов будут ждать не только изможденные врачи, но и переполненные больше, чем сейчас, больницы, очереди на койки в битком набитых палатах и коридорах, по которым мимо тебя кого-то регулярно возят в морг.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в городе Москве считает, что ликвидация объектом столичного здравоохранения является преступлением против москвичей, который приведет к значительному снижению качества жизни москвичей.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в городе Москве призывает Правительство Москвы относиться к строительству современных учреждений здравоохранения как к инфраструктурным объектам, так как здоровье более важно, чем дороги, транспорт, плитки и цветные фонари на тротуарах.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в городе Москве требует:
- отказа от срочного сокращения числа больниц и общего числа койко-мест в Москве;
- проведения мониторинга (прогнозной) и научно обоснованной экспертизы потребности москвичей каждого округа в лечебных учреждениях и их профилю;
- планирования и начала строительства крупных многопрофильных больничных комплексов на основе мониторинга реальных потребностей москвичей;
- пересмотра бюджетных расходов и выделения больших ресурсов на медицину при отказе от крупномасштабных «эстетических проектов».
Председатель партии
С.С. Митрохин