28 декабря 2011
Пресс-релиз

Перовский суд не стал отменять выборы на участке, где в пачках оппозиции «нашли» 451 бюллетень за «Единую Россию»

Учителя начальных классов школы №1637 при подсчете голосов спрятали полтысячи бюллетеней за «Единую Россию» в пачках других партий. Исказить реальное волеизъявление граждан помешала государственная автоматизированная система «Выборы». Умный компьютер показал, что «контрольное соотношение не сходится», и тем самым вынудил комиссию провести пересчет.

Таковы материалы дела об отмене результатов выборов на участке №1131, которое вчера рассматривал Перовский районный суд Москвы. Партия «ЯБЛОКО» требовала от суда отменить итоги выборов на этом участке, поскольку протокол, выданный наблюдателю партии, расходится с официальными данными.

В 4 часа утра 5 декабря наблюдатель от «ЯБЛОКА» Александр Лобанов получил заверенный печатью и подписями членов комиссии протокол: за «Единую Россию» проголосовало 259 человек, за «ЯБЛОКО» - 158, за «Справедливую Россию» - 241, КПРФ - 337, ЛДПР – 152, «Патриоты России» - 7, «Правое дело» - 12.

Днем 5 декабря на интернет-сайте Мосгоризбиркома появились совсем другие цифры: «ЯБЛОКО» - 52, «Справедливая Россия» - 231, КПРФ - 117, ЛДПР – 42, «Патриоты России» - 2, «Правое дело» - 5. У «Единой России» оказалось на 456 голосов больше (755) – 451 голос за счет других партий, еще 5 голосов за счет увеличение числа голосовавших по открепительным.

Чтобы объяснить, как такое возможно, в суд пришел представитель Мосгоизбиркома Дмитрий Реут, заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии района Перово Ирина Шевцова и 7 членов участковой избирательной комиссии.

Дмитрий Реут начал свое выступление с того, что подверг сомнению само право партии «ЯБЛОКО» обращаться в суд в защиту нарушенных избирательных прав граждан. По его словам, права неограниченного круга лиц может защищать прокуратура. «Я знаю такую норму в законе о прокуратуре. Такого же закона о партии «ЯБЛОКО» и о Митрохине (председатель партии) я не знаю», - заявил Д. Реут.

И. Шевцова и Д. Реут

Выданный наблюдателю от «ЯБЛОКА» протокол он назвал «технической ошибкой» и передал слово коллеге из ТИКа. «То, что выдали наблюдателю, – это нельзя назвать протоколом, это черновик», - пояснила И. Шевцова. «Просто наблюдатель вынудил комиссию подписать этот черновик», - добавила она. Председатель комиссии о правовых последствиях заверения, по словам представителя ТИКа, не догадывалась: «Она не обладает юридическими знаниями и плохо изучила выборные законы».

Председатель комиссии - заместитель директора №1637 по учебно-воспитательной работе в начальных классах Елена Сержантова – на себя ответственность брать не хотела и поэтому возложила ее на наблюдателя от «ЯБЛОКА». «Лобанов старался дезорганизовать работу комиссии. Пытался сфотографировать нас, лез в книги избирателей…», - жаловалась Е. Сержантова. Устроил нервотрепку он и во время подсчета голосов. «Сначала потребовал, чтобы мы вслух говорили за какую партию бюллетень, и показывали его, а потом демонстративно отворачивался», - вспоминала председатель УИК.

Несмотря на такое невнимание, в стопке «ЯБЛОКА» оказалось 152 бюллетеня, а у «Единой России» - 259. Когда итоги были подведены, Е. Сержантова отправилась вносить их в компьютер, чтобы распечатать итоговый протокол. Однако система «замигала красным» - не сошлось контрольное соотношение.

Закон предусматривает 4 варианта проверки контрольных соотношений. Например, число действительных бюллетеней должно быть равно сумме неучтенных при получении бюллетеней и всех голосов, полученных партиями. Разумеется, разные конфигурации результатов партий при неизменности их суммы на контрольном соотношении не сказывается. Юрист партии «ЯБЛОКО», волонтер Николай Бобринский в прениях вслух посчитал все контрольные соотношения в протоколе наблюдателя. Они сошлись.

Однако председатель УИК Е. Сержантова, а вслед за ней еще шесть членов комиссии продолжали утверждать, что контрольные соотношения в протоколе, выданном наблюдателю, не сходились, и подсчет пришлось проводить заново.

Члены комиссии уверяли, что Александр Лобанов знал об ошибке, но все равно продолжал наставать на выдаче ему протокола. С боем получив его, он отправился домой, трубку не брал и, поэтому, о дополнительном подсчете не узнал.

Выяснить, как несколько сотен бюллетеней за «Единую Россию», оказались в пачках других партий Николаю Бобринскому не удалось. Члены комиссии плохо помнили не только сам процесс пересчета, но и расположение пачек перед его началом. Так, председатель комиссии утверждала, что они лежали друг на друге крест-накрест, член УИК Валентина Ефимова сказала, что их завернули в пакеты, а ее коллега Д. Смагина призналась, что «просто спала в это время».

Допрос Смагиной стал поводом для ходатайства об отводе судьи С. Ефремова. Николай Бобринский посчитал, что судья заинтересован в исходе дела – так явно он предлагал свидетелю тот ответ, который хотел услышать. Судья отклонил отвод самому себе.

Наблюдатель от «Патриотов России» Николай Надин ничего нового суду не сообщил. По его словам, «все было гласно» и, несмотря на низкий результат его партии, он «голословно никого обвинять не хочет и не станет».

Последним допросил самого Александра Лобанова. По словам наблюдателя, его о проблемах с контрольным соотношением никто не предупреждал. «Прошло итоговое заседание комиссии, мне выдали протокол. Было сделано заявление, что сейчас подъедет машина в ТИК», - сообщил он.

В ходе допроса выяснилось, что реестр выданных протоколов тоже был сфальсифицирован. Александр Лобанов хорошо помнил, что получил свою копию протокола четвертым, т.е. в реестре должен был быть записан под номером четыре. Однако в представленном комиссией документе он значился под первым номером. Познакомившись с документом внимательно, А. Лобанов убедился, что и его подпись в реестре подделана.

Представитель «ЯБЛОКА» потребовал провести почерковедческую экспертизу, однако судья ходатайство отклонил. Он вслед за представителем МГИК и прокурором посчитал, что реестр не относится к предмету спора и поэтому его подлинность значения для исхода дела не имеет.

После прений, в ходе которых стороны повторили свои позиции, суд удалился в совещательную комнату. Спустя несколько минут решение было оглашено: в удовлетворении заявления «ЯБЛОКА» отказать.

Все участники этого процесса, а это: судья С. Ефремов, представитель МГИК Д. Реут, зампред ТИК И. Шевцова, члены УИК Е. Сержантова, Н. Абзалова, Н. Черниченко, В. Ефимова, С. Зернова, Д. Смагина, Т. Романцова – будут включены в «Список Чурова».

Напомним, заявления об отмене итогов выборов на участках, где были сфальсифицированы протоколы, уже отклонили Нагатинский, Хорошевский и Черемушкинский районные суды. Сегодня, 28 декабря, аналогичное дело рассмотрит Лефортовский районный суд.


Статьи по теме: Против фальсификации выборов


Все статьи по теме: Против фальсификации выборов