|
|
|
|
|
|
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Владимир
Аверчев
Эта
беседа состоялась в декабре, за несколько дней до
парламентских выборов, когда Владимир Петрович Аверчев
был депутатом Государственной Думы от общественного
объединения ЯБЛОКО и, судя по проводившимся в то
время опросам общественного мнения, имел все шансы
остаться им и после выборов. Увы, Владимир Аверчев,
второй номер в московском списке объединения, в
Думу не прошел. Тем не менее мы считаем, что вне
зависимости от наличия депутатского мандата Владимир
Петрович - человек неординарный и много знающий,
разговор с которым будет интересен нашим читателям.
Депутаты
бывают известные и не очень. Был очень известный
депутат Государственной Думы Марычев. Может быть,
читатель помнит до сих пор, как он появлялся на
заседаниях то в бронежилете, "спасаясь от нападок
демократов", то в парике, изображая секту "Аум Сенрике",
то во многих иных обличьях. Все это показывало телевидение,
и депутата Марычева знала вся страна.
Владимир Петрович Аверчев не устраивал клоунады
на заседаниях парламента, на телеэкранах не мелькал
и, будучи зам-председателя Комитета по международным
делам, занимался делом, для которого и избирался
дважды депутатом - разрабатывал законы, анализировал
поступавшие на ратификацию документы, поддерживал
связи с парламентариями других стран.
На вопрос: "Как Вы дошли до жизни такой, что попали
в Думу, где сидят Жириновский, Зюганов, Макашов?",
он отшучивался: "Это почти как в известной миниатюре
Жванецкого: что-то в Академии наук надо поправить.
20 лет в Академии наук, потом - Дума".
- Владимир Петрович, а если без шуток, что
привело вас в политику?
- Очень многое в жизни происходит неосознанно. Так,
я поступил в свое время в Плехановский институт
не потому, что очень хотел, а потому, что ехать
туда было ближе всего: семья жила тогда в Подмосковье.
Потом по стечению обстоятельств я оказался в Институте
США и Канады, в то время совсем непрестижном. Институт
был создан в 69-м, в год моей преддипломной практики.
Ни о какой элитарности речи тогда не было. Просто
Георгий Арбатов создавал тогда институт и собирал
людей. Он взял Бориса Захаровича Мильнера, замечательного
человека, ныне заместителя директора Института экономики
Академии наук. Тот, в свою очередь, пригласил Леонида
Ивановича Абалкина. А я был студентом Леонида Ивановича,
и он меня позвал на практику. А затем они меня взяли
на работу.
Институт состоял из двадцати человек, и все это
выглядело очень несерьезно. Впоследствии коллеги,
окончившие МГИМО, рассказывали, что когда их в те
годы приглашали в аспирантуру в институт США и Канады,
это считалось крайне не престижным. Но прошло два
- три года, и в институт стали попадать люди только
с очень большими связями. Хорошо помню, как 10 лет
ходил по коридорам и не знал, чем себя занять, Николай
Сванидзе. А сейчас он очень известный тележурналист,
даже одно время был руководителем Российского телевидения.
- А по какому блату он туда попал?
- Он из элитного большевистского клана. Сванидзе
- это родственники Сталина.
Институт оказался совершенно уникальным. Он возник
благодаря давней дружбе Арбатова с Андроповым, когда
последнего назначили председателем КГБ. И стал неким
оазисом, не свободы, конечно, но идеологической
терпимости. Не было политинформаций, не было идеологических
промываний мозгов, что в то время практиковалось
везде. Институт был открыт для иностранцев (он,
собственно, для этого и создавался), работал с Западом,
отсюда открытое общение, пресса, журналы.
На дворе стояли семидесятые годы, и если страну,
в отличие от сталинских времен, не положили под
пресс, то погрузили в вату, не дающую свободно дышать.
А в институте США и Канады в то время было чем дышать.
И многие вещи, которые в горбачевские времена люди
осваивали как абсолютно новые, здесь были уже хорошо
знакомы. Поэтому институт довольно быстро занял
особое положение в Москве. Там постоянно выступали
Любимов и Евтушенко, Завадский и Аксенов, Вознесенский
и Жванецкий.
Институт состоял наполовину из сотрудников КГБ и
наполовину из людей, которые к этой организации
отношения не имели, во что никто тогда не мог поверить.
Причем те, кто имел отношение к Лубянке, делали
свою карьеру в Первом главном управлении (внешней
разведке). Это были интеллектуально развитые интересные
люди.
И там же работал, например, Владимир Петрович Лукин,
который в 68-м году в Праге выступил против ввода
наших войск в Чехословакию и тут же за это поплатился
- его выгнали отовсюду. Но когда начал создаваться
институт, Арбатов взял его к себе. Он мог себе позволить
такое - у него было прикрытие - Андропов.
- Владимир Петрович, а чем же вы занимались
в таком замечательном институте?
- Первые 14 лет я занимался... проблемами американского
менеджмента и вообще функционированием американской
экономики. Только с 86-го года занялся проблемами
международной безопасности и вопросами разоружения.
Годы изучения того, как устроен американский бизнес,
не прошли даром. В конце 80-х я читал лекции по
введению в рыночную экономику в школах менеджмента,
курс в школе бизнеса при МГИМО, консультировал первые
акционерные российские компании, которые начали
появляться в то время. И участвовал в рабочей группе
Комиссии по экономической реформе, которую возглавлял
мой бывший учитель Леонид Абалкин. Группа подготовила
первые постановления тогда еще советского правительства
по акционерным обществам.
- Ну, хорошо, конец 80-х, перестройка, рыночные
идеи. Но чего вдруг КПСС в конце 60-х - начале 70-х
понадобилось изучать американский менеджмент?
- Трудно сказать. В таких случаях очень многие вещи
определяются конкретными совпадениями. 69-й год
был годом, когда еще не иссяк импульс первой попытки
экономических реформ, предпринятой Косыгиным. Сейчас
о "косыгинских" реформах позабыли, тогда же был
пик дискуссий вокруг них. Реформы начались в 67-68-м
годах, а начали глохнуть где-то в году 71-м. До
августа 68-го были очень популярны идеи чехословацких
реформаторов. Увлечение ими кончилось с вводом наших
войск в Чехословакию. Но на уровне ЦК КПСС никаких
решений о прекращении реформ еще не было. Наоборот,
продолжалось обсуждение идей хозрасчета, реформы
плановой экономики и перехода на стоимостные показатели.
Поэтому в институт и был приглашен Мильнер. Тогда
еще был очень популярен Бирман - знаменитый финансист.
Поэтому Арбатов, работавший на ЦК, и создал направление,
изучавшее американский бизнес, проблемы менеджмента,
механизмы принятия решения в корпорации.
Мы были первыми в стране, кто занимался такими проблемами.
Никто, кроме нас, не изучал специально вопросы построения
организационных структур, внутрикорпоративного хозрасчета.
Мы занимались и проблемами кадровой политики внутрипромышленной
капиталистической корпорации. И писали материалы
для ЦК о знаменитой системе планирования, программирования,
составления бюджета в американском правительстве,
давали рекомендации, как выстраивать программно-целевое
управление. Первые большие программы у нас были
по БАМу, по возрождению Черноземья. Но, хоть мы
и получали за это благодарности, программы так и
остались программами.
Потом, правда, была практическая работа с крупными
промышленными корпорациями, предприятиями, разумеется,
советскими. Мы разрабатывали для них организационные
системы управления, создания и внедрения новой техники,
занимались реальным практическим консультированием.
Сейчас это называется бизнес-консалтинг. И в этом
мы были первыми. Поэтому, если бы я не вляпался
в политику, то жил бы сейчас очень хорошо. Я бы
читал лекции, занимался консультированием. И зарабатывал
бы больше, чем депутат Госдумы.
Более того, даже в думском Комитете по международным
делам мне все равно приходилось сталкиваться с проблемами
отечественного бизнеса. К нам постоянно обращались
предприниматели, пытавшиеся получить поддержку при
общении с зарубежными партнерами.
- Владимир Петрович, а не втянись вы в международные
дела, чем бы занялись в Государственной Думе?
- Занимался бы законодательством для малого и среднего
бизнеса, поскольку убежден, что это сейчас один
из ключевых моментов для России.
Много лет изучая Америку, я знаю, какую колоссальную
роль играют именно эти структуры. И речь идет не
только о том, что 80% новых рабочих мест создается
в малом бизнесе. Сильное впечатление производит
тот факт, что в Америке, при очень большой насыщенности
экономики фирмами, каждый год возникает около 500
тысяч новых мелких предприятий, а гибнет 50-60 тысяч.
Какой прирост! При этом идет относительное сокращение
занятости в обрабатывающей промышленности, связанное
в первую очередь с бурным процессом автоматизации.
К тому же очень многие производства выносятся в
развивающиеся страны или страны среднего уровня
развития.
- Чтобы экономить на оплате труда?
- Не только. Выводятся из страны грязные и трудоемкие
производства. У американцев происходит перелив человеческих
ресурсов в высокотехнологичные отрасли, в сервис.
И этот процесс идет довольно быстрыми темпами.
Роль малого и среднего бизнеса - в том, что он является
динамической составляющей экономики. Конечно, есть
скелет экономики, который составляют гигантские
корпорации - от нефтяных до электронных. Эти гиганты
придают мощь и устойчивость американской экономике
и дают возможность аккумулировать колоссальные средства,
которые необходимы для современных научно-технических
направлений. Этого не может сделать маленькая фирма.
Она способна освоить и внедрить, создать продукт,
но только гигантские корпорации обладают достаточной
финансовой мощью, чтобы вложить деньги в лаборатории,
в современные испытательные стенды, в современное
оборудование. Но вокруг этих гигантов - море малых
фирм, которые рискуют, экспериментируют. Билл Гейтс
тоже вышел из маленькой фирмы.
Один известный экономист дал определение предпринимательства:
это конструктивно-разрушительная деятельность. Она
разрушает то, что предшествовало, и на этом месте
создает что-то новое. Эта сфера в Америке опекается,
для нее создаются условия, существуют специальные
налоговые льготы. И если фирма рушится, то это не
означает личной катастрофы для человека, создавшего
этот бизнес, потому что законодательство о банкротстве
очень четко отличает личное имущество от имущества
бизнеса. И долги обращаются только на имущество
бизнеса, а дом, личный автомобиль, пенсионные счета
сюда не входят. Если счета открыты на обучение детей,
то они тоже сюда не входят. То есть человеческая
жизнь не разрушается.
Но наряду с этим существует мощнейшая и жесточайшая
по методам своих действий федеральная налоговая
служба. Самый большой кошмар для американца - это
вступить в конфликт с налоговой службой. Есть налоговая
полиция, которая негласно отслеживает подозрительных
с их точки зрения людей. Если человек начинает тратить
больше, чем зарабатывает, - начинается полицейское
расследование. И если человека ловят на неуплате
налогов или на недобросовестном банкротстве, что
тоже является способом ухода от налогов, то он попадает
в тюрьму и платит огромные штрафы.
Поэтому, когда нас призывают брать пример с Америки,
необходимо помнить, что там все происходит в определенной
системе, где жуликов ловят, причем уже не одно десятилетие.
Эта система не сразу сложилась. Чудес в жизни не
бывает. Нельзя просто перенести американскую действительность
на нашу почву, мы должны сами через все это пройти.
- Сейчас наши предприниматели, занятые в малом
и среднем бизнесе, жалуются на непосильные налоги
и бюрократическую систему, от которой они зависят
и которая все уничтожает на своем пути.
- В этом и заключается коренная проблема нашего
сегодняшнего развития. Коррупция связана с тем,
что процесс отделения государства от бизнеса не
завершился и даже не прошел еще половины пути. Поскольку
приватизация проводилась бюрократическими методами,
личные связи бизнесменов и чиновников являются основой
сегодняшних отношений. И те, и другие (я говорю
о бизнесменах, с самого начала своей деятельности
работающих под чиновничьим прикрытием) вышли из
одной советской номенклатуры. В России произошла
приватизация общенародной собственности советской
номенклатурой. Она сегодня все контролирует. И пока
у нас сохраняется система переплетения государства
и так называемого бизнеса, коррупция будет доминировать.
Еще одно чисто экономическое обстоятельство. В России
не завершена реальная реструктуризация, не создан
механизм перехода собственности. Плюс к этому -
у нас сегодня бюджет формируется процентов на восемьдесят
от налоговых поступлений гигантских корпораций.
Это значит, что государство от них зависит, и получение
этих налогов связано с весьма персонифицированными
переговорами и отношениями между правительством,
то есть высшими должностными лицами государства,
и высшими должностными лицами этих корпораций. А
они генетически из одной пробирки. Какая уж тут
борьба с коррупцией.
И отсюда влияние хозяев корпораций-монополистов
на власть, несопоставимое с влиянием общества. Поэтому,
когда Рэм Вяхирев снимает трубку и говорит, что
ему не нравится налоговая политика или политика
по экспортным пошлинам, с ним будут разговаривать,
а с представителем малого бизнеса - нет. По-настоящему
вся эта ситуация изменится кардинально, когда у
нас будет не нищее, а состоятельное население. Когда
у нас средний бизнес будет давать, как минимум,
60% налоговых поступлений, государство начнет зависеть
от него (эта зависимость всегда имеет конкретное
количественное выражение). Тогда разговор между
властью и обществом будет другой. Я уж не говорю
о том, что человек, зарабатывающий достаточно денег
для того, чтобы содержать семью и не думать каждый
день о куске хлеба, начинает интересоваться политикой,
становится социально и политически более активным.
Поэтому надо смотреть на вещи трезво. Можно кого-то
посадить, наказать, но структурные условия не изменятся.
Вопрос укрепления демократии тесно связан с политикой
роста доходов населения. И это не популизм, а понимание
взаимосвязей политической демократии и экономических
условий жизни населения.
Это и поддержка малого и среднего бизнеса, поскольку
это тоже вопрос выживания, укоренения демократии
в России. И вопрос выживания и обретения конкурентоспособности
российской экономики в целом, потому что весь мировой
опыт показывает, что без малого и среднего бизнеса
экономика неизбежно консервируется и в итоге деградирует.
А нынешняя ситуация консервирует прошлое, и с этим
надо бороться.
- Владимир Петрович, вы в своей депутатской
деятельности все же втянулись в международные дела,
несколько отойдя от экономических проблем. Почему?
И почему вы оказались в ЯБЛОКЕ?
- Я уже говорил, что институт США и Канады свел
нас с моим двойным тезкой Владимиром Петровичем
Лукиным. Мы дружили на протяжении многих лет, и
когда он ушел в 1987 году работать в МИД, мы связи
не потеряли. Когда в 90-м его избрали в Верховный
Совет РСФСР, он пригласил меня поработать вместе.
И там пошла уже совсем другая жизнь. Я все еще продолжал
формально числиться в Институте США и Канады, но
там очень хотели, чтобы мы имели отношение к новой
власти. Поскольку институт работал на ЦК, МИД, Совмин,
а основной продукцией всегда были аналитические
записки, то моя работа с Лукиным поощрялась. И я
фактически полностью переехал в Белый дом, в Верховный
Совет.
Это было совершенно замечательное время - время
съездов народных депутатов, противостояние Кремлю
и Старой площади, время демократических ил-люзий.
Потом был август 91-го, который мы провели в Белом
доме.
А период с конца августа 91-го до конца года был
странным временем, когда мы не знали, как станут
выстраиваться дальнейшие отношение между республиками.
Огаревский процесс создания нового Союза потихонечку
рассыпался. И мне довелось принять участие в последней
попытке объединения Кремля и Белого дома, чтобы
сохранить Союз, дав большую автономию республикам
и обеспечив перераспределение власти. Была создана
рабочая группа из представителей Кремля и Белого
дома. В нее входили со стороны Кремля Шахназаров,
а со стороны Белого дома Лукин и Шахрай. Реально
же работали их помощники: Юрий Батурин, который
тогда был помощником Шахназарова, а от Шахрая -
Руслан Орехов, который стал потом руководителем
правового управления администрации президента, и
от Лукина был там я. Мы сделали неплохой проект,
предложили разные уровни интеграции. Этот вариант
поддержал Ельцин, и его передали Горбачеву. Обратно
проект вернулся с такой правкой, которая фактически
делала этот документ бессмысленным. Я не знаю, кто
эту правку сделал, но дальше все уже пошло порознь.
Это была последняя попытка прийти к соглашению между
Горбачевым и Ельциным. Я не уверен, что если бы
Горбачев согласился на наш вариант, то согласился
бы и Ельцин. Мы видели, как Борис Николаевич относился
к Михаилу Сергеевичу, когда тот вернулся с Фороса
- он его просто унижал. Тем не менее такая попытка
была.
В декабре месяце мы с Лукиным оказались по каким-то
делам в США, и туда прибыл Ельцин. Лукин полетел
в Вашингтон его встречать. Ельцин спустился с трапа,
поздоровался с американцами и сказал: "А это мой
посол". Думаю, Лукина отправили в Штаты потому,
что он был не самым удобным человеком для президентского
окружения. Помню, как баллотировались Лукин и Хасбулатов.
Основными лоббистами Руслана Имрановича выступали
Глеб Якунин, Альфред Кох и целый ряд известных демократов,
которые впоследствии работали в администрации президента.
Помню, как перед голосованием в Большом Кремлевском
дворце я сказал Якунину: "Что, батюшка, поднимаешь
зеленое знамя пророка?" Понятно, что после всех
этих историй Лукин был не ко двору, и поэтому его
отправили послом.
Он позвал меня работать советником. И первого февраля
я уже был в Вашингтоне. Потом два уникальных года
в Америке. Такого не было ни до, ни после в наших
отношениях с США. Это был медовый месяц. Нас любили,
от России ждали многого. Был период иллюзий и радужных
надежд. Наше посольство стало открытым для всей
российской диаспоры, для всей эмиграции. Люди стали
ходить к нам, устраивались специальные приемы и
вечера для эмигрантов, как старых, так и новых.
Приезжало очень много московских политиков. Летом
92-го был Явлинский, с которым велись первые разговоры
о возможных политических альянсах, носившие довольно
абстрактный характер.
А потом - осень 93-го. И 3 октября меня угораздило
прилететь в отпуск. Сразу после расстрела Белого
дома я встретился с Явлинским и Болдыревым. Они
спросили: пойдет ли Лукин с ними на выборы. И следующие
два месяца я провел, летая между Вашингтоном и Москвой
(пришлось пересекать океан 11 раз), и с тех пор
ненавижу летать. Шла избирательная кампания. Лукин
взял отпуск и переехал сюда. Тогда и начал формироваться
блок.
Что, собственно, такое - ЯБЛОКО образца 93-го? Это
люди, которые принадлежали к различным партиям:
республи-канцы, как Лысенко, христианские демократы,
как Борщев, Явлинский со своим "Эпицентром" (Болдырев
в то время тоже там работал), Игрунов со своей диссидентско-демократической
командой. Это была пестрая компания. Хорошо помню,
как потом писали, что существуют солидные партии,
а ЯБЛОКО - это что-то ненормальное, оно должно рассыпаться
в первые же дни своего существования. Но рассыпались
другие, а ЯБЛОКО живо до сих пор. А я по "яблочному"
списку оказался в Думе.
Потом начался процесс превращения ЯБЛОКА в партию,
а людей, которые там оказались, - в политиков. И
если Лукин, Лысенко или Болдырев уже попробовали,
что такое политика, то многие были от этого еще
далеки. А были люди, например из "Эпицентра", которые
до той поры выполняли роль экспертов и аналитиков,
а не реальных политиков. Из них только Явлинский
успел приобрести политический опыт - побывать в
правительстве. Потом все началось "увариваться":
ушел Болдырев, ушел Лысенко - это был нормальный
процесс становления. На каком-то этапе пришло осознание,
что надо создавать политическую организацию.
ЯБЛОКО организационно сформировалось во второй половине
94-го года, а январе 95-го оформилось юридически.
Нам приходилось осваивать внутри самого движения
непростую модель взаимодействия, когда люди не связаны
друг с другом иерархически, а только политическими
взглядами - это принципиально иная система отношений.
И достижение согласия и принятия решений в такого
рода структурах сильно отличаются от привычных.
Пришлось заниматься партийным строительством. Конечно,
были и ошибки, но я считаю одним из самых больших
достижений - несмотря ни на что, выстраивается,
выкристаллизовывается гражданская политическая партия.
Может быть, это еще и благодаря тому, что ее создают
люди, не имевшие опыта партийной работы в КПСС.
С одной стороны - не было профессионального организационного
опыта, отсюда ошибки. Но с другой стороны, не воспроизводились
модели аппарата коммунистической партии, которая
и партией-то не была. Почему многие попытки построить
гражданские партии не удались? Потому что их строили
партаппаратчики. А ЯБЛОКО со всеми своими организационными
недостатками и неурядицами работает, продолжает
развиваться и погибать не собирается.
Беседовал
Владимир Володин
|
|
|
|
|
|
|
|