4 апреля 2020
Заявление Петербургского «Яблока»

Петербургское «Яблоко» глубоко возмущено действиями Следственного комитета против члена ТИК 13 от партии «Яблоко» Анны Шушпановой

Заявление Петербургского «Яблока»

Петербургское «Яблоко» глубоко возмущено действиями Следственного комитета против члена ТИК 13 от партии «Яблоко» Анны Шушпановой и требует немедленного прекращения уголовного дела по факту размещения поста в группе сестрорецких активистов.

Не успев определить действия по борьбе с COVID-19, власти в качестве экстренной меры первым делом под шумок внесли в Уголовный кодекс статью о ложных новостях, ведь бороться с неофициальной информацией им важнее, чем с самим вирусом. До этого к административной ответственности был привлечён ряд граждан, вся вина которых заключалась в сообщениях сведений о числе заболевших или умерших, основанных не на информации оперативного штаба. И далеко не факт, что эти сведения были неправдой.

Пост о пациенте из Сестрорецка прямо содержал указание на сообщения жителей как источник и просьбу поделиться информацией. Обязанности основываться только на официальных данных нет и не может быть установлено. Да и будь она в реальности, мы могли бы так и не узнать о страшной безалаберности в Эжве или о карантине в больнице Святого Георгия. И обязаны ли мы верить главврачу Покровской больницы, который говорит, что всё хорошо, или вправе прислушаться к врачам, которые просят о помощи? Хотелось бы, чтобы это определял не Следственный комитет и не Уголовный кодекс.

Презумпция невиновности прямо предполагает обязанность следствия и затем обвинения доказать как полное несоответствие информации действительности, так и то, что об этом несоответствии однозначно знал обвиняемый. И это в силу действующего закона, хотя убогий стандарт доказывания по вербальным преступлениям указывает, что такие процессуальные тонкости сочтут чересчур обременительными. Если же смотреть глубже, то статья 207.1 предполагает существование инстанции, которая будет определять, где правда, а где нет, что абсурдно не только с точки зрения свободы слова, гарантированной неотменяемой ст. 29 Конституции, но и с точки зрения логики и здравого смысла. Да и митрополиту Варсонофию есть причина возмутиться этакой дерзостью.

Поражает и скорость реакции следственного органа, примчавшегося на квартиру к Анне Шушпановой на следующий же день. Подобная стремительность укрепляет подозрения, что истинная цель преследования — расправа над активисткой, чья право-, градозащитная и экологическая деятельности давно набила оскомину многим худшим людям города. При этом с лета не вызывают интереса у следователей петербургские выборы, а дело о нападении на члена ИКМО не возбуждено с сентября. Толком и не скрывается, что при всём нейтралитете следствия, установленном законом, СК давно уже политический орган, а его руководитель Александр Иванович Бастрыкин открыто транслирует идеологическую ненависть к ряду граждан и не стесняется. Даже гордится.

А мы никогда не стеснялись, что Анна Шушпанова — наш представитель в ТИК 13, никогда нас не подводивший. Мы требуем немедленно прекратить производство по этому делу, принести Анне Юрьевне официальные извинения, а статью 207.1 УК РФ, как и прочие статьи о вербальных преступлениях, отменить.

Екатерина Кузнецова,
председатель СПб РО РОДП «Яблоко»


Статьи по теме: Защита прав граждан


Все статьи по теме: Защита прав граждан