Дискуссия между Смольным, Топонимической комиссией и депутатом ЗакСа Борисом Вишневским (фракция «ЯБЛОКО») о переименовании улицы Белы Куна продолжается. В последнем своём ответе губернатор отказал в переименовании со ссылкой на «правила Топонимической комиссии».
В действительности же никаких правовых ограничений на изменение названия улицы Белы Куна на данный момент в нормативных актах Санкт-Петербурга нет. Более того, этот факт подтверждается рекомендацией самой Топонимической комиссии переименовать улицу в Братиславскую.
Не иначе, как для создания правовых ограничений, на данный момент в Комитете по культуре готовится проект постановления Правительства Петербурга «О порядке и правилах присвоения наименований объектов на территории Санкт-Петербурга». В случае его принятия в текущей редакции изменение первых неудачных названий на карте города станет невозможным.
Ознакомившись с проектом, Борис Вишневский предложил включить в него дополнение, которое устранит возможность использования в названиях объектов на территории культурной столицы России имён и понятий, связанных с организацией политических репрессий, а также с терроризмом и экстремизмом. Тем более это предложение актуально на фоне объявленной на государственном уровне борьбы с указанными видами противоправной деятельности.
Однако инициатива депутата Вишневского не нашла поддержки в Смольном. По сообщению губернатора, она была рассмотрена экспертами Топонимической комиссии и признана ими нецелесообразной.
Комиссия продолжает настаивать на сохранении первоначально данных городским улицам названий, в чью бы честь они ни были названы. А доводы, приведённые уважаемой комиссией, и вовсе удивляют: «неэквивалентность культурно-исторической ценности существующего названия и сегодняшней оценки деятельности конкретной личности», «неоднозначность восприятия обществом ряда исторических деятелей» и недопустимость «возвращения топонимической деятельности из культурной плоскости в плоскость политических подходов» вряд ли могут быть достаточно вескими причинами для сохранения на карте Петербурга имени убийцы и палача, виновного в гибели десятков тысяч человек.
«Приведённая аргументация — образец морального релятивизма, когда уничтожается разница между добром и злом, — говорит Борис Вишневский. — Деятельность палачей — таких, как Бела Кун, на чьей совести жизни десятков тысяч невинных людей, — не может и не должна восприниматься «неоднозначно», а говорить о «культурно-исторической ценности» их имён, превращённых в названия улиц, можно только в насмешку. Что касается «политических подходов», то члены общества «Мемориал» и я вместе с ними предлагаем изменять первоначальные названия улиц не тогда, когда нам отвратительны политические взгляды людей, в честь которых они были названы, а тогда, когда эти люди являются убийцами или палачами. И их имена недопустимо сохранять на карте Петербурга — в первую очередь, из уважения к памяти их жертв».
Напомним, что вопрос о переименовании улицы Белы Куна был поднят группой учёных, журналистов, правозащитников и общественных активистов во главе с членом общества «Мемориал», доктором физико-математических наук Витольдом Залесским. И небезосновательно: Бела Кун, будучи председателем Крымского ревкома в 1920 -1921 г., стал организатором жесточайшего террора против десятков тысяч оставшихся в Крыму бывших офицеров Русской армии, портовых рабочих и мирных жителей, невзирая на обещанную им полную амнистию в связи с их отказом от сопротивления советской власти.
Ответ Георгия Полтавченко: