3 сентября 2014
Новая газета

«Досрочка» началась

Питерские бюджетники массово отправились в отпуска, командировки или были скошены таинственными заболеваниями - чтобы досрочно проголосовать за губернатора и муниципалов.

В апреле нынешнего года, когда Конституционный суд принимал решение о возвращении в практику российских выборов пресловутого досрочного голосования, мы предсказывали: ни к чему хорошему это не приведет. Зато облегчит разгул «административного ресурса» и создаст возможности для «управляемого голосования» — когда бюджетников и пенсионеров будут заставлять или заманивать голосовать досрочно. При этом «досрочка» куда сложнее для независимого наблюдения (следить за ней придется на протяжении десяти дней), а подмена бюллетеней «досрочников», которые хранятся в контролируемых властями избиркомах, вполне возможна.

Практика Петербурга, где сейчас готовятся к выборам 14 сентября (губернаторским и муниципальным), все эти опасения подтвердила.

По закону досрочное голосование должно начаться 3 сентября. И по городским поликлиникам прошла команда: все — на досрочное голосование!

Врачу одной из них, участковому педиатру Ирине Чечик, позвонила старшая сестра и сообщила: 3 и 4 сентября прямо к их 59-й поликлинике подадут автобусы, и все должны поехать голосовать.

Обычно бюджетники, получив такие указания, возмущаются, но молчат. Но Чечик молчать не стала — рассказала о звонке журналистам. На следующий же день после огласки ее вызвало начальство и рассыпалось в извинениях: мол, вы нас не так поняли, никого не заставляют голосовать досрочно, автобусы подадут исключительно для вашего удобства. В общем, ошибочка вышла. Примечательно: для того чтобы врачи ездили на вызовы к больным детям (о чем они много раз просили), машин нет. А для голосования — пожалуйста.

На следующий день прошло собрание в другой детской поликлинике — 44-й, где, как заранее сообщали, должны были инструктировать насчет «досрочки». Но после истории с 59-й поликлиникой об этом не было сказано ни слова. То ли огласка подействовала, то ли сверху дали по шапке за излишнее усердие.

Еще в одной поликлинике — 53-й — врачам также сообщили, что их отправят голосовать досрочно. Как только информация об этом попала в СМИ, главного врача, как мне рассказали, вызвали к начальству на ковер. Но не за то, что собирался отправить сотрудников на «досрочку», а исключительно за «утечку».

В Приморском районе (как сообщают, по указанию отдела образования) в детских садах раздали заявления о досрочном голосовании, требуя от всех воспитательниц «заполнить за себя и за мужа».

И, наконец, апофеоз: в Московском районе в поликлиники «спустили» график (!) досрочного голосования, где подробно расписаны часы, в которые должны будут явиться сотрудники каждой поликлиники, дано задание на количество проголосовавших досрочно «вместе с родственниками» и указаны ответственные за исполнение — сплошь главные врачи. Для сведения читателей «Новой газеты» часть этого графика мы публикуем. Причем понятно, что он относится не только к поликлиникам. Доказательство тому — столбцы графика и указанные в них аббревиатуры. РЗО — это районный отдел здравоохранения. РОО — районный отдел образования. ОСЗН — отдел социальной защиты населения. ФКиС — физическая культура и спорт. КиМП — культура и молодежная политика…

Между тем по закону досрочное голосование — только для тех, кто по уважительным причинам не может прийти на участок в день голосования. Но очень хочет. Перечень этих причин жестко оговорен: отпуск, командировка, состояние здоровья, режим работы или учебы, выполнение государственных или общественных обязанностей. Ничего подобного (во всяком случае, в массовом порядке) в Петербурге у бюджетников не наблюдается. Ничего неизвестно о наличии у них намеченных на 14 сентября массовых командировках, массового обучения чему-нибудь или массового выполнения государственных обязанностей. Также ничего неизвестно о таинственном заболевании, которое должно скосить их поголовно 14 сентября, не дав прийти на избирательные участки. Наконец, в воскресенье ни поликлиники, ни школы, ни садики, ни социальные учреждения не работают — никаких помех для участия в обычном голосовании нет.

Происходящее может описываться только двумя моделями.

Первая — фактически бюджетников принуждают к массовому нарушению закона, призывая их вводить в заблуждение избирательные комиссии и ссылаться на несуществующие «уважительные причины».

Вторая, более вероятная, — избирательным комиссиям заранее дана команда ничего не проверять и достоверность «уважительных причин» не устанавливать. Взяли заявление, где указано «отпуск», — значит, отпуск. Никаких документальных подтверждений требовать не будут. Хотя, казалось бы, хочешь голосовать досрочно — принеси копию приказа об отпуске или командировке, режиме работы и так далее. Скорее всего, будет как в 2004 году, когда 80-летние старушки, приходя голосовать досрочно, заявляли, что в день выборов все как одна «уезжают в отпуск». И комиссии делали вид, что им верят.

Штаб кандидата в губернаторы Георгия Полтавченко (он же — врио губернатора) обвинения в том, что подобные указания исходят от него, категорически отвергает. Возможно, такой команды штаб и вправду не давал. Но хорошо известно, как в чиновничьей среде умеют улавливать невысказанные желания начальства.

P.S. На мой депутатский запрос в адрес врио губернатора с просьбой о проведении служебной проверки ответа пока не поступило. Интересно будет его почитать.


Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция