Вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн внесли законопроект, в котором предложено изменить трактовку понятия «оскорбление» в административном законодательстве, повысить штрафы за это нарушение, а также привлекать к ответственности чиновников. Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг считает инициативу отражением страха власти перед растущим общественным недовольством и сравнивает её с законопроектами Псковского «Яблока» «об уважении власти к народу».
Лев Шлосберг и Артур Гайдук, депутаты Псковского областного Собрания от «Яблока». Фото: Артём Аванесов.
В апреле 2019 года депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг внес в региональный парламент пакет законопроектов «об уважении власти к народу». Он включал три самостоятельные инициативы: проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина)», проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием государственной защиты установленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина» и проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в статьи 23 и 27 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
«После того, как в федеральном законодательстве появилась ответственность за неуважительное отношение граждан к власти, было очевидно, что законодательство может пойти по двум путям: первый – осознать безумие внесенной нормы и отменить её; путь второй – создание симметричной, ответной нормы.
В апреле минувшего года я впервые вносил пакет законопроектов, где ответственность власти перед законом за неуважение установленных Конституцией прав и свобод человека была симметрична всем тем мерам ответственности, которые есть в административном законодательстве за все «политические» административные правонарушения, касающиеся в том числе несанкционированных публичных мероприятий и политических высказываний.
Соответственно, мы изначально пошли по политическому пути. Концепция нашего законопроекта – это политический ответ на безумие, это зеркало, которое мы показали властям и объяснили: всё, что вы делаете с несогласными гражданами, в любую минуту может перевернуться, и эти пушки будут нацелены на вас», – комментирует основную идею законопроектов «об уважении к народу» лидер Псковского «Яблока».
Тогда региональный парламент не поддержал законопроекты «Яблока», а их обсуждение обернулось скандалом из-за реакции депутатов на использованные в презентации карикатуры Сергея Ёлкина.
27 февраля 2020 года депутаты Псковского областного Собрания во второй раз рассмотрели пакет законопроектов «об ответственности власти за неуважение к народу», который был к этому моменту дополнен и доработан, его внесли Лев Шлосберг и ставший депутатом в сентябре 2020 года Артур Гайдук. Депутаты снова отклонили законодательные инициативы «Яблока», но с другим счётом голосов.
По мнению парламентария, законопроект Андрея Турчака и Александра Хинштейна направлен не на защиту конституционных прав и свобод граждан, а на регулирование бытовых конфликтов, и круг чиновников, которые понесут ответственность за «оскорбление», не достаточно широк.
«Турчак и Хинштейн пошли по пути дополнений в статью 5.61 КоАП «Оскорбление». Они связывают это понятие с унижением чести и достоинства граждан и предлагают внести в эту статью специальную ответственность для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности. Они ни слова не говорят о правах и свободах человека и гражданина, установленных Конституцией. Конституция отсутствует у них даже в пояснительной записке.
Они приравнивают унижение чести и достоинства граждан к оскорбительному, то есть к бытовому поведению, и распространяют эту ответственность на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности или выполняющих иные государственные или муниципальные полномочия.
Они выводят оскорбление со стороны должностных лиц в отдельную категорию, поскольку сейчас КоАП говорит о том, что оскорбление должно быть выражено «в неприличной форме». Вообще категория неприличной формы очень вязкая, она трудно квалифицируется законодательством. Они вводят дополнительную формулировку «и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме», которая может касаться не только другого лица, но и группы лиц».
Лев Шлосберг считает, что авторы законодательной инициативы мотивированы не защитой граждан от хамства чиновников, а желанием сыграть на общественном возмущении произволом властей. По его мнению, применение закона на практике будет затруднено неконкретной трактовкой понятия «оскорбления» и зауженной сферой применения.
«На мой взгляд, Турчак и Хинштейн пытаются оседлать волну общественного возмущения властями в целом, возмущения хамским и бессовестным поведением властей, абсолютно унизительным и уничижительным по отношению к людям для того, чтобы смягчить положение самой власти, дать понять, что власти якобы хотят очиститься от недобросовестных государственных и муниципальных чиновников.
Это попытка даже не компромисса, а попытка создания фейкового законодательства, потому что, по существу, создаётся очень широкая свобода правоприменения. Как заработает эта норма, сказать сложно, потому что само по себе понятие «оскорбление» остается достаточно произвольным. В любом случае, это вынужденный законопроект с их стороны. Тот случай, когда волки пытаются прикрыться овечьей шкурой.
С точки зрения объема подсудных действий, их законопроект меньше нашего в 10 раз. Они регулируют очень узкую сферу и никак не касаются принятия правовых актов, нарушающих права человека и гражданина, они не касаются действий лиц, уполномоченных создавать нормы права.
Мы внесли законопроекты в защиту прав и свобод граждан, установленных Конституцией. Они вносят закон, грубо говоря, о бытовом хулиганстве. И этими бытовыми хулиганами могут быть государственные и муниципальные чиновники. Но, в любом случае, их законопроект отражает испуг власти перед растущим возмущением общества, это отражение страха власти перед людьми», – заключил политик.
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения