12 мая 2020
Пресс-релиз

Лев Шлосберг: Невозможны никакие структурные реформы без изменения политического строя

В эфире программы «Сообразим на троих» на радио «Эхо Москвы» в Пскове» Максим Костиков, Константин Калиниченко и Александр Савенко обсудили, какой будет жизнь в России после коронавируса. В дискуссии приняли участие региональные политики, в том числе депутат областного Собрания Лев Шлосберг. 

200205131005.jpg

Депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» / ПЛН

Ведущие озвучили три возможных сценария развития событий в стране после окончания пандемии коронавируса. Первый заключается в том, что Россия пойдет по пути стран Евросоюза, произойдут либерализация и серьезные структурные реформы. Согласно второму сценарию правительство начнёт ужесточать порядки и закручивать гайки, усилятся позиции силовых структур. По третьей версии ничего не изменится, власть будет вести ту же политику, что и сегодня, и двигаться по течению.

Лидер Псковского «Яблока», депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг, который стал одним из собеседников ведущих программы, склоняется к последнему варианту: «Власть ничего не будет менять сама, потому что ей так комфортно, она так привыкла, она иначе не умеет. Невозможны никакие структурные реформы без политических перемен, изменения политического строя, по большому счёту. 

Невозможно одной рукой принимать поправки в Конституцию, которые обеспечивают возможность пожизненного правления Путина и при этом строить эффективное управление в экономике, в здравоохранении, в общественных отношениях. Это несовместимые вещи. Соответственно, власти будут пытаться сохранить статус-кво настолько, насколько это получится».

По мнению парламентария, власти России не готовы нести ответственность за ситуацию в стране, а общество не противостоит государственной политике: «На мой взгляд, наша страна не преодолела эпидемию коронавируса ни политически, ни психологически. Потому что, как и во всех странах, и власти, и общество были не готовы к такой внезапной беде. Но в данной ситуации показательна не неготовность к беде, а реакция на пришедшую беду. 

Действия российских властей половинчаты и непоследовательны. Центра принятия решений объективно не существует. Чиновники главенствуют над врачами и специалистами и принимают решения, исходя из политической целесообразности. 

Развитое общество в такой ситуации консолидируется и влияет на качество государственного управления. В нашей стране этого, к сожалению, не произошло. По большому счёту, ничего не изменилось. Путин продолжает править советскими методами. Это для него обычный и привычный способ управления. Поэтому власти не извлекут уроков из эпидемии коронавируса». 

Политик считает, что руководство страны своим бездействием ослабляют собственные позиции, а настоящий политический и экономический кризис грянет со второй волной эпидемии: «Как мне представляется, всей меры своей ответственности высшие руководители не осознали до сих пор. В нашей сверхцентрализованной стране переложить всю ответственность на регионы, не внеся никакого существенного финансового вклада в разрешение всех возникших экономических проблем, экономики как экономики и экономики миллионов граждан, которые остались без источников дохода, – очень недальновидное решение, которое ситуацию раскачивает. Вообще парадоксальная обстановка: власти раскачивают ситуацию в России своим бездействием или половинчатыми действиями.

На мой взгляд, очень многое будет зависеть от того, сколько времени продлится первая волна. То, что мы видим сейчас, не очень хорошо, поскольку именно половинчатость решений властей растянула эту волну уже на три месяца. 

Объективно экономика требует работы. Разрешать работу экономики в полном объеме сейчас нельзя: это приведет к вспышке заболевания, а платить власти не хотят. Поэтому послабления, которые сейчас будут приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном, но в основном это пойдет через губернаторов, если что, они же и будут козлами отпущения, все эти меры будут увеличивать заболеваемость. Соответственно, начнется вторая волна. 

Вот это будет кризис, реальный кризис, когда руководители России, фактически Путин, о ком ещё можно говорить, либо возьмут ответственность и заявят о готовности финансово гарантировать безработицу и остановку экономики, дать врачам справиться с ситуацией, либо ситуация политически будет усугубляться».

Лев Шлосберг считает, что в ситуации эпидемии выиграют те страны, где отстроена современная система управления, где политики слушают специалистов, врачей, где общество способно влиять на власть и заставлять власть менять политику в отношении, например, здравоохранения: «Мне очень трудно представит себе ситуацию, в которой российское правительство отказалось бы от страховой медицины, от одноканального финансирования здравоохранения. А это именно то устройство финансовых основ здравоохранения, которое убило практически 90% медицины Псковской области».

Политик не исключает также и ужесточения государственного режима, но только в том случае, если общественное недовольство достигнет максимума: «Такой сценарий существует. Путин очень тяготеет к общению с силовиками даже сейчас, в период своей закрытости. Его официальный график показывает, что он встречается с Золотовым [прим. – главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ], с Зиничевым [прим. – министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий], и нет никаких встреч социального и экономического содержания. 

Куда исчезла Голикова [прим. – заместитель председателя правительства РФ]? Никто не знает. Может быть, её боятся, как коронавируса. Но, тем не менее, она играет существенную роль в государственной политике, в том числе в правительстве. 

Я думаю, что Путин и правительство постараются пережить этот кризис путем минимальных экономических жертв в надежде, что он закончится быстро. Но эти надежды не обоснованы: никакая медицинская статистика ни в одном регионе не показывает сейчас завершенность ситуации. 

И когда станет понятно, что ситуация затягивается, тогда и будет момент принятия решения. Пойдут ли они на ужесточение в управлении страной? Это возможно, но это повышает их собственные риски, потому что очень высока усталость общества от одних и тех же лиц.

Я предполагаю, что сейчас основным мотивом при принятии решений является надежда на то, вирус будет преодолен экстенсивным путем, что власти пересидят коронавирус. Им все равно придется приходить к неизбежному решению. Скорее всего, это будет решение сохранить статус-кво. Но если трон закачается всерьез, то решение Путин будет принимать с Золотовым, а не с Мишустиным [прим. – председатель правительства РФ]», – считает политик.

О ком статья?

Шлосберг Лев Маркович

Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения