Фестиваль - это всегда приподнятое настроение, шарики, мороженое, музыка, развлечения. Мало кто задумывается, в какую сумму обходится проведение праздников. Еще меньше считают, сколько на торжествах было украдено.
Cпециалисты Антикоррупционного центра партии «ЯБЛОКО» разобрались в вопросе и на примере «Московской весны-2016» проследили цепочки, по которым коррупционные деньги переходят на счета тех, для кого столичный праздник - праздник вдвойне.
Как и любая схема в России, эта сложностью не отличается.
Фестиваль «Московская весна» заказало ГБУ «Московские ярмарки», входящее в Департамент торговли и услуг Москвы. ГБУ, как положено, провело торги. Особых трудностей с выявлением победителя не возникло - заявка была одной-единственной, поданной, правда, уже после окончания конкурса. Эти явные нарушения закона заказчика не смутили.
Исполнителем контракта на 189 миллионов рублей стала «МС плюс», компания с уставным капиталом в 10 000 (!) рублей. Компания в целом действует на закупках крайне удачно. За последние два года Департамент торговли и услуг Москвы и ГУП «Московское имущество» провели 11 закупок на организацию крупных праздников. В 10 как единственный участник победило «МС плюс».
Совпадения навели экспертов Антикоррупционного центра ЯБЛОКА на очевидный вопрос: что связывает исполнителя, «МС плюс», и заказчика, ГБУ? Правильный ответ - кто.
Ирина Сухотина. Замдиректора ГБУ. Руководит партнерством «Центр поддержки и развития ярмарочной деятельности «Русская ярмарка», созданным владельцами «МС плюс» - Екатериной Ивановой и Аркадием Хачатуряном. А до 2007 года - совладелица и гендиректор «МС плюс».
Такие связи помогают «МС плюс» без лишних телодвижений получать контракты на любые праздники, не оглядываясь на ненужное законодательство. Всего с 2014 года фирма получила из бюджета 886 280 871,32 рублей, без учета Московской весны-2016.
На «Московской весне» этого года, кроме нарушений сроков проведения конкурса и подачи заявок, были и другие нелепицы: документация составлена под уже готовые объекты, сроки оказания услуг технически невыполнимы. Но, пожалуй, главная нестыковка в самом контракте - он еще не подписан. Инсталляции размещены, фестиваль начался, а стороны до сих пор не заключили соглашение.
В ходе расследования к экспертам партии попала информация о том, что за каждое из 200 торговых мест на ярмарке предпринимателям придется заплатить 500 тысяч рублей. Официально места должны были достаться бесплатно по итогам конкурса. Однако ни условий, ни сроков конкурса не существует. Не так уж сложно догадаться, что 100 миллионов за места пойдут в обход кассы.
Интересно, что в коррупционном деле не обошлось без «Единой России». Среди учредителей «МС плюс» наряду с уже упомянутыми Екатериной Ивановой и Аркадием Хачатуряном фигурирует Ольга Евгеньевна Герасимова. По данным АЦ, это дочь депутата Московской городской думы от партии «Единая Россия» актёра театра и кино Евгения Герасимова.
Одно из негативных последствий коррупции - она всегда ложится на обычных граждан. При правильном проведении конкурса фестиваль из-за конкуренции обошелся бы дешевле, и средства можно было бы потратить на другие культурные события. Продажа мест по 500 тысяч скажется напрямую на стоимости товаров для конечного потребителя.
По горячим следам Сергей Митрохин направил обращения в Прокуратуру Москвы и Московское УФАС с требованиями проверить наличие коррупции в закупках, оштрафовать Департамент торговли и услуг за нарушения и не допустить заключения контракта с «МС плюс» на организацию «Московской весны 2016».
Мнение специалистов «ЯБЛОКА»:
О торгах
«Одна фирма третий год получает сотни миллионов из бюджета на организацию фестивалей, подавая единственные заявки - уже этого достаточно, чтобы проверить заказчиков на коррупцию. В СМИ мелькают эскизы, скульптуры уже пилят, а по документам их только должны разработать! К ценам тоже претензии, только на операционные расходы департамент собрался выделить больше 17 миллионов», - Сергей Митрохин, руководитель Антикоррупционного центра.
«Заказчик прекратил приём заявок раньше окончания конкурса, а единственная заявка подана, когда конкурс был уже завершён — это очевидное нарушение. Не говоря уже о невозможных сроках оказания услуг и нарушении правил описания объектов закупки. По правилам, Главконтроль должен отказать в согласовании контракта с единственным поставщиком», — юрист Антикоррупционного центра Алексей Карнаухов.
О местах
«Фестиваль обошёлся бюджету в 186 миллионов, ещё 100 миллионов чиновники собирают с предпринимателей. Получается, за удовольствие коррупционеров надо платить нам, обычным москвичам», — Сергей Митрохин.
«Заказчик утверждает, что торговые места предоставляются на безвозмездной основе, но к нам поступило электронное обращение о том, что с каждого предпринимателя требуют 500 тысяч рублей. Требование якобы поступает от помощника Ирины Сухотиной. Если плата действительно взимается, то нарушен закон о защите конкуренции, а выгодополучателей стоит искать среди организаторов фестиваля», — юрист Антикоррупционного центра Алексей Карнаухов.