Молодежная палата при Мосгордуме на своем очередном заседании рассмотрела проект федерального закона «О государственной политике по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
В заседании Палаты приняли участие представители Росвоенцентра при Правительстве РФ, Департамента образования и Комитета общественных связей Правительства Москвы, депутаты Мосгордумы, эксперты Совета Федерации ФС РФ и представители общественных организаций.
Все они высказали существенное количество замечаний к обсуждаемому проекту закона.
Заместитель председателя Молодежной палаты, представляющий в ней партию «ЯБЛОКО», Александр Гнездилов подчеркнул, в свою очередь, что предложенный закон входит в противоречие с 6 статьями Конституции РФ, Налоговым кодексом и даже нарушает ряд статей Уголовного кодекса РФ.
Он также обратил внимание, что такие нормы проекта закона, как уголовное преследование главных редакторов СМИ за «пропаганду идей ненависти к российской государственности, истории отечества, героям российской истории и русским традициям» не только являются преступными по современному уголовному законодательству РФ, но и исходят из глубоко ошибочного представления о том, что на историю «есть две точки зрения: моя и неправильная». Гнездилов напомнил авторам законопроекта крылатую фразу: «Многие склонны путать понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
Он также выступил против предложенных законопроектом налоговых льгот не только для НКО, но и для коммерческих организаций, участвующих в патриотическом воспитании. Предоставление таких льгот и определение критериев их предоставления предлагается оставить на усмотрение чиновников из правительства, Минобразования и Росмолодежи.
Не поддержал представитель «ЯБЛОКА» и предлагаемые расходы на реализацию проекта — от 60 до 70 миллионов рублей в год. По его мнению, в ситуации, когда спустя 68 лет после 1945 года государство так и не выполнило в полном объеме свои обязательства по обеспечению ветеранов войны квартирами, недопустимо тратить деньги налогоплательщиков на пропаганду (а именно она определена в проекте закона как его главная цель).
Гнездилов назвал абсурдным содержащееся в проекте предложение запретить гражданам иностранных государств финансировать патриотические программы в РФ, отметив, что если мероприятие полезно, то его можно финансировать всем желающим, а если оно бесполезно и вредно — то его не надо организовывать в принципе.
К тому же, в статье проекта закона под названием «Основные формы мероприятий по патриотическому воспитанию» не содержится ни одного определения, что же входит в число подобных мероприятий, и лишь предлагается оставить решение этого вопроса на откуп правительству.
Гнездилов привлек внимание окружающих к казенным и нарушающим нормы русского языка формулировкам проекта, таким, как «идентификация себя с другими членами народа». «У народа не бывает членов, а если кто-то идентифицирует себя с другими людьми — это вопрос к психиатру» - отметил яблочник - «получается, что патриотизмом у нас на словах все хорошо, а вот с русским языком плохо, за исключением, как выяснилось на последнем ЕГЭ, республики Дагестан».
В т. ч. поэтому зампред Молодежной палаты отнес к числу вредных предложений закона введение еженедельных уроков патриотизма с 1-го по 11-й класс: «Мы пытаемся перегрузить школьную программу лишними предметами (ОПК, НВП, «Россия в мире», теперь еще уроки патриотизма), а на базовые курсы — историю, литературу, географию — времени не хватает».
В общей сложности Александр Гнездилов высказал в своем выступлении более 30 критических замечаний по тексту законопроекта, отметив в завершении, что Молодежная палата не должна поддерживать подобную инициативу.
МП при МГД действительно изменила проект решения, первоначально содержавший одобрение проекта. Было решено изучить альтернативные проекты закона, в частности подготовленный Росвоенцентром, провести их общественное обсуждение и поручить профильной секции Палаты подготовить свои соображения по данной тематике.
Ранее против принятия в России специального закона по этой теме высказывалось, в частности, Министерство образования.