Недавно депутат Законодательного собрания от партии «Яблоко» Анастасия Кравчук отправила депутатские запросы в правоохранительные органы по поводу нарушения законодательства со стороны должностных лиц карельского правительства, включая губернатора. Анастасия Кравчук попросила дать оценку действий правительства при выделении субсидий ООО «Карелэнергоресурс», проверить законность выделения бюджетных средств ООО «Петербургтеплоэнерго», а также сообщила о неправомерных действиях правительства при организации строительства теплотрассы в Суоярвском районе. Как мы писали, ответы пришли удивительные. Статью о своих запросах и ответах депутат планировала разместить в газете «ТВР-Панорама», которая выиграла конкурс на освещение депутатской деятельности. Но пресс-служба карельского парламента неожиданно запретила публиковать статью. Что их так испугало?
Публикуем интервью Анастасии Кравчук, которое должно было выйти в «ТВР-Панораме»:
Средство от коррупции
Что тревожит партию «Яблоко»?
— Почти три года назад фракция «Яблока» поддержала назначение Александра Худилайнена на должность главы Республики Карелия, с приходом которого мы связывали надежды на позитивные перемены. Прошло три года. Как ни печально это констатировать, но в результате трехлетней работы карельского правительства социально-экономическая ситуация в республике не улучшилась, а, напротив, стала еще более тревожной.
С моей точки зрения, одна из основных причин этого — сомнительные финансовые операции, в результате которых республика недосчиталась миллионов бюджетных рублей. Для нашей небогатой республики неэффективное расходование бюджетных средств опасно вдвойне, так как современная Карелия не отличается ни сильной экономикой, ни заметными успехами в социальной сфере.
Мои многочисленные депутатские запросы в правоохранительные органы не дают никаких реальных результатов. Несмотря на то, что в своих ответах представители правоохранительных органов не отрицают изложенные мною факты, каждый раз находятся предлоги, чтобы отказать в возбуждении уголовных дел. А безнаказанность, как известно, всегда порождает еще более серьезные нарушения.
В этой ситуации, как мне кажется, единственный рецепт — это максимальная открытость и придание гласности информации о сомнительных договорах, сделках и проектах. Я решила рассказать о самых возмутительных фактах, изложенных мной в письмах в правоохранительные органы, и познакомить избирателей с ответами на мои запросы.
В феврале 2015 года я обратилась к начальнику Следственного управления Следственного комитета РФ по РК Юрию Бабойдо, прокурору РК Карену Габриеляну и министру внутренних дел по РК Василию Кукушкину с просьбой проверить законность выделения бюджетных средств ООО «Петербургтеплоэнерго».
В 2013 году Контрольно-счетная палата РК проверила эффективность использования бюджетных средств, предоставленных из карельского бюджета ООО «Петербургтеплоэнерго» в 2011—2012 годах. За два года компания получила около 200 миллионов рублей. В ходе проверки специалисты Контрольно-счетной палаты РК выявили грубые нарушения. Было установлено, что направленные «Петербургтеплоэнерго» бюджетные миллионы были выделены на основании распоряжения, которое не имело законной силы и впоследствии было отменено. ООО «Петербургтеплоэнерго» не вернуло в бюджет неиспользованные субсидии в объеме 26 миллионов рублей, а лизинговые платежи в сумме 22 миллионов рублей, включенные в состав необходимой валовой выручки, принятой при расчете тарифов на тепловую энергию, проверяющие признали экономически необоснованными. Кроме этого, как выявили ревизоры, субсидии были истрачены не по назначению и отсутствуют отчеты о их расходовании.
Из Следственного управления Следственного комитета РФ по РК мне сообщили, что мое обращение направлено для проверки в МВД по РК. Из республиканской прокуратуры сообщили, что организовали проверку и о результатах сообщат. Интересно, что отчет Контрольно-счетной палаты, где были зафиксированы все эти нарушения, еще в 2013 году был направлен в прокуратуру РК, Минфин РК, Госкомитет по ценам и тарифам.
Я направляла депутатские запросы в правоохранительные органы по поводу другой сомнительной финансовой операции. В 2014 году в соответствии с постановлением первого заместителя главы РК Олега Громова, который в тот момент исполнял обязанности главы РК, другой компании — ООО «Карелэнергоресурс» — была выделена из республиканского бюджета субсидия в размере 62 миллионов рублей. Карельским УФАС это постановление было отменено, однако деньги предприятие получило.
Из Министерства внутренних дел пришел ответ, в котором сообщалось, что в возбуждении уголовного дела по факту совершения неправомерных действий при выделении субсидии ООО «Карелэнергоресурс» отказано. Одновременно в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дело говорится: «Исходя из анализа материалов проверки, в действиях должностных лиц Правительства Республики Карелия могут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ. Однако в настоящее время не исследованы все обстоятельства дела, имеющие отношение к совершению должностными лицами Правительства Республики Карелия неправомерных действий при выделении субсидий ООО «Карелэнергоресурс», что не позволяет на момент проведения проверки установить в действиях должностных лиц наличие признаков состава преступления, предусмотренного статьей 165 УК РФ».
Не правда, ли удобная позиция? Вроде бы никто не отрицает, что нарушения есть, но никаких правовых последствий за этим не следует. В общем, признаки есть, а уголовного дела нет.
Не менее возмутительная история связана приобретением в декабре 2014 года старого здания в Петрозаводске на улице Ленинградская под размещение в нем детского сада. За здание, где на протяжении многих лет размещались офисы, правительство заплатило 88 миллионов рублей. Для того, чтобы сейчас переоборудовать его для размещения детского объединения, необходимо истратить еще миллионы бюджетных рублей. При этом здание было приобретено в обход конкурсных процедур. Сделка заключалась в ситуации, когда в Петрозаводске было готово новое здание под детский сад, построенное ООО «Чистый город» на Древлянке.
Помимо этого порядка 50 миллионов рублей было истрачено из карельского бюджета на приобретение у строительной компании «Карелстроймеханизация» (ЗАО «КСМ») помещений, встроенных в жилые дома. Предполагалось, что они будут переоборудованы для размещения детских групп.
В ответ на мои депутатские запросы относительно законности подобных сделок из прокуратуры РК мне ответили, что направили мое обращение по поводу законности приобретения объектов недвижимости без проведения торгов в карельское управление антимонопольной службы. Из МВД РК пришла копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В постановлении сказано, что нашло подтверждение и то, что при формировании цены приобретенных у «Карелстроймеханизации» помещений грубо нарушены нормативы, утвержденные Минстроем России, и то, что при покупке детского сада у ЗАО «КСМ» «... возможно, завышена цена, так как требуется еще порядка 2 миллиона рублей на дооборудование садика, а нормативными документами предусмотрено, что в стоимость входит полная комплектация садика». В постановлении даже делается вывод о том, что в результате данных действий бюджету Карелии причинен существенный материальный ущерб.
А дальше я вновь столкнулась с «обкатанной формулировкой», дескать, в действиях должностных лиц республиканского правительства могут усматриваться признаки состава преступления, но пока «не исследованы все обстоятельства дела». Все эти трудности не позволили МВД РК на момент проверки установить в действиях должностных лиц признаки состава преступления. Как говорится, на нет и суда нет.
Не менее пикантная история несколько лет назад приключилась при строительстве теплотрассы в Суоярвском районе. Теплотрассу строила компания «Карелстроймеханизация». Правда, как выяснилось, конкурсных процедур до начала строительства провести никто не потрудился. Между тем сумма контракта составляла 33 миллиона рублей. Только после окончания строительства теплотрассы был объявлен аукцион. Не удивительно, что победителем было признано ЗАО «КСМ», еще четыре фирмы просто не допустили к конкурсу, сославшись на неправильно оформленную документацию. Выяснилось, что в документах, поданных от «Карелстроймеханизации», первые листы были пустыми, что является грубым нарушением. Позднее карельское УФАС результаты аукциона отменило.
Как наверное уже догадывается читатель, из МВД РК я вновь получила копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Формулировка отказа не изменилась. В документе сказано, что в действиях должностных лиц правительства РК могут усматриваться признаки преступления, но «в настоящее время не исследованы все обстоятельства дела». При этом в постановлении подтверждается, что изложенные мною фактические обстоятельства «имели место».
Этот рассказ можно было бы продолжить. Но, как мне кажется, приведенных мною примеров достаточно. В Карелии складывается крайне опасная ситуация двойных стандартов, когда действия чиновников становятся бесконтрольными и безнаказанными. Я не вижу другого выхода, кроме как предавать публичной огласке факты, свидетельствующие о крайне нездоровой атмосфере, которая тревожит меня и моих коллег из фракции «Яблока».
Вот этот текст запретило публиковать информационно-аналитическое управление карельского парламента. В своем письменном ответе управление запросило внушительный список документов, якобы необходимый для того, чтобы пропустить статью в печать. Например, им зачем-то понадобились точные даты начала строительства теплотрассы и ответы из разных ведомств.
Похоже, в карельском парламенте взялись за цензуру СМИ, которая запрещена законом.