«Яблоко» начинает рассказывать о коллегах по партии. В наших рядах много ярких неординарных людей. У каждого из них своя история прихода в политику. Героиня первой публикации – Елена Русакова, глава муниципального округа «Гагаринский» в Москве.
Имя Елены Русаковой впервые появилось в политическом поле в 2012 году, когда она неожиданно для себя решила принять участие в муниципальных выборах. Несмотря на спонтанность решения, выборы она тогда выиграла. А через шесть лет стала уже одним из возможных кандидатов от партии «Яблоко» на пост мэра Москвы. Несмотря на столь быструю политическую карьеру, Русакову трудно назвать типичным политиком. Она явно об этой карьере не мечтала, а по своему подходу к делу и чувству ответственности перед людьми представляет скорее исключение из правил.
Дочь своих родителей
Елена Русакова окончила факультет психологии МГУ. «Почему я выбрала этот факультет? – переспрашивает она. – Меня всегда интересовали люди, мне всегда хотелось заниматься людьми, мне всегда хотелось помогать людям, с детства. Я считала, что для этого у меня есть способности. И я в этом не разочаровалась».
Слушая Елену Леонидовну, кажется, что слово «люди» или «человек» чаще всего звучат в ее речи. Откуда в ней такое внимание к человеку, становится понятно, когда она рассказывает про свою семью. «У меня мама была из категории «с себя последнюю рубашку снимет и кому-то отдаст». Очень болела за других людей, и люди к ней тянулись. Отец был уважаемым общественником, тоже многим помог. А мама считала, что она в подметки не годится моей бабушке, которая в этом плане была просто выдающимся человеком, которую любил и обожал целый квартал». Во время войны Полина Григорьевна (так звали бабушку Елены Русаковой) отличилась тем, что взяла на себя организацию гражданской обороны в Большом Каретном переулке, где жила. «О ней сохранилась даже заметка в газете, она была награждена медалью. Это не та гражданская оборона, что сейчас, а реальная», – уточняет Русакова.
Гражданская оборона наших дней
Практически любая заметка в интернете о Елене Русаковой начинается с того, что она родилась в Москве и всю жизнь живет на юго-западе. «Это единственная правда из того, что обо мне пишут», – шутит Елена Леонидовна. Она рассказывает о своем районе так, что начинаешь завидовать. Говорит, что когда-то уезжала ненадолго, но потом вернулась в родные места, убедившись, что другие районы объективно уступают им по качеству жизни. Речь идет о квартале между четырьмя проспектами: Ломоносовский, Ленинский, Вернадского и Университетский. Основу жилой застройки района составляют дома, спроектированные знаменитыми советскими архитекторами. В былые времена здесь получали квартиры сотрудники МГУ, Академии наук и технических институтов. «Это такое очень престижное место, застроенное так называемыми сталинскими домами и с гораздо большим количеством зелени, чем это случается в Москве. А еще с образованным населением, которое устойчиво голосует за оппозицию», добавляет Елена Русакова.
В последние годы жители этих домов и Гагаринского района в целом вынуждены держать оборону. Русакова говорит, что чаще всего к ней обращаются с вопросами, как сохранить свой дом, защитить его от некачественного капремонта, как защититься от плохого благоустройства, как вообще защитить свои законные интересы. Отвечать на эти вопросы ей приходится с 2012 года, когда она впервые стала муниципальным депутатом. «Уже приближалась дата выборов, и я с недоумением обнаружила, что вот в этом моем чудесном, замечательном районе и избирательном округе нет оппозиционных кандидатов. Я долго не могла в это поверить», – вспоминает Елена Русакова. – Как-то мне стало обидно, что у такого хорошего населения не будет представительства даже на самом нижнем уровне». По словам Елены Леонидовны, она была уверена, что такой депутат нужен, потому что территория уже подвергалась попыткам нападения. «Поэтому с некоторой досадой я в последний день подала документы в качестве самовыдвиженца, еще не представляя, что я с этим буду делать».
Борьба с имитацией
Это были ее первые выборы. Как считает сама Русакова, выиграть их ей помогло образование и опыт работы в сфере социальной психологии. Скоро она обнаружила, что муниципальный депутат – очень странная должность. Одно из открытий, которое Елена Русакова сделала, заключалось в том, что работа муниципальных советов депутатов была похожа на имитацию. «Подразумевается, что депутаты ни в чем не участвуют, ни во что не вникают и только формально голосуют за решения, которые подготовлены органами исполнительной власти, в основном, префектурами», – вспоминает Русакова свои первые впечатления. Ощущала она себя тогда, по собственному признанию, одиноким бойцом с голыми руками, который вынужден противостоять армаде танков. «И в этой ситуации нужно было изобретать методы и действия, которых еще не было», рассказывает она. – Мне пришлось выявить всех мало-мальски активных людей в районе, помогать самоорганизации инициативных групп, которые выступали против незаконных строек. И самое главное, мне пришлось их уговаривать действовать сообща».
Здесь Елене Русаковой вновь помог опыт социального психолога. Она отмечает, что для того чтобы чего-то добиться, нужны ресурсы солидарности и совместных действий. «Но люди оказались, в общем-то, разумными. Они не то чтобы не понимали, что это нужно, они просто не верили в свои силы, не верили в то, что это вообще возможно». К этому моменту, говорит Елена Леонидовна, у нее как у психолога был многолетний опыт внушения веры в свои силы самым разным людям. «Поэтому у меня это получилось. А дальше они сделали все сами». Дальше появился «Союз жителей Гагаринского района», по образцу которого подобные союзы стали создаваться потом и в других районах.
В 2014 году союз тех самых жителей решил, что им нужен свой кандидат на выборах в Мосгордуму и что лучше всего на эту роль подходит Елена Русакова. При этом все понимали, что в идеале идти на выборы надо от партии. Так Русакова оказалась в «Яблоке». Тогда ей с двухлетним депутатским опытом удалось невозможное. Она победила в своем районе конкурентов из «Единой России» и КПРФ и заняла второе место по округу. Правда, для прохождения в думу этого все равно оказалось мало: Русакова подозревает, что в двух других районах нужным кандидатам тогда просто «натянули» проценты. Через два года, в 2016-ом, – выборы в Государственную думу. На них в Черемушкинском округе Москвы, там же на юго-западе, «Яблоко» получило самый высокий результат по стране – более 14 процентов голосов.
В 2017 году Елена Русакова уже возглавила избирательный штаб партии на муниципальных выборах в Москве. По их результатам «Яблоко» стало второй политической силой в столице после «Единой России»: более 170 человек от партии получили тогда удостоверения муниципальных депутатов. В Гагаринском районе команда Русаковой и вовсе одержала абсолютную победу, получив 12 мандатов из 12. Сама Русакова осенью 2017 года был избрана главой Гагаринского муниципального округа.
Не достижение, а результат
Елена Русакова не любит слово «достижение», по крайней мере, применительно к себе и своей деятельности. Но она, конечно, скромничает. Мало кто может похвастаться тем, что удалось сделать благодаря ее участию. К примеру, отмена варварской реконструкции Ленинского проспекта и проспекта Вернадского в Москве или порядка двух десятков проектов, связанных со сносом зданий и уплотнительной застройкой. Все это было остановлено после вмешательства Русаковой и ее единомышленников. Еще один результат, о котором ей самой кажется важным сказать, это создание так называемых гражданских политтехнологий. По ее мнению, тактика и стратегия гражданской самоорганизации – это тоже политтехнология. «Но просто она честная и направлена на позитивные вещи: на охрану природы, на сохранение исторической застройки и благоприятной среды обитания, на защиту прав людей», говорит Елена Леонидовна. По ее словам, она стала тем специалистом, который смог подсказать и научить эффективной самоорганизации, когда люди не просто объединились, но и достигли результата.
После выборов 2017 года Елена Русакова стала курировать в «Яблоке» работу Центра новой муниципальной политики. Его цель – помогать депутатам-новичкам. Сегодня она также проводит регулярные встречи муниципалов с партийцами из первичных организаций. Цель этих встреч все та же – познакомить людей и объединить их, чтобы дальше им было проще реализовывать свои идеи.
По образу Полины Григорьевны и МакМерфи
«Конечно, это плохо», – говорит Елена Русакова о том, что «Яблоко» так и не смогло выдвинуть своего кандидата на пост мэра Москвы. О своем же участии в праймериз для выдвижения кандидата от партии она рассказывает так: «Ко мне просто обратились с просьбой поучаствовать. Ну, там, где уже два десятка кандидатов, одним больше, другим меньше, какая разница, подумала я». То, что дальше события начнут развиваться непредсказуемым образом и именно ее кандидатуру поддержит в итоге федеральное бюро партии, Елена Русакова не предполагала. Она признается, что пост мэра никогда не был объектом ее мечтаний. «Но если я перешла уже в категорию публичных политиков, то, сказав «а», надо говорить «б». Если я согласилась быть представителем других людей, тогда я должна делать то, что люди ждут от меня», – объясняет она.
К слову, Елена Русакова занята сегодня не только партийной и общественной работой. Она продолжает заниматься научной деятельностью и индивидуальным психологическим консультированием. Говорит, что время от времени к ней обращаются люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации. Кажется, она вообще смотрит на жизнь через призму помощи другим. На вопрос, что бы она хотела, чтобы о ней осталось в памяти людей, Елена Леонидовна сначала отвечает удивленным молчанием. Ты думаешь, что сейчас она назовет один из тех губительных проектов, который ей удалось остановить, но слышишь другое. «Честно говоря, я считаю, что образ моей бабушки – человека, которого люди любили, были благодарны за то, что всегда можно было получить частичку душевного тепла в трудную минуту и просто в любой день, это идеал. Даже если нет какого-то практического результата. Человеку приятно бывает, если ему просто попытались помочь. Как тот известный литературный герой: я хотя бы попытался. Мне было бы этого достаточно».