Кандидат в президенты Путин больше не способен предложить перспективы для всех. А потому остается один выход – сыграть с народом в лотерею. Кто первым дозвонится до него, тому, как в детской песне, кремлевский волшебник и «подарит 500 эскимо».
Кандидат в президенты Путин явился на первые свои выборы в 2000 году верхом на реактивном истребителе, в зачетном шлемофоне, летном комбинезоне – одиноким героем американского боевика, готовым сражаться с олигархами, сепаратистами, в одиночку спасать народ от напастей прошлого десятилетия. Властный шутер лихо кромсал «врагов России» и, словно Дэниэл Крейг в роли Бонда, вразвалочку, в дорогом костюме, неторопливо уходил с поля битвы, держа стволом в небо горячий еще автомат в правой руке.
Это был образ национального лидера. Воителя.
На вторых своих выборах, в 2004 году, кандидат Путин ловким серфером скользил на гребнях гигантских волн нефтяных цен, плескавших на российские берега золотом огромных бюджетных доходов.
Третьи и четвертые – рокировочные выборы кандидата Путина прошли под знаком нахмурившейся мировой экономической погоды, растущих трудностей в стране. Здесь уверенный в себе герой – ветеран-воитель и созидатель спокойно убеждал граждан, что нужно ему поверить, трудности будут преодолены, нужно только пойти за ним. Ему поверили, не могли отказаться – и он плакал на ветру победного митинга.
Это был образ национального лидера. Успокоителя.
И вот канун пятых выборов – «держи петушок», страна.
«Прямая линия». С разбега начатая кандидатом Путиным предварительная кампания по новым выборам самого себя. Она проходит под знаком совершенной потери «национального лидерства».
В стране экономическая стагнация, отсутствие перспектив, проклятие «сырьевого придатка» Китая и Европы. Россия завязла в бесперспективной войне в Сирии – прошло два года, а выхода из войны, пожирающей миллиардные ресурсы, нет. Россия сидит под санкциями, лишающими государство капиталов и технологий, сжигает остро необходимые внутри страны деньги, финансируя последствия завоеваний и вторжений. Внутри России закипают протесты, имеющие ясную экономическую основу – отсутствие перспектив для молодежи, низкие зарплаты, ограниченное число рабочих мест.
Но все эти проблемы для кандидата в президенты Путина словно не существуют. Он, словно маленький император Пу И, сидит в своем кремлевском «запретном городе», благоухает в вате карикатурных «встреч с народом», а за стеной начинает бушевать пожар хаоса.
Президент огромной страны демонстративно занят частностями – свалкой в Балашихе, переселением одной семьи в Ижевске, политической игрой «поле чудес», «как стать миллионером» для граждан страны, в массе своей лишенных даже надежды на выход из бедности. Но если кандидат Путин не способен предложить перспективы для всех, то остается выход – сыграть со своим народом в лотерею, в замечательную игру – кто первым из миллионов дозвонится своему президенту, а он, словно в детской советской песне, прилетит «волшебником в голубом вертолете» и «подарит 500 эскимо». В то время как первые и вторые каналы «бесплатно покажут» народу это «мыльное кино».
Одиночки президентских подарочных визитов на седьмом небе от счастья. Миллионы, десятки миллионов жаждущих подарков одиноких сердец ждут своего шанса стать «миллионером из трущоб». Готовы играть еще, еще и еще.
Так можно выиграть выборы. Но победитель здесь уже не лидер, уже не человек, знающий, что делать огромной стране, уже не президент, ведущий за собой.
Это не лидерство, а открытая имитация решения серьезных проблем. Демонстрация отказа от общих решений для всех. Точнее, открытое всероссийское заседание в болоте безнадежности.
Когда закончится этот вечный советский колхоз или собес, где экономическая политика выстроена таким образом, что массы граждан, не имея возможности самостоятельно заработать, должны ждать «от государства» переселения из «аварийного», «ветхого», «коммунального» и прочего неустроенного жилья?
Почему кремлевский барин должен даровать это право единицам, вместо того чтобы, отказавшись от «капитализма закадычных друзей», уничтожившего в стране частную собственность, уйти со сцены, открыв дорогу экономическому росту, самостоятельности, политике по созданию массовых частных собственников – массового среднего класса?
Бывший воитель, созидатель и утешитель об этом и не думает. Словно постаревший добрый барин – отставной майор, выходит он раз в год на завалинку «прямых линий», раз в четыре года на выборы и до заката ведет прием просителей. Кто не успел – приходите на следующий год. Сохранив любовь к благодетелю в одиноком сердце.