16 августа в «Новой газете» была опубликована заметка Евгения Титова «Поделись зарплатою своей».
Говорилось в ней о том, как 4 августа краснодарская мэрия в лице начальника управления здравоохранения Ангелины Луценко потребовала от муниципальных учреждений города — поликлиник и больниц, — обеспечить добровольное перечисление однодневного заработка работников на «капитальный ремонт теплотрассы города Щелкино Ленинского района Республики Крым. И уже через два дня, — не позднее 6 августа, — представить в мэрию доказательства исполнения — «информацию о перечисленных денежных средствах и копии платежных документов, подтверждающих факт перечисления денежных средств».
Если называть вещи своими именами, то мэрия занялась откровенным вымогательством денег у врачей, медсестер и нянечек, обложив их своего рода «крымским налогом». Что вопиюще незаконно: никакой чиновник (и вообще никто) не вправе требовать от работника «добровольного» перечисления его заработка. Неважно, на какие цели.
В тот же день я направил письмо в прокуратуру Краснодарского края, расценив действия г-жи Луценко как подпадающие под статьи 285 и 286 УК РФ — «злоупотребление должностными полномочиями» и «превышение должностных полномочий», — и прося возбудить уголовное дело и привлечь чиновницу к ответственности.
Прокуратура передала мое письмо в следственное управление Краснодара для проведения проверки, о чем мне и сообщила, обещав информировать о результатах.
Ждать пришлось почти четыре (!) месяца. И лишь 10 декабря пришло письмо из Следственного управления по Краснодарскому краю, отправленное 10 ноября (ну, месяц идут письма из Краснодара в Петербург — по-моему, при проклятом царском режиме почта работала куда оперативнее).
О чем же мне пишут? О возбуждении дела? О уже наступившем неотвратимом наказании? Как бы не так.
Цитирую дословно ответ заместителя руководителя СУ, полковника юстиции А.П.Кондратенко:
«28.08.2014 в следственный отдел по Центральному округу г. Краснодар следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю из прокуратуры г. Краснодара поступило Ваше обращение по факту неправомерных действий начальника Управления здравоохранения администрации муниципального образования г. Краснодар Луценко А.Н., выразившихся в указании работникам подчиненных организаций перечислить однодневный заработок на капитальный ремонт теплотрассы г. Щелкино респ.Крым».
Дала указание перечислить. И как с уголовным делом?
«31.08.2014 по результатам проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ старшим следователем следственного отдела Казарян А.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Луценко А.Н. на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи в отсутствием в ее действиях составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285, ч.1 ст. 286 УК РФ».
Суть — не только в том, что отказ в возбуждении дела следователем Казарян вынесен в конце августа, а направить мне сообщение об этом умудрились лишь через два с половиной месяца.
Суть — в том, что, по мнению следователя Казарян, требовать от работников «добровольно» отдать однодневный заработок на Крым — законно и допустимо.
Но как быть с диспозицией части 1 статьи 286 УК РФ, где говорится, что превышение должностных полномочий — это «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан»?
Факт нарушения прав граждан налицо: у них вымогают деньги. Факт выхода за пределы полномочий г-жи Луценко — тоже: среди полномочий начальника управления здравоохранения не имеется ничего, позволяющего требовать от работников подведомственных учреждений «добровольно» перечислять деньги.
Оба этих факта есть — а уголовного дела нет.
Есть преступление — но нет наказания.
И об этом надо знать краснодарским медикам: фактическое вымогательство у них денег со стороны чиновников ненаказуемо.
Значит, оно обязательно повторится.
Конечно, я обжалую решение об отказе в возбуждении дела в Следственном комитете РФ. Хотя и понимаю, что вполне могу получить аналогичный ответ.