«Марш мира», который прошел в минувшее воскресенье в Новосибирске, стал первой за много лет разрешенной политической акцией, которая едва не привела к насилию.
Немногочисленные участники пикета «против политики России на Украине» столкнулись со значительно превосходящими их силами патриотической общественности, пришедших защитить Новосибирск от «бандеровцев», как они называли оппозиционеров. Корреспондент НГС.НОВОСТИ оказался в эпицентре противостояния и стал свидетелем столкновений, которые могли кончиться трагично.
Справка: «Марш мира» — общенациональная акция партии «Яблоко» и движения «Солидарность». Организаторы собирались потребовать «прекращения агрессивной политики российской власти» на Украине и выразить протест против «нарастания фашистских тенденций в нашей стране» (как сказано в официальной повестке мероприятия). Наиболее многолюдной эта акция была в Москве, где, по подсчетам организаторов, в ней приняли участие до 50 тыс. человек.
Организаторы акции на сайте движения «Солидарность» утверждают, что изначально хотели провести именно марш (то есть шествие по улицам), но сначала мэрия не приняла заявку, сославшись на то, что она подана слишком рано, а потом активиста (шедшего с заявкой в мэрию) задержала полиция и он не успел ее подать. Подобные мероприятия в Новосибирске проходили уже не раз, и обычно участников на них оказывается не больше, чем журналистов и полицейских.
На этот раз, однако, помимо участников пикета в сквер подтянулись крепкие молодые (и не очень) люди, не скрывавшие своих планов помешать акции «предателей родины и пособников бандеровцов». Причем уже скоро стало понятно, что последних ощутимо больше — всего их в сквер пришло не меньше 100 человек. Участников марша, по оценке корреспондента НГС.НОВОСТИ, набралось около 20 человек. МВД оценило их число лишь в 10 человек.
Пикет никак не мог начаться, поскольку, по словам одного из организаторов Егора Савина, активисты с документом, подтверждавшим согласованность пикета, оказались заблокированными в офисе «Яблока» агрессивными противниками акции. Действие началось только с появления ветерана новосибирского оппозиционного движения Алексея Мананникова, который принес сразу два украинских флага.
К оппозиционеру сначала вежливо обратились работники полиции, потребовав убрать наглядную агитацию, поскольку официально пикет еще не начался. Мананников отказался, и тогда отнять у него флаги решили невежливые люди в черном — противники марша. Завязалась непродолжительная потасовка, и флаги были свернуты.
Полиция действовала оперативно, моментально пресекая попытки силовых действий. Как позже горько написал в своем аккаунте во «ВКонтакте» православный активист Алексей Лобов, «они грудью встали на защиту бендеровцев и либерастов». Самого Лобова полиция выдворила из сквера вместе с еще как минимум десятком наиболее недовольных противников марша. Никаких задержаний, впрочем, произведено не было.
Поняв, что коллективный пикет, возможно, не удастся уже провести никогда, собравшиеся активисты попытались начать проводить хотя бы одиночные пикеты (на которые не нужно особое разрешение). Распределившись по скверу, они попытались встать со своими лозунгами, но были встречены криками: «Позор предателям Родины!».
Инженер одного из новосибирских заводов, представившийся Василием, объяснил свое негодование проведением марша тем, что собравшиеся пытаются реализовать в России «оранжевые технологии» по инструкциям, полученным из-за рубежа. Другие недовольные говорили о неких «специальных отрядах, которые расселяются в городе» и могут в любой момент организовать беспорядки на манер киевских.
Молодые люди подбегали к немногочисленным пикетчикам, вырывали у них лозунги и флаги. Полиция вмешивалась только тогда, когда пикетчики (по большей части женщины и молодые люди неатлетического сложения) пытались защитить свою наглядную агитацию. Кульминацией противостояния стала борьба с двумя пикетчицами, которые вслед за Мананниковым пытались развернуть украинские флаги. Но силы оказались неравными, и украинская национальная символика покинула сквер.
И.о. председателя комитета мэрии по взаимодействию с общественными объединениями мэрии Сергей Полянский пытался убедить пикетчиков «не нарушать закон» и не пытаться провести мероприятие, не предоставив разрешение. «Вы откуда приехали? — вкрадчиво, но настойчиво спрашивал он. — Из Бийска? А почему у себя дома пикет не проводите? Давайте мы проводим вас к машине, где вас никто не тронет, тем более что вы гость нашего города».
Тем временем у представителей власти появилась новая забота — противники пикета принесли свою агитацию и, формально, тоже стали участниками пикета, который официально еще не начался. Господину Полянскому пришлось проводить разъяснительную беседу и с противниками марша.
Страсти немного улеглись — противники марша перестали атаковать «предателей Родины» физически, и перешли исключительно к вербальным оскорблениям. «Да вы посмотрите — среди них же нормальных людей нет, одни полу****** (гомосексуалисты. — С.С.) украинские», — высказался суровый парень в черной кожаной куртке и спортивных штанах.
Тем не менее в глазах противников марша уже читалось разочарование. Было очевидно, что вступить в противостояние с законспирированными бойцами «Правого сектора» или какими-то другими боевиками сегодня уже не удастся — перед ними была нестройная группа, состоящая из уже немолодых людей и хрупких юношей и девушек.
Незадолго до окончания времени, отведенного на пикет, разрешение на его проведение все-таки было доставлено в сквер на Орджоникидзе, но полиция тем не менее рекомендовала воздержаться от проведения мероприятия, сославшись на то, что «не может поручиться за безопасность». Однако пикетчики мужественно развернули немногочисленные оставшиеся плакаты.
Противники пикета тем временем осыпáли их оскорблениями: «У вас руки в крови по локоть. Вы предатели России. Забейтесь в щели и сидите там». На вопрос, почему они сами вместо конфронтации не проведут свой митинг, молодые люди отвечали: «Мы у себя дома. Почему тут какие-то украинские флаги поднимаются?».
В толпе то тут, то там закипали споры на внешне- и внутриполитические темы. Несмотря на взвинченную атмосферу, начав говорить друг с другом, собравшиеся проявляли больше сдержанности и терпения.
Обычные горожане, видя разгоряченную толпу, пытались миновать сквер побыстрее, не вникая в суть дискуссии. Как сообщили НГС.НОВОСТИ в областном управлении МВД, полиция не зафиксировала ни одного серьезного нарушения, никто не был задержан и не было возбуждено ни одного административного (не говоря уже об уголовных) дела.
На просьбу прокомментировать события воскресенья мэр Анатолий Локоть через своего пресс-секретаря заявил, что намерен высказать свою позицию сегодня, в среду, на митинге-концерте «Артблокпост Анти-НАТО-2» в поддержку Донбасса, который пройдет на площади Ленина. Как обещают организаторы, «в течение двух с половиной часов новосибирские музыканты исполнят песни на военную и патриотическую тематику». Помимо концерта старожилов новосибирского рока — панк-группы «Путти» и лидер-вокалиста группы «Город Дит» Владимир Плешакова — на митинге ожидается выступление экзотического гостя — Героя Вьетнама и Советского Союза, летчика-космонавта Фам Туана, сбившего американский бомбардировщик Б-52 во время вьетнамской войны.