Шипиловский проезд, где я живу, застроен только с одной стороны. А через дорогу у нас словно бы и не Москва — особо охраняемая природная территория «Царицыно» и Бирюлевский дендропарк. С любимой горки открываются захватывающие виды, зимой здесь катаются на санках и «ватрушках», летом тренируются маунтбайкеры со всего города. Раньше можно было кататься еще и на горных лыжах: работал бесплатный подъемник, оставшийся от горнолыжной базы «Звездочка» (так же в районе называют и горку). Но два года назад подъемник почему-то сняли. И только благодаря бдительности районных активистов на прошлой неделе стало известно: власти собираются обнести 11 гектаров вокруг горки высоким железным забором и сделать там парковку на 76 мест. А вокруг самой горки построить шестиэтажное здание горнолыжного комплекса, которое полностью закроет «Звездочку».
— Достаточно типичная история для Москвы при Собянине, — комментирует директор по природоохранной политике «WWF России» Евгений Шварц. — Похоже, в обмен на прекращение лужковской точечной застройки московское правительство использует ООПТ в качестве «социального резерва» для застройщиков и компенсации расторгнутых контрактов. Планировалось, что 47% раздела по ООПТ от столичной программы по защите окружающей среды (65,7 млрд рублей) должны быть выполнены за счет инвесторов. А самый простой способ выполнить — построить что-нибудь большое, хоть и ненужное гражданам.
Цена вопроса — 1,5 млрд рублей, застройщик — подконтрольный АФК «Система» «Москапстрой», подрядчик — аффилированное с ним ЗАО «УКС». Проект якобы согласован с местными жителями в 2011 году (местные жители, как водится, об этом не знают). Теперь управа района Орехово-Борисово Южное выносит на общественное обсуждение воздействие проекта на окружающую среду. О том, что обсуждение будет 25 февраля, написано только на сайте управы, причем информация появляется 6 февраля, а не за 30 дней, как положено по закону. Комплект документов о проекте опубликовали не полностью, а потом и вовсе закрыли доступ к ним.
Обо всем этом я узнаю от соседки по дому Татьяны Окуловой. Год назад ей удалось поднять жителей на борьбу против незаконного межевания и сохранить за нашим домом право на большой сквер с собачьей площадкой и катком. Конечно же, я согласна включиться в борьбу. Меня вносят в рассылку для членов инициативной группы.
За пять дней группе удается свернуть горы. Получено отрицательное экспертное заключение на проект от эколога Галины Морозовой, планировщика ООПТ «Царицыно». Листовка о собрании расклеена по всем подъездам нашего района. Районное сообщество в фейсбуке обсуждает слоган для нашей кампании — больше всего голосов набирает «Катитесь с нашей горки!». В день обсуждения приходят копии писем протеста от лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина в адрес мэра и прокурора Москвы. А за несколько часов до начала инициативная группа сходится на том, что у жителей есть только один способ затормозить проект — признать обсуждение несостоявшимся из-за нарушений закона и потребовать повторного рассмотрения проекта по существу.
Во вторник без четверти семь подхожу к районной управе. У входа курит растерянно улыбающийся Виталий Фролов, организатор обсуждения от отдела ЖКХ, благоустройства, реконструкции и строительства управы района ОБЮ. В зале заседаний уже человек 50, а народ все идет. С одной стороны очереди Татьяна Окулова раздает памятку о том, почему в наших интересах отменить сегодняшнее обсуждение. С другой стороны прохаживается и.о. главы управы Вера Лев.
— Смотри-ка, Вера Ивановна, сколько народу тебя поддержать пришло! — задорно кричит пожилая дама с кудряшками. Она явно не в курсе происходящего и поучает своих подруг:
— Напиши в листе предложений: хочу, мол, чтобы мои внуки были в спортивном тонусе.
— Да какой тонус?! Вы что, не понимаете, что все перекроют забором и никто не сможет там гулять? — не выдерживает женщина в очках, стоящая рядом.
И.о. главы управы на подначки не реагирует и пытается поскорее открыть заседание. Тут в зал пробивается отряд маунтбайкеров с дредами и пирсингом. Уже и встать негде, приходится распахнуть двери, чтобы люди в коридоре все слышали. С места поднимается активист Александр Шарапов и предлагает местным жителям выбрать ведущего собрания. Кандидат от инициативной группы — Вадим Лебедевич (сторонник «Яблока»). На какой-то миг в зале повисает тишина. Большинство Лебедевича видит впервые и размышляет, с чего вдруг за него голосовать. А чиновники во главе с Верой Лев наконец понимают: прямо сейчас у них из рук выхватывают власть.
— У кого-то есть другой кандидат? Выдвигайте, тоже проголосуем! — находится Шарапов.
Опомнившись, граждане выбирают Лебедевича. Против — только дюжина человек в задних рядах: муниципальный депутат от ОНФ, сотрудники госбюджетного учреждения «Центр досуга и спорта «Южный» и компании-застройщика инкогнито (дама с кудряшками и подругами куда-то исчезла). Но им противостоит больше сотни возмущенных жителей. Которые, правда, иногда начинают громко говорить о всех районных проблемах сразу, и Лебедевичу с трудом удается их перебить. Чиновники самоустраняются, Лев иногда огрызается на вопросы ведущего. На просьбу «Пятницы» прокомментировать все происходящее она отвечает отказом.
В 20.30 все формальности завершены. Расстроенные чиновники управы скрываются в глубине коридора. Воодушевленные сторонники горки спешат оставить подписи на листах предложений («Прошу признать общественное обсуждение несостоявшимся») — бумаги и ручек хватает не всем.
— Дальше мы будем опротестовывать слушания 2011 года и получать полное заключение экологов о реальном ущербе для нашей ООПТ, который несет этот проект, — говорит Окулова, и мы отправляемся по домам.