Кто должен возводить стадион для «Зенита», на который, как всегда, не хватило денег, – Санкт-Петербург, «Газпром», городское бизнес-сообщество? Вопрос вынесен на суд общественности, обсуждается в высоких кабинетах, а на самом стройобъекте не происходит ровным счетом ничего.
На днях я прогулялся по Крестовскому острову – с Финского залива дул ветер, голова кружилась от перенасыщения кислородом. Прогуливающихся было немного. Зверюшки, обитающие в парке, почувствовали свободу. Белки, утки, дивных расцветок птицы устроили себе что-то вроде выходного.
И – главное! Их больше не беспокоит эта огромная противная стройка. Застыли краны, не видно гастарбайтеров. Там нечего делать. Тишина.
На проходной, впрочем, я встретил охранника. Кто на стройке? Пара бригад. Чем занимаются? Да так, пустяками. Поддерживают объект в должном состоянии. Само строительство не ведется – ждут утверждения новой сметы.
Памятник Сергею Кирову, кажется, застыл в безмолвном недоумении: когда деньги будут?
На устаревшем стенде значится срок окончания работ – ноябрь 2012 года. Появится финансирование – нарисуют новый стенд с правильной датой.
«43,8 МЛРД. – НЕ ПОСЛЕДНЕЕ УДОРОЖАНИЕ»
Чтобы прояснить ситуацию, я обратился к депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борису Вишневскому. За ходом строительства он пристально следит много лет. Пишет запросы наверх, но до сих пор не может взять в толк, почему финансирование стадиона для клуба-миллионера должно осуществляться на деньги горожан.
Для начала я узнал у Бориса Лазаревича, нет ли у него конфликта с футболом. Мало ли как бывает…
– Я – болельщик «Зенита» на протяжении полувека: с середины 60‑х годов хожу на футбол. И сейчас перед глазами те, кто тогда играл: Данилов, Бурчалкин, Рязанов, Совейко, Завидонов, Дергачев, Садырин… – перечисляет депутат.
– А как же нынешний «Зенит»?
– И сейчас хожу. В последний раз был на матче с «Миланом» – ходили с сыном. Болеть – болею, радуюсь победам, огорчаюсь поражениям. Но уже не так, как прежде. Потому что это уже не тот «Зенит», который был раньше. Не те игроки, которые сражались за свой город, а не за свои миллионерские зарплаты…
– История строительства ведет отсчет с 2004 года…
– Да, тогда правительство Петербурга приняло постановление № 2054 «О реализации проекта по строительству футбольного стадиона в западной части Крестовского острова». Строительство объявлялось «стратегическим инвестиционным проектом», реализуемым за счет средств ОАО «Газпром».
В ноябре 2005 года был объявлен конкурс, на котором победил проект знаменитого Кисе Курокава. А в 2007 году всю полноту ответственности за строительство взяло на себя правительство города.
– Аргументы «Газпрома» можно понять: зарегистрированная в Петербурге компания «Газпромнефть» платит городу налоги…
– Правительство Питера и не возражало. С тех пор финансирование идет только за счет городского бюджета.
– Почему все так ужасающе затянулось?
– Постоянно переделывался проект – и, соответственно, дорожал. Каждый раз, когда шла очередная переделка, работы, естественно, останавливались. Сперва строительство вела компания «Авант». Она освоила 5,5 млрд. рублей. В 2008 году контракт с ней был расторгнут (из-за удорожания проекта), и ее сменила компания «Инжтрансстрой».
На сегодняшний день потрачено около 14,5 млрд. рублей из городского бюджета. Еще 10 млрд. рублей запланированы в 2013–2114 годах. Однако в Главгосэкспертизу уже направлена новая смета – на 43,8 млрд. рублей. И, боюсь, это не последнее удорожание.
«16 ТЫСЯЧ ЕВРО ЗА ПОСАДОЧНОЕ МЕСТО…»
– Все это наводит на мысль о коррупционной составляющей. Насколько она, по-вашему, велика?
– Полагаю, что самая коррупционная проблема – это необоснованное увеличение стоимости. В 6,5 раза за шесть лет. Если стадион будет стоить 43,8 млрд. рублей (почти полтора миллиарда долларов), это эквивалентно 16 тысячам евро за одно посадочное место. Европейская норма – 3 тысячи евро.
«Альянс Арена», где выступает «Бавария», равная по вместимости планируемому питерскому стадиону, обошлась в 470 миллионов долларов – при том, что в Германии дороже и материалы, и рабочая сила. «Донбасс Арена» вместимостью 50 тысяч человек – 400 млн. долларов. 80‑тысячный стадион в Киеве – в 560 миллионов долларов.
Удорожание в случае со стадионом на Крестовском объяснялось необходимостью «выполнения жестких требований ФИФА и УЕФА» – но на Украине эти требования были выполнены при проведении Евро-2012.
– Почему вы так интересуетесь этой темой?
– Да потому, что город, которому не хватает денег на сохранение исторического центра, на расселение коммунальных квартир, на капремонт жилых домов, не выдержит самостоятельного финансирования строительства стадиона. Если мы строим только для «Зенита» – пусть платят его владельцы. Или болельщики-бизнесмены. Если это нужно для ЧМ-2018 – пусть участвует федеральный бюджет.
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член Федерального политкомитета и Бюро партии. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2011-2024)