5 октября исполняется 80 лет со дня выхода первого номера газеты «Московские новости». Поначалу издание выходило на английском языке и называлось “Moscow News”.
Основала газету журналист Анна-Луиза Стронг из США. Она признавалась, что хотела рассказать людям на Западе о жизни в СССР, куда сама впервые приехала в годы НЭПа. Первый номер “Moscow News” вышел под девизом «Советская власть и американская техника построят социализм».
В январе 1949 года Анну-Луизу Стронг арестовали по обвинению в «шпионско-подрывной деятельности против Советского Союза». Вскоре ее депортировали из «страны победившего социализма». Вслед за этим, по решению Политбюро ЦК ВКП (б), закрыли и газету, а ее главного редактора Михаила Бородина предали суду по делу «Еврейского антифашистского комитета».
«Московские новости», как символ перестройки и гласности
После восстановления газеты в 1955 году, она, помимо английского, стала выходить и на других языках мира, включая французский, немецкий, испанский, арабский, эсперанто и ряд других. Во время проведения Олимпийских игр в СССР летом 1980 года появилась и русскоязычная версия газеты. Профессор факультета журналистики МГУ, директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» вспомнил, что поначалу «Московские новости» на русском языке пользовались спросом только у нерадивых студентов, изучающих иностранные языки. Они немного переправляли статьи в русскоязычной версии для того, чтобы сдать очередной зачет по английскому или французскому.
Ситуация изменилась после того, как 24 августа 1986 года выходит первый номер «Московских новостей», подписанный новым главным редактором – Егором Яковлевым. «Газета стала расходиться чрезвычайно быстро, и ее практически невозможно было приобрести в свободной продаже, – вспоминает Андрей Рихтер. – По крайней мере, в моем родном Харькове приходилось платить киоскеру двойную или тройную цену для того, чтобы он оставил под прилавком свежий номер «Московских новостей».
Такая же ситуация была и в других городах СССР, в том числе и в столице. Президент факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой зарубежной журналистики Ясен Засурский вспоминает, как во второй половине 80-х годов у здания редакции на Пушкинской площади с самого утра выстраивались огромные очереди к киоску, куда завозили больше номеров свежих «Московских новостей». Среди наиболее ярких публикаций Ясен Засурский упоминает публикацию интервью с Борисом Ельциным, когда того сняли с поста Первого секретаря Московского горкома КПСС. Кстати, это интервью, разошедшееся по стране в сотнях тысяч машинописных копий, помогло опальному политику победить на выборах в Верховный Совет СССР весной 1989 года.
Андрей Рихтер, в свою очередь, упоминает публикации на исторические темы – воспоминания о последних дня Бухарина, написанные его вдовой Анной Лариной, об убийстве Троцкого, а сталинских репрессиях и московских процессах 1936 – 38гг. «Все то, о чем мы раньше слышали по иностранным «голосам» и что обсуждали между собой на кухнях, теперь можно было прочесть в газете на русском языке. И мы понимали, что вместе с нами это прочтут миллионы других людей, а значит, изменения в нашей жизни неизбежны», – вспоминает Андрей Рихтер.
Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский также отмечает необычность «Московских новостей» времен перестройки во всем – и в оформлении, и в смелости публикаций. Но, прежде всего он отдает должное тогдашнему главному редактору издания Егору Яковлеву, с которым неоднократно беседовал. «Мы встретились с Егором Владимировичем, когда я только ушел в отставку с поста первого вице-премьера правительства. Его чрезвычайно интересовало все происходившее, мы с ним беседовали и о программе «500 дней», и о том, почему я не захотел работать с Ельциным. Он был очень профессиональным человеком, и мы с ним часто обсуждали ключевые события в жизни страны. А их тогда было очень много», – вспоминает политик и добавляет, что некоторые важные вопросы, освещавшиеся в «Московских новостях», не могли быть напечатаны ни в одной другой газете.
Экономические трудности эпохи реформ
Эта же линия продолжалась и после ухода Яковлева с поста главного редактора «Московских новостей» в августе 1991 года. Григорий Явлинский напоминает о том, что в мае 1992 была опубликована его статья, в которой он предупреждал о том, что гайдаровские реформы приведут к гиперинфляции, а затем и к очень серьезным политическим конфликтам. «В те времена ни одно либеральное издание не решилось бы на подобную публикацию – только оппозиционные коммунистические газеты», – утверждает Григорий Явлинский.
Петербургский литературный критик Михаил Золотоносов проработал в штате «Московских новостей» 13 лет. Он стал сотрудничать с газетой осенью 1991 года и, по его словам, новый главный редактор Лен Карпинский подписывал в печать даже те материалы, которые не решился бы выпустить его предшественник.
Вместе с тем, тиражи «Московских новостей», как и многих других российских изданий, в начале 90-х годов резко пошли вниз. Ясен Засурский объясняет это тем, что, получив свободу, редакциям приходилось искать деньги, для того, чтобы оплатить бумагу, типографскую краску, печатную технику, доставку… Банки или состоятельные бизнесмены, которые соглашались вложить деньги в газету, диктовали свои условия, чтобы она приносила доходы. В результате одни издания переквалифицировались в таблоиды, другие, не выдержав конкуренции, просто закрылись.
Русскоязычная версия «Московских новостей» прекратила выход с 1 января 2008 года, по решению тогдашнего владельца издания, бизнесмена Аркадия Гайдамака. А 20 сентября этого года появилось сообщение о том, что информационное агентство РИА Новости и издательский дом «Время» приступают к осуществлению проекта ребрендинга газеты «Время новостей» и выпуска на ее основе ежедневной газеты «Московские новости» на русском языке.
Издатели уверены в успехе. Эксперты в нем сомневаются
Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк в связи с этим официально заявила, что «на базе газеты «Время новостей» и РИА Новости будет создана самая современная газета, которая будет использовать все многообразие форматов и платформ для производства и доставки контента читателю».
Впрочем, у собеседников «Голоса Америки» эта информация особого энтузиазма не вызвала. Михаил Золотоносов говорит, что вообще не уверен в нужности газеты для «левой интеллигенции» (пользуясь терминологией времен перестройки). Кроме того, многое будет зависеть от личности главного редактора и от того, кто будет писать статьи. К тому же, российский газетный рынок еженедельных и ежедневных изданий перенасыщен. «Чем можно удивить в этих условиях, и как можно выделиться, мне пока непонятно», – говорит Михаил Золотоносов.
Андрей Рихтер сомневается, что сейчас такая газета будет востребована: «Изменилась вся реальность, включая образ жизни российского человека. Появился Интернет, где при желании можно найти все, что захочешь», – отмечает эксперт. По егот словам, в последние годы россияне разуверились в том, что даже самые громкие разоблачительные материалы о коррупции в высших эшелонах власти или о торговле детскими органами приведут к каким-либо последствиям. «Возрожденные «Московские новости, на мой взгляд, это просто эксплуатация известной среди читателей старшего поколения торговой марки, которая вряд ли приведет к какому-то успеху», – полагает директор Института проблем информационного права.
Григорий Явлинский считает, что определенный спрос на гласность в российском обществе сейчас есть: «Конечно, людям было бы интересно узнать, что происходит на самом деле, – говорит политик, – но я не уверен, что может найтись необходимое количество журналистов, чтобы делать газету на профессиональном уровне. Максимум, на что сейчас способно журналистское сообщество, это на выпуск «Новой газеты», – подытоживает он.
Анастасия Плотникова
Оригинал статьи здесь