Картель ТрудЛАГ
Как колонии и тюрьмы без торгов получили контракты на благоустройство Челябинской области на 500 млн. рублей
РАССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ФИЛИАЛА ЦЕНТРА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (ЦАП) "ЯБЛОКА" О СГОВОРЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ТЮРЕМ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДРЯДАХ НА 500 МЛН. РУБ.
ЧТО ПРОИЗОШЛО:
1
Муниципальные образования Челябинской области с каждым годом все больше «отдают» без торгов работы по благоустройству городских пространств исправительным учреждениям: колониям и тюрьмам.
2
За три последних года учреждения уголовно-исправительной системы (УИС) по Челябинской области получили без торгов контракты по благоустройству и капитальному ремонту почти на полмиллиарда рублей. В списке заказчиков муниципалитеты: Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Верхнеуральск, Верхний Уфалей, а также Сосновского, Еманжелинского, Агаповского и Чебаркульского районов области. Суммы и количество таких контрактов из года в год растут в геометрической прогрессии: в 2018 году - 32,5 млн. руб., в 2019 году – 177,4 млн. руб., за неполный 2020 год уже заключено контрактов на 271,5 млн. руб.
3
В большинстве случаев, колонии и тюрьмы выступают посредниками, передавая выполнение работ другим подрядным организациям, также минуя торги. Из-за отсутствия конкуренции местные бюджеты не получают экономии, подрядные организации заказы, а жители должного качества.
4
Власти пользуются «лазейкой» в законе о госзакупках, разрешающей заключение контрактов без торгов у предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы. Но чиновники забывают ряд условий: по закону учреждения должны выполнять работы своими силами, а заключение контрактов без торгов возможно только в случаях отсутствия "конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов закупок".
5
Исправительные учреждения, зачастую, не могут самостоятельно выполнять подряды: не имеют квалифицированных работников, а осужденные не вправе покидать территорию (кроме переведённых на облегченный режим колоний-поселений, исправительных центров).Чтобы выполнить работы, колонии и тюрьмы нанимают субподрядчиков. Что за компании работают на колонии неизвестно – УФСИН не раскрывает их.
6
У муниципальных администраций и пенитенциарных учреждений Челябинской области есть признаки картельного сговора (ст. 15 и п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции). Цены в контрактах с колониями выглядят завышенными, а при передаче денег на субподряд часть суммы и вовсе иногда теряется.
Начиналось все с заборов
Чугунный забор на пр. Ленина Челябинск. Фото с сайта znak.com
В 2017 году вступили в силу изменения в перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы без торгов (утверждён Постановлением Правительства РФ N 1292 от 26.12.2013 г.).

Раньше без торгов можно было закупать подрядные работы у учреждений и предприятий УИС только для собственных нужд УИС. После изменений эти ограничения сняли и заключать подрядные контракты без торгов с трудом осужденных разрешили любым государственным и муниципальным заказчикам.

В Челябинске и Копейске муниципальные власти сразу решили воспользоваться этим допущением Правительства. Так, «силами» исправительных колоний № 2, № 18 строгого режима и № 8 общего режима началась работа по «озабориванию» центра Челябинска и Копейска, установке скамеек, урн, остановок и замене светильников на городских улицах.
Из каталога продукции ГУФСИН по Челябинской области
Все работы были отданы колониям напрямую, без конкуренции с обычными фирмами, а себе оставили только изготовление поделок для украшения улиц.

Начало было скромным, и общий объем подрядных договоров, заключенных таким образом с колониями за весь 2017 год составил чуть более 13,5 млн. рублей.

В 2018 году муниципальные заказчики Челябинска и Копейска увеличили объем закупок строительных работ без торгов у колоний более чем в два раза.

К списку колоний-подрядчиков добавилась исправительная колония № 11 общего режима.

По итогам года сумма "тюремных" контрактов составила 32,5 млн. рублей. Муниципальные чиновники и уфсиновцы стали входить во вкус.
Дорога в аэропорт
Фото и цитата из концепции благоустройства гостевых маршрутов г. Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС
В 2019 году контракты перевалили уже за 177 млн. рублей.

К числу подрядчиков добавились колония № 21 общего режима и Верхнеуральская тюрьма, а к числу муниципальных заказчиков примкнули администрации из Сосновского, Агаповского, Еманжелинского и Чебаркульского районов, а также Магнитогорска, Верхнеуральска и Верхнего Уфалея.

Самыми крупными и скандальными стали: контракт на благоустройство автодороги от кольца на челябинский Аэропорт и ремонт ограждения парка Алое поле в Челябинске, заключенные муниципальными властями Челябинска без торгов с колонией № 2 на 84 млн и 34 млн рублей соответственно.

Практически все работы по этим контрактам: монтаж и изготовление мультимедийного экрана на кольце, укладка тротуарной плитки, изготовление и монтаж ограждений были выполнены силами неизвестных субподрядчиков.
Из пояснения антимонопольной службе от самой колонии по контракту на ремонт ограждения в парке Алое поле это было сделано: «в связи с невозможностью ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области выполнять указанные работы собственными силами, поскольку учреждение является исправительной колонией строгого режима, заключенные которой не могут покидать ее пределы». Как правило, колония тоже заключала с суподрядчиками договоры без проведения торгов – у единственного поставщика. На витрине агрегатора торговли «Берёзки» помещались только мелкие контракты – до 600 тыс. рублей.

Часть суммы по дороге могла «теряться». Так, мультимедийный экран на кольце по изначальной смете стоил 41 млн. руб. У субподрядчика его заказали уже за 37 млн. руб. Куда ушли ещё 4 млн стоит спросить начальника колонии.
Эскизный проект дороги в аэропорт архитектурной студии Сергея Шумака
Въездная стела "Пять дорог" что-то напоминает
Мультимедийный экран на кольце по смете 41 млн. руб., заказали у субподрядчика за 37 млн. руб.
Сварные конструкции изготавливаются силами колонии
От тюрьмы до суммы
В 2020 году объём закупок у колоний бьёт рекорды. За неполный год он превысил уже 271 млн. рублей.

К уже участвующим в благоустройстве области колониям добавилась колония № 1 строго режима, а среди заказчиков по «проверенной схеме» закупок появились новички и новые лидеры. Среди них отличились муниципальные власти Магнитогорска. Там стали усиленно заключать контракты с колониями без торгов на любые работы: по благоустройству, монтажу остановок, строительству инженерных коммуникаций и даже капитальному ремонту библиотеки. Магнитогорск заплатил колониям уже больше 100 млн. рублей.

Старался не отстать и Челябинск, закупив у колонии № 8 работы по созданию площадок для накопления бытового мусора на 71 млн. руб. и восстановление сетей наружного освещения более чем на 46 млн. руб.
Эскиз остановки в Магнитогорске из документации закупки. На торгах цена 1 остановки в среднем 70 тыс. руб., без торгов у колоний 1 остановка закупается дороже 81 тыс. руб.
Почему заказчики не пускают на торги обычные фирмы? Чиновники обосновывают выбор колоний надежностью, качеством и низкими ценами. Как показывает расследование, всё наоборот.

Объясняем завышение цен на примере остановок в Магнитогорске:

В 2019 году начальная цена изготовления и монтажа 1 остановочного комплекса, закупаемого в Магнитогорске через торги, без НДС была 59 тысяч рублей (с НДС порядка 70 тысяч рублей) ЭА № 0169300000319000383 и ЭА № 0169300000319000011. Цены на аукционах даже падали. Без торгов за эту же остановку по контракту с колонией № 18 заказчик заплатил уже 81 тысячу рублей без НДС (контракт № 3741400667319000277). Если учесть, что таких остановок закупалось больше 150 штук, разница в ценах очень ощутима для муниципального бюджета.

Довод о надежности работы с учреждениями ФСИН и качестве их работ опровергается практикой: сроки часто срываются, а техзадания нарушаются. Например, контракт на ремонт ограждения на Алом поле. Во время приёмки чиновники поменяли задним числом техзадание, якобы из-за несущественной ошибки подрядчика при монтаже. По закону так делать нельзя.
Таблицу с закупками подрядов у единственного поставщика - учреждений ФСИН в 2017-2020 и субподряды посмотреть здесь
Цифры
СОТРУДНИЧЕСТВО МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И КОЛОНИЙ
С 2017 ПО 2020 ГОДЫ
65

Подрядных контрактов заключено без торгов
500 млн

Рублей сумма всех подрядных контрактов
21

Муниципальный заказчик Челябинской области
Выводы
1
Монополизация рынка по благоустройству
Начав с закупок на изготовление и монтаж ограждений в 2017 году, в 2019-2020 году муниципалитеты стали закупать без торгов у колоний и тюрем большой перечень работ по благоустройству городских пространств и ремонту инженерных сетей. При этом сами колонии тоже стали закупать больше у единственных поставщиков, хотя до этого проводили нормальные торги.
2
Учреждения УИС являются посредниками
Практически все работы отдаются на исполнение субподрядчикам. При этом выбор фирм непрозрачный и зависит только от предпочтений начальства УИС.
3
Низкая стоимость и надежность - это миф
Без конкуренции не приходится ожидать рыночных цен и качественных работ. Изучение контрактов с учреждениями УИС это подтверждает. Закупки у колоний дороже обычных тендеров, а при заказе субподрядов сами колонии могут оставлять часть денег себе. Нередки просрочки и претензии к качеству работ.
4
Отказ от торгов ничем не обусловлен
Единственное преимущество для муниципального заказчика в закупках подрядов от учреждений УИС - сокращение сроков размещения заказа и упрощение процедуры закупки. Но эти преимущества сомнительны, если посмотреть на недостатки: ограничение конкуренции и коррупциогенные риски. Одна из основных задач Уголовно-исполнительной системы России - привлечение к труду осужденных должна решаться не во вред конкуренции, эффективного расходования бюджета и удовлетворения муниципальных нужд.
Действия
Я обратился в УФАС по Челябинской области с заявлением о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными заказчиками и учреждениями ФСИН по Челябинской области.

Буду добиваться признания всех заключенных без торгов контрактов на выполнение подрядных работ соглашениями ограничивающими конкуренцию.

Я также требую от ГУФСИН по Челябинской области раскрытия информации по всем привлекаемым субподрядчикам в рамках исполнения муниципальных контрактов на благоустройство. Это важно для всестороннего, объективного расследования и проверки аффилированных связей.

Рынок по благоустройству городской среды высококонкурентный, а торги на нем часто приводят к существенной экономии бюджетных средств. Дальнейшее бездействие в данной ситуации может привести к монополизации данного рынка.

Часто упоминаемые конкурентные преимущества учреждений уголовно-исполнительной системы: стоимость и качество работ, должны быть подтверждены на торгах. Если это так, впобеда им обеспечена.

Ярослав Щербаков
Председатель Челябинского регионального отделения партии "ЯБЛОКО", руководитель филиала ЦАП
Made on
Tilda