Децентрализация или смерть:
будущее Московского региона

Экспертный круглый стол в Яблоке: видеозапись и содержание докладов
Подмосковье стабильно занимает первое место среди российских регионов по объему строительства, обгоняя даже Москву. Только первом квартале 2016 года было введено в эксплуатацию 1,26 миллиона квадратных метров жилья.
Для сравнения – за тот же период весь Уральский федеральный округ построил на 100 тысяч квадратных метров меньше, хотя жителей там больше на 5 миллионов человек.
Ничто, кроме алчности строительного лобби, не мешало перенаправить миграционные потоки из ближнего Подмосковья и развивая транспортное сообщение Москвы с городами дальнего пояса, создавая там инфраструктуру и рабочие места. Попытки оправдать эту политику с экономической точки зрения не имеют под собой основания. Ведь перенаселенные, задыхающиеся от смога мегаполисы давно уже не являются драйверами экономического роста.
Если бы власти проводили обдуманную политику, в дальнем Подмосковье могли бы появиться несколько крупных городов с комфортной средой и рабочими местами. Но вместо этого, Москву и города возле МКАДа, куда съезжаются миллионы россиян и иностранных мигрантов, может настигнуть транспортный и инфраструктурный коллапс.
Об этом говорили на круглом столе «Будущее Московской области – развитая агломерация или «гетто» для рабочей силы Москвы», который организовало Подмосковное Яблоко в центральном офисе партии на Пятницкой. Эксперты-урбанисты, городские депутаты и активисты поделились аналитикой и накопленным опытом, а также обсудили пути выхода из кризиса в сфере градостроительства в Подмосковье.
С вступительным словом к собравшимся обратился председатель Московского «ЯБЛОКА», член Политкомитета партии Сергей МИТРОХИН. По его мнению, в Московском регионе сложилось двоевластие. Во времена Лужкова и Громова это была открытая конфронтация – проблемы на границах Москвы и Области не решались, а усугублялись. Теперь же конфликта нет, однако нет и кооперации, согласованности действий, считает Митрохин. В пример он привел попытки Москвы избавиться от пробок на Ярославском шоссе. Одновременно с ними идет разработка генерального плана города Королёв, который в текущем виде едва ли позволит реализовать замыслы московского правительства хотя бы наполовину. У Яблока есть решение этой проблемы:
"В свое время мы предлагали создание трехсторонней Комиссию по развитию Московского региона с участием представителей администраций и депутатов Москвы, Московской области и федерального центра, которая готовила бы предложения и поправки в законы, ориентированные на гармонизацию отношений двух регионов".
Также, политик обобщил свой опыт градозащитной деятельности в Подмосковье:
"Если в Москве основные проблемы связаны с коррупцией, то в Московской области, особенно на уровне администраций районов и поселений, мы сталкивались с откровенным криминалом". Митрохин вспомнил свой разговор по поводу ситуации в Химках с одним из федеральных чиновников, который пожаловался ему, что в городе сложился "криминальный анклав", с которым якобы ничего нельзя сделать. Однако, как отметил политик, такие анклавы существуют в Подмосковье повсеместно, и можно забыть о решении каких-либо проблем, если не будет проведена их "зачистка" под контролем главы государства или хотя бы губернатора.
О сценариях развития транспортной системы в регионе рассказал Егор МУЛЕЕВ, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (под руководством М.Я. БЛИНКИНА). В государственном планировании "транспорт выполняет догоняющую функцию", считает эксперт. По его мнению, как такового планирования практически нет, а приоритеты диктуются только затыканием дыр:

Сначала построят жилье, а потом думают, как люди оттуда будут выезжать.
Кроме того, эксперт рассказал о современных тенденциях в науке о транспорте, связанных с возрастанием роли социальных наук, в то время как в России до сих пор при планировании преобладают математические расчеты. Другой особенностью нашей страны является то, что технико-экономические обоснования "подгоняются" под кулуарные договоренности бюрократии и бизнеса, а не выявляют реальные потребности населения. В итоге со стороны чиновников нет ни понимания того, зачем вообще нужен транспорт, ни диалога со специалистами, ни спроса на качественные исследования. Надежду на улучшение качества транспортного планирования Егор Мулеев возлагает на низовые общественные инициативы, аналогичные данному круглому столу.
У транспортного коллапса есть, конечно же, более фундаментальные причины: в Подмосковье строят спальные районы, а не создают рабочие места, провоцируя маятниковую суточную миграцию.

Председатель Королёвского отделения Мария РЕВЕЖАК рассказала о том, как проходили публичные слушания по генплану города:
"У нас та самая ситуация, когда в городе постарались принять хищнический генплан. В нем даже не была заложена идея, что Королев это не просто город, а наукоград, не были учтены его уникальность и историческая ценность. Изначально город был построен для ученых, для инженеров. Люди должны были видеть среду, которая вдохновляет на творческую работу. Прошло 13 Публичных Слушаний, на которых все жители высказались однозначно против генплана. За исключением тех товарищей, которых привозили на автобусах. Усилиями жителей на каждых слушаниях были предложены идеи по изменению генплана. Сейчас внесены более 30 поправок. Посмотрим, хватит ли сил у администрации протащить этот генплан".

Комплексный и стратегический взгляд на пространственное развитие Московской области представил в своей презентации Александр АНТОНОВ, главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства». Не будучи ни чиновником, ни официальным представителем НИиПИ (это одна из трех организаций, выигравших крупнейшие тендеры областного правительства на разработку генпланов), Антонов, тем не менее, начал с того, что попытался отвести обвинения от команды Андрея Воробьева: "Любой чиновник на месте губернатора так же оказался бы заложником обстоятельств – централизации экономики и задач, поставленных федеральной властью. Не губернатор Московской области определил 15 лет назад, что главной бедой российского народа является нехватка жилья, не он поставил задачу строительства 1-го кв.м. на живого человека в год, не он утвердил Майские указы, с которыми он вынужден справляться и отчитываться об их выполнении". Отметим, что депутат Красногорского района от Яблока Игорь ЗАЙЦЕВ, выступавший вслед за ним, достаточно убедительно этот тезис опроверг – см. далее.
Второе, на что обратил внимание урбанист – проблемы Москвы и Московской области нельзя решить без воли федеральной власти. Московская агломерация даже не попала в программу Минрегиона по развитию 17-ти российских агломераций, и это решение было сознательным, поскольку министерству просто-напросто не хватило бы административного веса для ее реализации. Необходимо на федеральном уровне разработать стратегические принципы пространственного развития страны. Сегодня таковых просто не существует. Вместо этого, ситуация складывается по инерции, в соответствии со стихийно сложившимся принципом, который Антонов описывает следующим образом:

Александр АНТОНОВ, главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства» (справа)
"Все – в Москву. Кому не хватило места в Москве, селятся вдоль МКАДа. Кому не хватило места вдоль МКАДа – в города-миллионники. Остальные – выживают, как умеют".
Далее Антонов продемонстрировал уникальное исследование о том, как развивалась Московская область за последние 15 лет. Сегодня в это сложно поверить, но до 2000-х годов население региона снижалось. "Все начинается после кризиса 1998 года, когда на государственном уровне была высказана идея, что ситуацию спасет масштабное строительство. Дескать, нашему народу нужна не еда, не учеба, не здоровье. Квадратных метров ему не хватает!"

С 2005-2008 годов начинается гигантский рост строительства в городах первого пояса вокруг МКАД. С 2007 года Подмосковье обгоняет Москву по объемам ввода жилья и с тех пор оставляет столицу позади. В 2014-2015 году ввод жилья находился на уровне около 8 млн. кв.м., однако в 2016 году, по оценке независимых аналитиков, в области построят меньше –
около 5.5-6.5 млн. кв.м. жилья.
С некоторым запаздыванием от строительства начинает расти численность населения: "Чтобы заполнить построенное жилье, населению нужно 2-3 года". То есть, если мы сегодня введем мораторий на выдачу разрешений, в построенное жилье – как уже купленное, так и еще находящееся в продаже будет постепенно заполняться жителями. По разным оценкам сейчас не заполнено порядка 15-20 млн. кв.м. жилья и разрешений на строительство выдано еще примерно на столько же.

Все это позволяет разместиться у нас в Московской области еще более чем 1 млн. человек при обеспеченности по 30 кв.м.

Города среднего пояса в это время демонстрировали нормальный сдержанный рост. А вот судьба дальних городов заслуживает отдельного внимания:
"У нас есть много прекрасных исторических городов – Коломна, Сергиев Посад, Серпухов, Кашира – с отличной средой, с обеспеченностью школами и детскими садами, с роскошной индустрией, которая была построена еще во времена оно. Они начинают расти в 2003-2009 годах, а потом… темпы их роста падают. Те, кто мог приехать и поселиться в этих городах, в результате "большой стройки" в первом поясе поселились близ МКАДа. Они могли бы дать импульс этим городам. Но дали импульс Москве".

Печальная динамика наблюдается и в типологии застройки. Почти в три раза за последние десять лет упала доля индивидуального жилищного строительства, разумеется, за счет увеличения строительства многоквартирных домов. Если в 2007 году 40-45% возводимого жилья (в зависимости от района) относилось к частным домам, то по итогам 2015 года таковых было всего лишь 17%.
На этом фоне быстро сокращалась обеспеченность рабочими местами. В 2012 году в Подмосковье в зависимости от района на 1000 человек приходилось 300-350 официальных рабочих мест; 10-12 лет назад их было на сто больше – 400-450.
Есть ли у власти стратегия выхода из сложившейся ситуации? Такой документ существует и называется Стратегия социально-экономического развития Московской области, она была представлена в январе этого года.
Однако если взять перечень предложенных там инвестиционных проектов и наложить их на карту региона, то ясно видно отсутствие четкого пространственного подхода.
По мнению Антонова, это отражает тенденцию, которая складывается в отношениях регионального правительства с инвесторами – осознав дефицит рабочих мест как приоритетную проблему, чиновники принялись его устранять, не обращая должного внимания на последствия индустриального или логистического развития сельских территорий:
"« – Вот у меня есть поле, хочу поставить там заводик. – Ставь. Инвестиции есть? Неси». А может быть, надо подвинуться поближе к транспортным узлам? Рядом с полем могут быть дачи, сельские населенные пункты, и фуры могут поехать через деревню, что не совсем хорошо".
Архитектор представил возможные сценарии развития ситуации до 2035 года в зависимости от территориальных приоритетов развития.
1
Инерционный сценарий
Фактически уже реализуется. Заключается он в решении накопившихся проблем. Но отсутствие стратегического подхода лишь усугубит ситуацию, считает Антонов:
"Если мы будем просто строить в центральной части Подмосковья больше детских садов, дорог, стоянок и рабочих мест, то туда приедет еще больше народу".
В этом случае, после полного исчерпания земельных ресурсов и пропускной способности транспорта, может начаться масштабная застройка в зоне ЦКАД, с теми же последствиями.
2
Корреционный сценарий
Базируется на развитии нескольких знаковых инфраструктурных проектов, типа ЦКАД, и перенаправлении в эту зону части инвестиций в строительство и догоняющее развитие рабочих мест и социальной инфраструктуры. Это может позволить предотвратить "расползание масляного пятна", то есть зафиксировать уровень плотности населения в центре и рассредоточить развитие вдоль основных радиальных направлений, с сохранением зеленых коридоров – это территории вдоль реки Москвы и территории на севере области.

3
Кардинальный сценарий
Пока еще существует, по мнению Антонова, возможность кардинального решения проблем перенаселенности ближнего Подмосковья и стагнации дальних городов. Это третий сценарий, для реализации которого необходимо, прежде всего, определить следующий приоритет – развитие скрытого потенциала городов внешнего пояса, связывающих Москву с соседними областями.

"Вместо развития центральной части области, можно создавать сетевую структуру на базе хороших исторических городов, во многих из которых, действительно, появляется комфортная среда, и которые просто знать не знают проблем городов ближнего Подмосковья".
Соответственно, вся активность в жилищном строительстве переводится в дальний пояс и отчасти в зону ЦКАД. В ближнем Подмосковье вводятся жесткие и безусловные ограничения на застройку свободных территорий. Этот путь мог бы предотвратить коллапс Московского региона, насколько фантастичной ни казалась бы его реализация в полном объеме:

"Представьте, что мы создаем в дальнем Подмосковье новый мощный город на 1,5-2 миллиона человек, который сможет уравновесить Москву".

Второй вариант этого сценария ориентируется в выборе городов - опорных точек роста исходя из их потенциала экономического развития: "Это индустриальный пояс Московской области, созданный в XIX - начале XX века. В него входят города с хорошими транспортными связями, фантастически обеспеченные ресурсами. Я делаю сейчас генплан города, в котором нет недостатка ни в чем – ни в электричестве, ни в канализации, ни в газе, там все есть в резерве. Это город Воскресенск. Экологическая ситуация там одна из самых грустных в регионе. Но с точки зрения развития индустрии самый богатый потенциал именно у таких городов, особенно на юго-востоке – Воскресенск, Коломна, Орехово-Зуево".
Однако, кроме отсутствия политической воли, ситуацию омрачает непростая дилемма, о которой напомнил эксперт: "Проект планировки – это документ. Его нельзя просто так выкинуть и сказать, что он больше не действует, мы передумали. Это обязательство, которое взято властью". В презентации эксперта была приведена одна из оценок, согласно которой за прошедшие 15 лет было разработано проектов планировок на порядка 110 млн. кв. м. многоквартирного жилья. Из них за это время построено порядка 20 млн. кв.м. Оставшийся резерв по проектам планировки – около 90 млн. кв. м. Соответственно, при текущих расчетных нормативах, это 3 миллиона человек. Плюс к этому – земель без разработанных проектов планировки, но уже переведенных в категорию «земли населенных пунктов», в Подмосковье сегодня насчитывается еще под сотню квадратных километров. (По просьбе Александра Антонова уточняем, что согласно его оценке экономической ситуации, вероятность застройки этих площадей в обозримой перспективе крайне невелика. Но юридически эта возможность остается, и она отображается в документации по территориальному планированию).
В качестве примера Антонов привел подмосковный город "Коротищи", которого нет на картах. "Коротищи – это город на 750 тысяч жителей. Он занимает территорию от Мытищ до Пушкино и от Королёва до Щелкова. Это конгломерат застроенных территорий. Внутри него зеленых территорий на порядок меньше, чем в Москве, внутри него почти не осталось сельскохозяйственных земель (только узкая полоса вдоль реки Клязьмы). Это единый город, который входит в двадцатку крупнейших городов России. Но нам по-прежнему кажется, что это семь или девять отдельных муниципальных образований". Также, архитектор привел пример генплана одного поселения, которое согласно проектам планировок к 2035 году может вырасти до 50-60 тысяч человек. Не факт, что такой резерв прироста населения существует, но этот потенциал отражается в официальных документах, поскольку он подкреплен утвержденными проектами планировки и юридическим статусом земель. По мнению эксперта, аналогичные расчеты можно сделать для половины территорий Московской области.
В последующей дискуссии представители нескольких инициативных групп задали свои вопросы о процессе утверждения генпланов их городов и поселений.

Антонов рекомендовал направлять предложения по их корректировке не разработчикам, а заказчику, то есть в Главархитектуры Московской области:

"Есть процедура, ее нужно соблюсти. Заказчик может рекомендовать институту учесть предложения, а может рекомендовать не учесть".

Причем, по некоторым вопросам позиция заказчика меняется на протяжении года, пояснил разработчик.


Максим СОРОКИН, председатель движения Наш Звенигород, рассказал о ситуации в своем городе:

"Процентов 50-80% земель было переведено под строительство фактически незаконно.

По генплану Звенигорода мы видели письмо главы администрации разработчику, НИиПИ, состоящее из 83 пунктов, и почти все они о переводе земель под строительство. Вы разрабатываете генпланы, которые узаконивают бандитский захват земель".
Антонов ответил, что "эти вопросы нельзя обсуждать с такой позиции, будто все, что было до нас, это бандитский захват, иначе мы никогда не построим правовое государство".
~
Депутат Совета депутатов г.Красногорск от партии Яблоко Игорь ЗАЙЦЕВ подверг жесткой критике подмосковных чиновников за политику, проводимую в интересах строительного лобби, а не жителей, а также раскрыл шокирующие детали из подоплеки дела Амирана Георгадзе. Но вначале депутат ответил предыдущему спикеру:

Игорь Зайцев (справа)
"Оказывается, у нас от губернатора Московской области вообще ничего не зависит? Я вам хочу напомнить, что губернатор Воробьев был одним из лидеров единоросов, главным тезисом в программе которых было развитие малоэтажного жилья. Это то, с чем они шли в эту Госдуму. Но мы видим, что почему-то в Московской области в итоге был сделан крен на многоквартирное жилье. Это зависело от губернатора? Я помню, что нынешний зампред в правительстве Воробьева господин Елянюшкин в 2012 году говорил, что у нас согласовано 18 млн. кв. м. жилья. Но вот проходит три года, и согласовано уже 40 млн. кв.м. Безусловно, сегодняшняя региональная и местная власть несет за это прямую ответственность".
В качестве примера он предложил родной Красногорский район, лидирующий в регионе по объемам строительства. В Красногорске за 4 года построено 3 млн. кв.м. жилья, это порядка 7500 квартир, сообщил Зайцев. (Для сравнения - вся Свердловская область за 2015 год построила 3,2. млн. кв.м.). Дорог при этом было построено… ноль километров!
Строительство многоквартирного жилья преподносилось чиновниками как эдакий драйвер решения всех проблем. Но что произошло на самом деле? Красногорский район в данный момент занимает последнее место в регионе по обеспеченности местами в детских садах.

"Проблемы с дорогами и размещением социальных учреждений в Красногорске уже, видимо, не будут решены до конца –
земли нет, негде строить!"

Что касается проблем очереди на жилье, городской депутат привел не менее шокирующие данные.
"За эти 4 года по социальным программам было выделено всего семь квартир! Потом вмешался Совет депутатов с моим участием, и дали еще пятнадцать".
Квартиры не выделялись даже участковым, несмотря на поручение президента. Почему это происходило? Зайцеву удалось докопаться до сути с помощью Контрольно-Счетной Палаты города, в которой по его обращению была инициирована проверка инвестиционных контрактов:


"Город заключает с застройщиком инвестконтракт, по которому 20% жилья должны быть переданы в муниципальную собственность. Наверх отрапортовали. Губернатор увидел эту цифру и говорит, что проблему ветхого жилья мы решим. А потом цифра начинает уменьшаться. В нашем случае до 2%, а иногда и до нуля. Решал все единолично глава Красногорского района". Согласно акту Контрольно-Счетной Палаты, таких уступок набралось примерно на 45 тысяч кв.м. при объемах проверки всего в 800 тысяч кв.м. Столько строят в Красногорске за один год.
Учитывая среднюю цену в Красногорске 100 тысяч рублей за квадратный метр, город возвратил инвестору 4,5 миллиарда рублей. Просто, потому что якобы обстоятельства поменялись.

Эта сумма равна бюджету Красногорского района.

Но если сопоставлять эти цифры, надо учитывать, что процесс принятия бюджета не сводится к единоличному решению одного человека.
"У нас в Красногорском районе и законодатели, и контролирующие органы, и региональные власти пропустили эту дыру, в которую рухнули такие средства, на которую можно было построить колоссальную инфраструктуру", – заключил Игорь Зайцев.

На фото: деревянное здание Психоневрологического диспансерного отделения Красногорской городской больницы №3
После выступления красногорский депутат ответил на вопросы из зала. Слово взял руководитель одной из фирм застройщиков. "Чтобы провести электроэнергию на объект, мне надо было тянуть кабель пять километров", – привел он аргумент, защищая позицию бизнеса в получении льгот от муниципалитета.
Вы согласны, что все договоренности застройщиков с муниципалитетом должны официально оформляться?" – спросил Зайцев. Застройщик согласился.
Следующим выступил заместитель председателя Подмосковного Яблока, член Европейского клуба экспертов местного самоуправле-ния Ильдар ФАСЕЕВ.

Говоря об истоках сложившегося кризиса, он указал на сверхконцентрацию в Москве финансовых и административных ресурсов государства.

Так, по информации Счетной палаты РФ в 2010 году доля Москвы в налоговых и неналоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 18%, то есть примерно 1.6% на 1. млн. жителей.
Без того чтобы эту сверхконцентрацию ресурсов преодолеть, ситуацию исправить невозможно. Центральное место в решении этой задачи должно занимать Местное Самоуправление. Во всех странах большую часть ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность граждан по месту жительства, сосредоточена в самих городах и органах местного самоуправления, а у нас наоборот все у них отобрали.
"Московская область – это единственный регион в России, где все полномочия по градостроительству забрали у органов местного самоуправления. То есть, практически его отменили".
"Урбанисты продолжают по инерции говорить про "Московскую агломерацию". Но на самом деле это уже никакая не агломерация.
Это территория сплошной застройки. Агломерация это нечто иное, это союз само-стоятельных муниципальных образований. А не единая административная вертикаль
.
К сожалению, у нас все вопросы решаются созданием вертикали, и при нынешней власти эту централизацию преодолеть невозможно, – считает Фасеев, – Никакой губернатор ситуацию изменить не сможет. Это не значит, что здесь и сейчас не надо бороться с теми нарушениями законода-тельства и прав граждан."



Ильдар Фасеев:
"Для кардинального решения местных проблем надо кардинально менять власть во всей стране. Часто говорят, что такие вопросы, как коммунальное хозяйства и городское строительство это не политика. Вот мы сейчас с вами обсуждаем ситуацию у нас в регионе и видим, что это самая настоящая политика.
То, какую политическую систему строят сверху, мы ощущаем и на местном уровне".
Депутат города Сергиев Посад, заместитель председателя Подмосковного Яблока Сергей КРЫЖОВ рассказал о своем иске в Мособлсуд об отмене закона, который оставляет городские поселения без права голоса при утверждении генпланов:

"Право утверждать генпланы в Московской области осталось только у городских округов. Но их не так много. А вот у городских поселений это право отобрали и передали районам. К чему это привело?
Возьмем, к примеру, наш Сергиев Посад. В совете района – 24 депутата, по два от 12 поселений.
У самого города при утверждении его генплана будет только два голоса. Лоббистам застройщиков гораздо легче убедить депутатов из других поселений.
Это, во-первых, вопиющая несправедливость. Во-вторых, это незаконно. Полномочия по планам развития муниципального образования в законодательстве отнесены к полномочиям исключительно представительного органа (ч.10 ст. 35 ФЗ №131). Я подал иск в Мособлсуд. И многие депутаты из нашего Совета выразили со мной солидарность. Я ищу поддержки от других городских поселений".
Председатель Градостроительно-земельной комиссии Народной Палаты Подмосковья Алесей Дмитриев представил уникальный доклад о градостроительном беспределе в Подмосковье и способах противодействия ему, который подготовил по итогам масштабной работы и обмена опытом. Вначале он рассказал о тех факторах, которые способствовали сложившемуся беззаконию.

Это, во-первых, "искусственно создаваемая бессистемность", которую строительное лобби во власти создает, чтобы "ловить рыбку в мутной воде". В законодательстве специально оставляют лазейки и исключения. Не ставят на учет придомовые территории, леса, водоохранные и зеленые зоны. Тормозится утверждение генпланов, документов по межеванию участков под домами и прочая градостроительная и земельная документация. Все это приводит к хаотичному выделению земли и беспорядочной застройке. По закону Генеральный план и Правила землепользования и застройки,– это абсолютно обязательные документы, без которых вообще не может быть никакого строительства.
Градостроительный кодекс прямо запрещает в отсутствие действующего генерального плана и ПЗЗ выделять земельные участки, разрабатывать проекты и выдавать разрешения на строительство.

Но с того самого момента, как новый Градостроительный кодекс был введен в действие, вступление в силу соответствующих статей регулярно откладывается.

Апофеозом стало принятие поправки, согласно которой везде строить без генплана нельзя, а в Подмосковьеможно.
"В Подмосковье последовательно саботируются и демонтируются заложенные в законодательстве юридические меры, направленные на устойчивое развитие и защиту прав граждан при ведении градостроительства, причем особенно активно последние три года".
Второй фактор, который назвал Дмитриев, это ручное управление. В заявлениях Андрея Воробьева зазвучали аргументы про целесообразность, то есть пренебрегается принцип верховенства права.

В итоге в градостроительных вопросах в Московской области практически нет правил, а есть индивидуальные решения. Активист привел пример с ситуацией в родных Химках, где после длительных обсуждений практически утвердили хороший генплан, а потом "приехал Воробьев и сказал, что застройщикам генплан не понравился, и его отправили на доработку".
Законодательство предполагает активное участие граждан в процессе согласования строительства на всех этапах: "Сначала должны быть разработаны и утверждены генпланы и ПЗЗ. На основе них разрабатывается проект межевания, чтобы определить наличие свободных участков (Ст.43 ГК РФ). И затем уже для незанятых территорий можно разрабатывать документацию. Причем, на всех этих этапах должны проходить Публичные слушания. Госорганы должны только следить за соблюдением закона и устранять нарушения".
Но в Московской области процедура далека от определенного Законом порядка:
"Существует какой-то непонятный Градостроительный Совет Московской области, в который некие люди зашли и за закрытыми дверями посовещались, а жителей потом ставят перед фактом. Органы местного самоуправления при этом имеют чисто исполнительную функцию. Потому что Мособлдума в 2015 году приняла закона о перераспределении полномочий, в котором отнесла к исключительному ведению региональной власти все решения, вплоть до разрешений на строительство".
"Что такое Градостроительный Совет Московской области? Юридически – это общественная организация, как клуб любителей пива или общество филателистов. Но фактически это центр принятия решений. Председателем его является губернатор, а членами – не только бизнес, но и министры и их подчиненные.

Это позволяет чиновникам при согласовании любых вопросов на этой площадке не думать о своих публичных обязательствах", – объясняет Дмитриев. Кроме того, на областном и местном уровне "рекомендации" Градсовета используются как прикрытие для принятия решений. Докладчик привел наглядный пример.
В 2013 году тогдашний замглавы администрации Химок (сейчас – Щелковского района) Валов А.В. в своем письме вслед за соответствующим решением Градсовета открыто называет нецелесообразным устранение указанного прокуратурой нарушения при заключении договора о развитии застроенной территории. Дмитриев также сообщил, что ему известны случаи увольнения должностных лиц за невыполнение "рекомендаций" ГрадСовета. "Фактически, ГрадСовет – это «юридический оффшор» областных чиновников, поскольку законом никак не регулируется участие населения в его деятельности, гарантии соблюдения их прав и учета интересов", говорится в докладе Дмитриева.
Второй ключевой темой выступления Алексея Дмитриева был рассказ о распространенных схемах с использованием очередников. "Обманутых дольщиков и переселенцев из ветхого и аварийного фондов превратили в топливо для машины по выработке денег из земельных участков".
Одна из распространенных схем выглядит следующим образом. Застройщик продает квартиры по договорам долевого участия на начальном этапе строительства, не достраивает дом и "внезапно" разоряется. Государство передает объект другому застройщику с обременением в виде обязательства выдать квартиры дольщикам.
А поскольку заработать на них он уже не может, ему выделяется в качестве компенсации лакомый участок под новое строительство. Например, тот, где по предыдущему проекту должны были быть построены школа или детский сад. И все повторяется по кругу.

Самое интересное, что часто эти две фирмы оказываются в собствен-ности одного и того же лица или группы лиц.
Другой распространенной схемой являются проекты, которые предусматривают строительство детского сада/школы/поликлиники на первом этаже, либо в части помещений здания. Не завершив строительство, застройщик ссылается на нехватку средств, и, апеллируя к риску появления «обманутых дольщиков», переводит социальные объекты под дополнительные жилые площади, либо под коммерческую площадь, ссылаясь на нерента-бельность.
Зачастую сразу после выхода на нулевой цикл строительства застройщики заключают несколько десятков договоров долевого участия с собствен-ными работниками, чтобы сформировать «индульгенцию» от надзорных органов и протеста населения.
«Обманутые дольщики», жильцы ветхого и аварийного фонда, другие очередники - это постоянный аргумент, в силу которого согласовываются жилые дома повышенной этажности. Также, дольщиков используют для обхода так называемого моратория на строительство. К примеру, ГК «Гранель» в обмен на обещание построить 50 000 кв. м под расселение ветхого жилья недавно получила право возвести новый микрорайон на 500 000 кв.м., несмотря на введенный запрет на строительство в городе.
Также, Дмитриев рассказал о том, как выдается земля под точечную застройку. По закону участок для жилищного строительства можно получить только на торгах. Поэтому чиновники продают или сдают в аренду участок якобы под деловую недвижимость, что дешевле и не требует конкурсных процедур, а затем меняют разрешенный вид строительства на жилищное.
"В 2010 году Минэкономразвития в своем письме прямо называет эту схему коррупционной, а теперь это привычный образ действия", – пояснил эксперт.
На переднем плане, слева направо:
Андрей Иванов, Александр Антонов, Сергей Крыжов
Дмитриев предложил ряд конкретных мер по возвращению ситуации к законности и порядку. Кроме исправления вышеуказанных недостатков в федеральном законодательстве, он призвал устранить региональные нововведения:
1
Упразднить Градостроительный Совет Московской области и вернуть полномочия местному самоуправлению.
2
Провести полную инвентаризацию и постановку на учет зеленого фонда городов, придомовых территорий, территорий общего пользования
3
Реализовать в полной мере программу «Зелёный щит»
"Не обойтись и без политической воли. Скажем, при уходе с поста губернатора Шойгу и выступлением на должность Воробьева мы наблюдали, как подотчетная губернатору Главархитектура Московской области перестала видеть нарушения, фактически прекратила работать на защиту населения от произвола регионального правительства".
~
Архитектор, урбанист, профессор Международной академии архитектуры Андрей ИВАНОВ начал свое выступление с того, что согласился с основным посылом доклада Ильдара Фасеева: "Обсуждать генеральные планы и прочие технические моменты преждевременно, пока не решены политические вопросы". Он привел пример из истории родного поселения Лесной городок, жители которого в 2005 году сумели "похоронить" на референдуме спущенный сверху вредный проект преобразования Одинцовского района в городской округ: "Политическая воля и местное самоуправление, когда оно работало, могли влиять на власть. Сейчас не знаю, состоялся бы такой референдум". Эксперт выделил три главные проблемы Подмосковья:


Андрей Иванов (справа)
Во-первых, это экология. За последние 15 лет произошла радикальная трансформация природно-культурного ландшафта, по крайней мере, ближнего Подмоско-вья. то что раньше было природным ландшафтом, превратилось в так называемый built environment, то есть плотную массу застройки. Исчезновение воды в сельских колодцах – только один из множества примеров уже наступивших послед-ствий. Чем это грозит для человека – никто пока точно не знает, потому что никто не изучал этот феномен.
Вторая проблема – это преобразования в социуме. Отсутствие самоуправления, формирование массовой потребительской культуры, заселение ближнего Подмосковья людьми, которых Иванов назвал "новыми кочевниками".
По мнению архитектора, "в этой массе мы никогда не найдем граждан, которые ответственно бы подходили к рассмотрению градостроительных документов.
И наконец, типология жилой застройки: "Я попробую сделать смелый вывод. Только там, где бытует старая и реализуется новая жилая застройка – частные одноквартирные дома, коттеджи и виллы, историчес-кие города, старые деревни, дачные поселения, иногда и новые коттедж-ные поселки – только там есть перс-пектива самоорганизации населения и индивидуализации среды".
"Происходящее можно охарактеризовать как процесс колонизации Подмосковья.
Кем именно – оставлю этот вопрос политикам"
"Кочевнические технологии пространственного развития, заселение
жителями-кочевниками и кочевнические типы застройки – в итоге приводят к превращению Подмосковья в регион без лица и собственной субъектности", – заключил эксперт.
О кочевнических подходах российской власти к обустройству пространства читайте также статью политического философа Э.Надточего
"Развивая Тамерлана"
Иванов обратил внимание еще на одну проблему, с которой столкнется любой, кто задастся целью наладить управление в Московской области – этот регион совершенно неизучен и до сих пор никем глубоко не изучается.
"Необходимы серьезные исследования того, что происходит в Подмосковье – как широкие (с использованием Больших Данных и т.д.), так и «тонкие» – например, исследование взаимосвязи типологии жилища и политических настроений его обитателей".
Урбанист считает, что все эти проблемы не могут быть решены более совершенным градостроительным проектированием. Он привел цитату из доклада агентства ООН Urbanization and Development: Emerging Futures. World Cities report 2016, в котором противопоставляются два подхода к планированию города: "город, который планирует" и "спланированный город".
Первый подход рассматривает городское планирование как "участие всех заинтересованных сторон – гражданского общества, бизнеса и правительства – в непрерывно продолжающемся процессе исследования, обсуждения и формирования представления о будущем, которое будет удовлетворять потребности всего спектра жителей городских сообществ.
Этот подход развивается в наиболее продвинутых городах. Но в других местах старое модернистское генпланирование (master planning) отказывается умирать:

"В мире остается немало мест, в которых городское планирование практикуется как проявление тщеславия национального или муниципального руководства; импортированные идеи выхватываются планировщиками из их учебников или в ответ на директивы политических лидеров".

Татьяна ОВЧАРЕНКО, руководитель московской Школы активного горожанина, отметила важную роль культуры самих горожан в процессе градостроитель-ного проектирования. Среди жителей региона надо выделить отдельную когорту, которые вообще не горожане по образу мысли, – считает Овчаренко, – Они живут в городах, но они даже не хуторяне, у них нет даже представления о том, что они могут защищать свои права.
"Я помню, на одном из публичных обсуждений в Москве жители спросили чиновников, которые заранее взгромоздились в президиум:
«Вы кто такие, что вы тут сидите? Пожалуйте вниз. Мы сами выберем, кто будет вести наши Публичные Слушания». У тех просто челюсть отвисла. Вот как надо. Поставьте себя хозяевами!"

~
В завершении круглого стола Александр ГУНЬКО сообщил, что по итогам докладов и дискуссии будут внесении предложения в программу партии Яблоко.




В заключение отметим, что подмосковные чиновники, несмотря на заблаговременное официальное приглашение на имя заместителя председателя Правительства Германа Елянюшкина, не почтили круглый стол своим присутствием.
Поделиться в социальных сетях:
Made on
Tilda