В случае с продавливанием инициативы о разрешении вырубок леса
вокруг Байкала есть индикаторы как злоупотребления властью и
неурегулированного конфликта интересов, так и теневого лоббизма.
Депутаты и сенаторы могут использовать доверенную им власть в
интересах связанного с ними бизнеса и самим выступать
лоббистами, склоняя партии и парламент к поддержке
законопроекта, выгодного замешанным в деле лицам. Важно
уточнить, что от лоббизма нужно отличать правомерное отстаивание
инициатив в коллективных интересах граждан. Обычно подобные
инициативы исходят от некоммерческих организаций и не должны
служить ничьей узкой выгоде.
Чтобы свести риски нарушений к минимуму, необходимо в корне
пересмотреть ответственность парламентариев за свои действия на
посту. В качестве отправной точки институциональных реформ нужно
принять закон о лоббизме. Закон должен строго урегулировать
попытки использовать парламент для продвижения частных и
корпоративных интересов. Первым шагом должна стать публикация
всех обращений депутатов и членов Совфеда, что мы уже
предлагали
ранее. Разбирательство конфликта интересов должно быть публичным
и независимым, депутаты и сенаторы не должны проверять на
коррупцию самих себя. Наконец, мы предлагаем установить
обязательную маркировку "агент лоббизма" для тех депутатов и
сенаторов, кто продвигает интересы корпораций и отдельных
персон.
Мы трезво понимаем положение вокруг, но именно поэтому объясняем
что не так с государственной системой в России. В противном
случае наша страна так и останется вечно отстающей от мира
периферийной автократией с украденным будущим.