Уже не могу сосчитать, какой бюджет на моей памяти в моем присутствии и с моим участием обсуждается в московской Думе… Могу сказать только одно: каждый раз я слышу фразу «в нашей непростой ситуации». Это правда, мы в очень непростой ситуации. Я хочу успокоить наших более молодых депутатов, что, судя по всему, иной ситуации у нас не будет, и каждый год парламент обязательно будет это произносить: «В нашей непростой ситуации мы принимаем бюджет».
Евгений Бунимович. Фото: пресс-служба партии
Хочу сказать не о самом бюджете… Там много что можно сказать, что совершенно невозможно за эти минуты. Там есть много хорошего и разумного в той части, которая меня интересует – образование, прежде всего. И в соцзащите есть, и в культуре, и в культурном наследии. Есть и, совершенно очевидно, отрицательные моменты. Возможно, другого нет варианта. Но это все требует обсуждения.
Я привык, жизнь научила меня уважать профессионалов. Елена Юрьевна (Зяббарова, министр Департамента финансов города Москвы, прим. пресс-службы) и ее команда – это, несомненно, серьезные, профессиональные люди, которые в нашей непростой ситуации, точнее сказать, в заданных обстоятельствах, ищут и находят (или не находят) решения.
Мои вопросы, конечно, относятся к нам самим. Вообще, это полезно – время от времени задавать вопросы самим. Хочу напомнить, что мы находимся в парламенте и что базовая позиция парламента – это обсуждение бюджета. Всегда, везде и без каких бы то ни было исключений. И то, что у нас «скукоживается» каждый раз это обсуждение, – это очень грустно. Да, конечно, можно обсуждать весь год, и я тоже обращался в соответствующий департамент, и письменно, и в разговоре. Да, конечно, можно обсуждать и в коридоре, это полезно: депутат занимается своей профессиональной деятельностью даже в столовой. Конечно, фракции, обсуждают бюджет. Но это не отменяет той процедуры, которая всегда была заложена в парламенте и которая предполагает поправки, долгое обсуждение этих поправок, встречи, голосования и так далее.
Да, парламент – это долгая, утомительная, тяжелая процедура. Но она такова. Без этой процедуры вообще парламента не существует.
Если так всё обсуждать, хочу тогда «Единой России» и примкнувшим к ним фракциям предложить обратиться в Госдуму и сказать: «Чем же вы там занимались? Что же вы несколько месяцев обсуждали бюджет, поправки и так далее? Какие-то вы отстающие». Большинство парламентов в России тоже отстающие – они тоже месяцами обсуждают бюджет. Только московская Дума с предложением наших нескольких фракций оказалась передовиком и свернула это все в одно заседание.
Нет, так не получится, это уже не парламент. Это уже даже не «осетрина второй свежести». Это такой осетринозаменитель. Вряд ли он кого-то устроит за столом. Вот не должен он нас устраивать и в парламенте.