На леса Всеволожского района Ленинградской области продолжается наступление элитной застройки. Гектары великолепных боров огораживаются высокими заборами, у местных жителей отнимается доступ к лесным озерам, население буквально выдавливается из привычной среды обитания. Не смотря на то, что в большинстве случаев застройка происходит в нарушение российского законодательства, органы власти и надзора предпочитают не замечать преступления законности. Почему? Попробуем разобраться на примере муниципального образовании «Юкковское сельское поселение».
Откуда домишки?
Деревню Порошкно, что во Всеволожском районе, пока еще обступают леса. Однако последние два года порошкинцы крайне обеспокоились их судьбой. «Неизвестными лицами в лесу, являющемся 137 кварталом Осинорощинского лесничества, возведено около полутора десятка однотипных малоэтажных строений. Строительство велось в зимний период, в сжатые сроки, о строительных работах население деревни не оповещалось. В настоящее время жителям деревни Порошкино неизвестно чьих рук это дело. Считаем что, возведение строений на территории лесного массива - места отдыха населения - является грубым нарушением наших прав». Такое письмо пришло в приемную Ленинградского отделения партии ЯБЛОКА от Валерия П.
При этом Валерий П. сообщил, что у жителей деревни имеются ответы ряда официальных инстанций. Жители обратились с запросами в Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу и прокуратуру Ленобласти с просьбой объяснить: с какой стати в Юкковском лесопарке появились деревянные домишки?
Официально
Ответ Департамента лесного хозяйства по СЗ ФО стоит того, чтобы привести его полностью:
В ответе Ленинградской природоохранной прокуратуры содержалось еще одно важное пояснение. Оказывается, часть квартала Осинорощинского лесничества была передана в аренду ООО «Севзапстройинвест» для осуществления рекреационной деятельности. Так вот в 2013 году ООО приступило к освоению лесного участка, соорудив там дома временного пребывания отдыхающих. Таким образом, основания для принятия мер прокурорского реагирования прокуратурой не было установлено.
Рояль в кустах
Итак, в соответствии с ответами Рослесхоза и Ленинградской природоохранной прокуратуры, часть 137 квартала Осинорощинского лесничества была передана в аренду ООО «Севзапстройинвест». Но передана с одним условием: для использования только в целях рекреации. Отсюда можно было бы предположить, что деревня Юкки должна превратиться в настоящий рай с десятками гектаров садов, парков, лужаек, стадионов и т.д.
И жили бы себе порошкиинцы в счастливом ожидании, если бы кто-то любопытный не заглянул в Генплан Юкковского сельского поселения, в границы которого и входит деревня. «Каково было наше удивление, когда мы увидели, что в Генеральном плане территории лесного фонда, которыми приросли Юкки, оказались отнесены к малоэтажному и индивидуальному жилищному строительству, – рассказывает Валерий П. – Как же так? Выходит, официальные инстанции доводят до нас одну информацию, а на деле происходит совсем другое?»
Жители всерьез взялись за изучение Генплана. Действительно, бывшие лесные земли обрели иной статус. Сегодня проверить это может даже школьник. Например, если кадастровый номер 137-го квартала Осинорощинского лесничества - 47:07:0719001:223 вставить в электронную версию Публичной кадастровой карты, можно получить полную информацию об интересующем вас участке.
Метаморфоза
Так в какой момент, каким образом и на каком основании случилось это удивительное превращение? С этим вопросом мы обратились к Главе МО «Юкковское сельское поселение» Игорю Петрову. Ответил он нам не сразу - сотрудники МО заявили было, что никакого запроса от ЯБЛОКА в глаза не видели. Но после того, как мы выслали подписанный ими квиток о получении заказного письма, а также сообщили о своих намерениях в случае неответа обратиться в прокуратуру, Игорь Петров все-таки счел нужным ответить. Правда, пришел ответ за подписью заместителя председателя Совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Риваса Аркании.
Как следует из письма, включение в границы поселения «209,6 га земель лесного фонда и создание на включаемых земельных участках рекреационных зон с организацией и благоустройством территории, так и зон, предназначенных для индивидуального жилищного строительства» было предусмотрено проектом Генерального плана, принятого местными депутатами. «Таким образом, - резюмирует Аркания, - при утверждении Генерального плана поселения, в том числе в части включении в его границы участков лесного фонда, нарушения со стороны органов местного самоуправления … отсутствовали».
Согласно букве закона…
Вот уже больше полутора десятков лет адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Евгений Баклагин занимается градостроительными и экологическими проблемами Санкт-Петербурга, а также городов и сельских поселений Ленинградской области. По его мнению, муниципальные депутаты Юкковского сельского поселения при переводе земель лесного фонда в земли ИЖС грубо нарушили законодательство РФ.
«Муниципалы разыграли двухходовую комбинацию: в октябре 2011 года был принят Генеральный план Юкковского сельского поселения, согласно которому 209,6 земель лесного фонда были переведены в земли поселений и включены в состав населенных пунктов деревень Юкки и Медный завод. Таким образом, земли лесного фонда стали зоной зеленых насаждений общего пользования. Не будем забывать, что письмом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 16 апреля 2012 года № ДМ-11-32/4137 увеличение площади населённых пунктов Юкки и деревни Медный завод, было согласовано при условии сохранения вида разрешённого использования бывших лесных участков, - комментирует Евгений Баклагин, – в качестве зон рекреации.
Второй этап комбинации был проведен три года спустя: 24 ноября 2014 года, когда Совет депутатов Юкковского сельского поселения принял Генеральный план в новой редакции, в которой 209,6 га земель бывшего лесного фонда были отнесены к функциональным зонам индивидуальной жилой застройки и малоэтажной жилой застройки. При этом такой перевод был совершен без согласования с Рослесхозом, что является нарушением российского законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного Кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Отсюда даже после перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов, собственником таких земель по-прежнему остается Российская Федерация. И осуществление муниципальными органами полномочий в отношении таких лесов, в том числе, в форме использования включённых лесных участков для организации жилой застройки, нарушает права собственника – РФ».
- Приведенные выше аргументы, - считает Баклагин, - свидетельствуют о незаконности решения Совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» от 24 ноября 2014 года об утверждении Генерального плана.
«Оприходование» по-юкковски
По сути, в 2014 году, приняв поправки в Генплан, Юкковские муниципалы в открытую заявили о своих намерениях в отношении включенных в границы МО лесных кварталов. И планы эти начали осуществляться. В начале осени порошкинцы увидели забор, выросший вокруг лесного озерца, что на севере 137 квартала (Фото №1 и №2), а на его берегу – начавшееся строительство коттеджей. (Фото №3)
Теперь очевидно: увеличение за счет лесных земель территорий населенных пунктов делалось с одной целью - застройки их элитным жильем, а затем распродажи. Покупателей на хороший дом с лесным участком, находящийся в десятке километров от Петербурга, сегодня немало. Питерцы ценят чистый воздух и природу.
Другой вопрос, как продать то, что тебе не принадлежит? Ведь кварталы леса, как мы теперь знаем, продолжают оставаться в федеральной собственности?
- Про факт принадлежности земель РФ все дружно «забывают», - рассказывает наш источник из числа местных жителей, пожелавший остаться неизвестным. - Для продажи находящихся в аренде земель поселений у Юкковских муниципалов имеется ряд схем, - Одна из них приблизительно такова. Сначала квартал, находящийся в аренде, закрепляется за арендатором. (К слову, деревянные домики, построенные ООО «Севзапстройинвест», вполне могут стать уважительной причиной для такого закрепления.) Далее арендатор создает некоммерческое партнерство, которое находит подставных лиц, и продает им участки по кадастровой стоимости. Последние перепродают их покупателям, но уже по рыночной цене.
Если кадастровая стоимость 137 квартала, что на юге Юкков, к примеру, составляет 261,5 миллионов рублей, то рыночная составит уже около 4 млрд. Ведь цена за сотку в этих местах - 10 тыс. евро. Но если говорить о тех самых 209,6 га, переведенных в муниципальные земли под рекреацию, их «оприходование» теоретически может принести в общем и целом порядка 15 миллиардов рублей.
Теперь понимаете, какие денежные потоки шуршат в Юкковских лесах и внимание какого круга лиц способны привлечь? Да при таких ошалелых деньгах не то, что российские законы, имя родной мамы забудешь.
«Черничная поляна»: о чем думали муниципалы?
Если для порошкинцев метаморфоза с Генлпаном стала громом среди ясного неба, для их земляков в северо-западной части поселка Юкки - дело давно известное. Здесь также, по некоторым данным, на бывших землях лесного фонда вовсю идет строительство многоквартирного жилищного комплекса (ЖК) «Черничная поляна». Еще в 2011 году руководство МО «Юкковское сельское поселение» дало добро на вырубку леса под застройку. А поскольку нарушение закона, словно снежный ком, порождает новые, скандалы вокруг «поляны» не утихают.
«В 2012 году, когда мы заключали договор с IMD Group (застройщик ЖК «Черничная поляна»), речь шла только о двух многоквартирных домах, - говорит активист группы пайщиков ЖК Алексей Орлов. - Сегодня их построили восемь».
Добавим к этому, что в 2013 году IMD Group получило разрешение на строительство еще и второй очереди «Черничной поляны» из 5 домов. И это притом, что акт ввода в эксплуатацию уже заселенной первой очереди … не подписан. Из-за отсутствия канализации, нормального водопровода, подъездных дорог. А значит заплатившие за квартиры деньги, и въехавшие в дома жильцы, не имеют ни права собственности на свое имущество, ни регистрации, ни прописки. Отсюда новый виток проблем: детишек не устроить в детский сад, взрослому не устроиться на работу, пенсионеру не получить по месту прописки пенсию и т.д.
Дольщики в отчаянии: «Мы обращались в прокуратуру и к местным властям, но они игнорируют наши запросы. Пикеты и митинги приводят лишь к обещаниям и кратковременной активности чиновников и застройщика…»
По сути, люди стали заложниками безграмотных, основанных на коррупции чиновничьих решений. Ведь если бы, принимая Генплан, муниципалы думали о благе населения, подобного рода бедствий локального масштаба не произошло бы.
- Принятый в 2011 году Генеральный план, а также поправки к нему, внесенные в 2014 году, не содержат никаких расчетов, обосновывающих возможность многократного увеличения численности поселения, - продолжает Евгений Баклагин. – Более того, он не предусматривают никаких мероприятий по обеспечению прироста населения Юкковского сельского поселения необходимыми объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Таких, скажем, как строительство новых систем водоотведения и очистки в связи с массовым строительством многоквартирных домов. И это уже наносит моральный, социальный, экологический ущерб. К примеру, сброс неочищенных канализационных стоков с заселенных домов первой очереди «Черничной поляны» осуществляется в ручей Дранишник и реку Сестра…
Юкковская Кущевка
Итак, в Юкках вместо садов и парков планируются новые вырубки, хаотическое развитие застройки, ухудшение качества окружающей среды и качества жизни, социальные волнения. Так «1 декабря 2015 года пайщики ЖК «Черничная поляна» в очередной раз митинговали с плакатами: «Сазонова и Петрова - под суд!». Они считают, что глав администрации и муниципалитета Юкковского сельского поселения надо отправить в отставку и возобновить производство уголовных дел, в которых они фигурируют. Проблемы «Черничной поляны», по их мнению, возникли из-за превышения должностных полномочий и халатности чиновников».
Тем временем, IMD Group активно зазывает новых пайщиков в строительство второй очереди «Черничной поляны». Похоже, компания увязла в долгах и чтобы сдать в эксплуатацию первую, вовлекает новых дольщиков. Так что у местного движения обманутых дольщиков все еще впереди.
Но введенные в заблуждение пайщики и переживающие за лес порошкинцы – лишь вершина айсберга. Всеволожский район постоянно сотрясают скандалы. Последние несколько лет общественность области и Петербурга отчаянно защищает от застройки Токсовские леса и озера, Колтушские высоты, в самом Всеволожске жители ведут борьбу с уплотнительной застройкой. В этой «гражданской войне» имеются и жертвы. В январе 2013 года был убит главный архитектор города Всеволожска Эдуард Акопян. В октябре 2015 года похищена и убита начальник Росреестра Наталья Захарова…
Молчаливое невмешательство органов власти, правоохраны, контроля и надзора… Вам ничего это не напоминает? Лично у меня возникает ассоциация со станицей Кущевка, печально прогремевшей на всю страну. Так же как и в Краснодарском крае, в Юкковском сельском поселении, под боком у Петербурга, все очень похоже: при свете белого дня творится явное беззаконие, нарушаются имущественные интересы государства, права граждан, страдает окружающая среда, нарастет социальная напряженность, но все делают вид, что ничего не происходит.
Мне могут возразить, дескать, в октябре 2015 ФСБ проводила обыски в администрации Всеволожского района. Напомним, они состоялись в рамках расследования уголовного дела о приватизации земель Ржевского полигона все в том же Всеволожском районе. СМИ по этому поводу напомнили нам о выводе в 2011 году из ведения Минобороны и продаже свыше 500 га территории Ржевского военного полигона с рыночной стоимостью участков примерно в 3,3 миллиарда рублей… Однако чем закончилась проверка, каков ход уголовного дела, для широкой общественности пока так и остается неизвестным.
Чей кулак должен стукнуть по столу?
- В случае выявления незаконного использования включенных в границы населенных пунктов земель лесного фонда, право на обжалование принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства, - комментирует юрист Ленинградского областного отделения «Яблока» Наталья Павлова. - Пока же мы не наблюдаем со стороны Рослесхоза инициативы по защите курируемых земель, что, согласитесь, странно.
- Обжаловать неправомерность изменений, внесенных в правила землепользования и застройки, имеет все основания комитет по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти, - продолжает Павлова. – Комитет наделен полномочиями осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. И опять-таки предпочитает оказаться в стороне.
- Уж никак не должна оставаться безучастной к происходящему Ленинградская природоохранная прокуратура, которая, в нашем случае, так и не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования, – говорит Павлова. - Ведь еще в апреле 2012 года в прокуратуре Ленобласти состоялось межведомственное совещание, посвященное надзору и контролю в сфере земельных и лесных правоотношений. На нем, частности, было сказано: «Установлено, что на территории Ленинградской области незаконное изъятие лесных участков из федеральной собственности, включение их в границы населенных пунктов и предоставление для ИЖС носила систематический и массовый характер». То есть ведомство, что называется, в теме.
- И уж совсем загадочна позиция Территориального управления Росимущества по Ленинградской области, – резюмирует Наталья Павлова. - Землями, являющимися государственной собственностью, распоряжаются, муниципалы, меняя даже их принадлежность… (!) К этой ситуации, на мой взгляд, уже применимы статьи Уголовного кодекса РФ.
Хочется спросить: так зрячее ли оно – государево око? Или помутнело от умопомрачительных потоков «зелени», шуршащей в лесах Юкковского сельского поселения?
Требуется политическая воля
И все-таки эту историю хотелось бы закончить на обнадеживающей ноте.
5 июня 2014 года Всеволожский городской суд Ленинградской области признал противоречащим российскому законодательству решение депутатов Юкковского сельского поселения, изменившее статус рекреационных территорий на северо-западе деревни Юкки. Местные жители и Евгений Баклагин доказали, что изменение статуса лесных земель на статус «застройки малоэтажными жилыми домами» или Ж-2 - незаконно. Пять месяцев спустя, 20 ноября 2014 года, Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда подтвердила правомочность этого решения, отклонив аппеляцию депутатов МО «Юкковское сельское поселение».
А 19 мая 2015 года 13 Апелляционным арбитражным судом отменено решение о включении в границы поселка Ленинское Выборгского района 170 гектаров лесного фонда. Да, речь идет о другом районе и несколько иной правовой ситуации, но общее в Ленинском и Юкках одно: незаконное изменение статуса лесных земель. Суд определил, что постановление правительства Ленинградской области об установлении границ населенного пункта не может являться актом о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не прекращает право государственной собственности на леса.
Это означает одно: для наведения правопорядка с лесными землями в Юкковском сельском поселении, во всем Всеволожском районе, да и всей Ленинградской области, имеются правовые основания. Дело - за политической волей людей, стоящих у руля, как субъекта федерации, так и федеральных структур.